Пушки Московского Кремля
Вряд ли найдётся человек, который ничего не знает о Царь-пушке. А вот крупнейшая в мире коллекция «орудий одной армии» известна только специалистам. Хотя Царь-пушку от 734 трофейных стволов Наполеоновского войска отделяет всего сотня шагов. Поэтому сегодня приглашаю вас прогуляться по артиллерийским местам московского Кремля.
Для тех, кто решит самостоятельно пройтись по «пушечным» местам Кремля, я предлагаю небольшую карту. Красной стрелкой на ней обозначен главный вход через Кутафью-башню. Не забудьте сдать сумки-рюкзаки в камеру хранения, с ними в Кремль не пустят. И приготовьте для осмотра содержимое карманов — проверяют их на входе по-настоящему. Итак, предположим что мы уже прошли по красной стрелке и стоим внутри кремлёвских стен. Слева от нас — здание Арсенала (обозначен цифрой «3» в зелёном круге). Сюда мы ещё вернёмся, а начать прогулку я предлагаю с самого известного кремлёвского орудия.
Итак, Царь-пушка, не слышал о которой только глухой. На карте её расположение обозначено цифрой «1». Царь-пушка занесена в Книгу рекордов Гиннеса как пушка самого большого калибра в мире (890 мм). Орудие было отлито в 1586 году мастером Андреем Чоховым и установлено на деревянном станке-настиле рядом со Спасскими воротами. Споры стреляла она или не стреляла ведутся до сих пор, однако наиболее правдоподобно выглядит следующая версия.
Из Царь-пушки был произведён один выстрел после отливки для контроля качества (все отлитые пушки проверяли в то время таким образом). Проверочный выстрел Царь-пушки был холостым — внутри ствола остались литьевые приливы. Ядрами она никогда не стреляла и не была для этого предназначена. Стрелять Царь-пушка должна была мелким каменным дробом, но вряд ли сделала хоть один боевой выстрел. Лафет, на котором пушку можно увидеть сегодня, равно как лежащие рядом ядра — бутафорские, отлиты в 1834—1835 годах.
Немного не в тему, но раз уж мы в Кремле, грех не взглянуть на Царь-колокол (цифра «4» в голубом круге на карте).
С другой стороны колокольни Ивана Великого разместились ещё три колокола поменьше.
Остальной «Кремлёвский звон» можно увидеть только высоко задрав голову.
Возвращаемся к основной теме нашей экскурсии. Справа от Царь-пушки в 2012 году открыли экспозицию русских артиллерийских орудий XVII-XVIII веков из коллекции Музеев Московского Кремля (цифра «2» на карте). Пушки установлены на белокаменном постаменте, на бронзовых подставках и каждая имеет информационную табличку.
Слева 6-фунтовая бронзовая пушка, отлитая мастером Григорием Наумовым в 1630 году. Справа 2-фунтовая бронзовая пушка массой 332 кг. Отлита мастером Харитоном Ивановым в 1666 году.
Ещё одно 2-фунтовое орудие Харитона Иванова — это весит 352 кг.
2-фунтовая бронзовая пушка Василиск. Отлита в 1671 году мастером Фёдором Кирилловым.
На переднем плане 2-фунтовая бронзовая пушка мастера Якима Никифорова. Отлита в 1672 году. В марте 2017 года какая-то свинья запихнула в неё пустую пластиковую бутылку — донести до урны, видать, силёнок не хватило. За этим орудием — 2-фунтовая бронзовая пушка 1679 года, мастер Яков Осипов Дубина.
Две 2-фунтовые бронзовые пушки мастера Евсея Данилова, отлитые в 1680 году. Та, что слева, имеет собственное имя «Соловей».
На переднем плане 2-фунтовая бронзовая пушка мастера Андрея Екимова (Якимова), отлитая в 1676 году. За ней 3-фунтовая бронзовая пушка, отлитая в 1697 году мастером Иваном Михайловым.
Русская 1-фунтовая бронзовая пушка. Вес орудия 143 кг.
Эту 4-фунтовую бронзовую пушку отлил в 1701 году мастер Иван Моторин.
Две 6-фунтовые бронзовые пушки, отлитые в 1711 году в Казани.
Переходим к самой вкусной части экскурсии вдоль стен Арсенала (цифра «3» на карте). Почему вкусной? Запретный плод, как известно, сладок, а к бóльшей части Арсенала просто так не подойти. Свободный доступ возможен только к 4 русским пушкам и сотне трофейных стволов у левой части южной стены Арсенала (на карте зелёная линия).
Правая часть южной стены (оранжевая линия) для открытого доступа закрыта. Русские пушки на лафетах ещё можно разглядеть издалека, а вот рассмотреть трофейные орудия уже не получится.
Остальную часть выставки пушек вдоль восточной стены (красная линия) даже разглядеть вряд ли получится. Почему такая несправедливость, спросите вы? А потому что напротив стоит здание Сената, а в нём находятся кабинеты высших чинов правительства.
Так что извините, гулять напротив режимного объекта вам никто не позволит. Впрочем, есть один способ попасть к восточной стене Арсенала (последующие фото — тому подтверждение), но о ней я расскажу в конце статьи. А пока давайте смотреть пушки.
Начинаем с общедоступных орудий. 70-мм бронзовая пушка, отлита в 1547 году.
110-мм бронзовая пушка 1629 года.
Это орудие, увы, таблички не имеет. Но оно точно русское.
Бронзовая пушка «Лев» отлита в 1705 году мастером Карпом Балашевичем.
Входим в «оранжевую зону». 92-мм бронзовая пушка «Гамаюн» 1690 года. Работа мастера Мартьяна Осипова.
190-мм бронзовую пушку «Онагр» отлил в 1581 году мастер Первой Кузьмин.
195-мм бронзовая пушка «Троил» мастера Андрея Чохова. Отлита в 1590 году.
95-мм бронзовую пушку Волк отлил в 1679 году мастер Яков Дубина.
Продолжаем осмотр и вступаем в «красную» зону. 220-мм бронзовая пушка «Единорог» отлита в 1670 году мастером Мартьяном Осиповым.
187-мм бронзовая пушка «Троил». 1685 год, мастер Яков Дубина.
180-мм бронзовая пушка «Аспид». Отлита мастером Андреем Чоховым в 1590 году.
180-мм бронзовая пушка «Новый Перс» мастера Мартьяна Осипова. Отлита в 1685 году.
Более поздняя работа Мартьяна Осипова: 180-мм бронзовая пушка «Орёл» 1698 года.
625-мм чугунная мортира XVII века. Самое загадочное орудие в коллекции. Обнаружено во время кремлёвского пожара пару веков назад, но как и откуда в Кремль попало — загадка.
207-мм бронзовая мортира 1735 года, мастер А.Арнольд. Нижний большой лафет первоначально предназначался для «Мортиры Самозванца» Андрея Чохова. Однако она уехала на выставку в Санкт-Петербург и в Москву не вернулась.
Как по мне, так к лучшему — сегодня её можно увидеть и рассмотреть во всех подробностях в Артиллерийском музее. А так стояла бы под комендантской охраной и было б к ней не подойти.
155-мм бронзовая пушка. Отлита в 1635 году.
190-мм бронзовая пушка «Василиск» 1591 года.
160-мм бронзовая пушка «Перс». Отлита в Польше в 1619 году мастером Михаилом Ротенбергером.
165-мм бронзовая пушка. Отлита в 40-е годы XVII века.
А теперь настал черёд крупнейшей в мире коллекции «пушек одной армии» — трофейным артиллерийским орудиям, брошенным Наполеоновской армией во время бегства из России. Больше нигде вы не увидите столь полного собрания пушек, мортир и гаубиц, одновременно находившихся на вооружении одного войска.
После ухода французов из Москвы ими было оставлено в городе около сотни орудий. По окончании войны, по царскому указу, в Кремль стали свозить пушки и с других полей сражений. К 1819 году в Кремле оказалось 875 стволов, которые должны были стать основой экспозиции Музея Отечественной войны. Однако музей так и не открыли, а пушки сложили вдоль стен Арсенала. Сегодня они установлены в два ряда на низких каменных подиумах между русскими пушками на декоративных лафетах.
В общедоступной части экспозиции всего около сотни стволов, и как я понял, не самые ценные. С одной стороны это плохо, а с другой… Безбашенные посетители запросто отправляют гулять по ним своих отпрысков, не заботясь о том, что смотреть на следы их чад поверх старой бронзы другим не особо приятно. А чё, он же ребёнок! Так что к лучшему, что пушки «повкуснее» огородили от греха подальше.
Блоки с трофейными пушками в «красной зоне» дополнительно оформлены декоративными ядрами. По размеру сопоставимыми с теми, что лежат у Царь-пушки.
Большинство пушек, по традиции того времени, имели собственные имена. Как правило, их чеканили на дульной части ствола.
В состав армии Наполеона входили войска многих европейских государств, и сейчас по русским трофеям можно изучать географию Европы того времени, а заодно и геральдику. Вот Наполеоновские вензели с французских пушек.
Прусские пушки: монограмма короля Фридриха (с девизом «поледний довод королей») на казённой части и прусский орёл (с девизом «за славу и родину») на дульной.
Слева вензель королевства Вестфалия, справа корона на итальянской пушке.
Об этих вензелях я ничего не могу сказать (пока). Но красиво!
Увы, война и красота — понятия несовместимые. Многие орудия несут на себе следы ранений. Самые распространённые — выбоины на стволах.
А у этой мортиры покалечены дельфы: один согнут, другой сломан.
А кроме того, отступающие французы намеренно портили пушки, чтобы они не достались русским. Самой распространённой и доступной пакостью было заклёпывание запального канала.
А у этой пушки нет одной цапфы — её то ли отпилили, то ли откололи. Представляете, как хранили верность императору французы, если оголодавшие и промёрзшие ухитрились отломать такой кусок бронзы, только чтоб русским хорошая пушка не досталась?
Вот на этой радостной ноте я хочу закончить рассказ об известных и неизвестных пушках Кремля. Как и обещал, объясню каким образом можно посмотреть на «закрытую» часть коллекции с близкого расстояния. В Кремле регулярно проводится лекция «Искусство литья: кремлёвские пушки и колокола». В сопровождении её автора, Лидии Юрьевны Мельниковой, можно посмотреть ВСЕ пушки, выставленные у Арсенала. Покупаете билет в кассах Кремля — и вперёд, навстречу старинной бронзе! Ближайшие дни проведения экскурсии 8 и 23 апреля. Не знаю как вы, а я точно пойду. До встречи в Кремле!
P.S. Совсем забыл — на карте отмечены ещё два места около Кремля, где есть старинные пушки! Номер «5» — храм Василия Блаженного, он же Покровский собор. За его оградой со стороны Васильевского спуска есть несколько орудий и россыпь каменных ядер. Номер «6» — артиллерийский двор Исторического музея. Находится на территории старого Монетного двора, открыт все дни кроме вторника, вход вроде как бесплатный. Узнаю точнее — сделаю отдельный материал. Ну вот теперь точно всё. До новых встреч!
Другие материалы по военной теме читайте здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
У автора статьи Леонида Кузнецова пока только первое впечатление, и множество фактических, исторических и др ошибок. Например, он называет французские трофейные гаубицы мортирами! Пушку полевую на декоративном колесном лафете «русской», а на ней только похожий герб на российский двуглавого орла — но,австрийской империи!А вензеля просто читаются — «Республика Франция». Буквы «A-N» — Ассамблея Национальная (время Конвента).
Всегда приятно читать комментарии к своим материалам. Тем более если автор не ограничивается парой слов, а составляет несколько предложений. И любой такой комментарий некрасиво оставлять без ответа, поэтому надеюсь, что Николай Николаевич прочтёт эти строки.
Я не претендовал на историческое исследование, а просто быстро сделал пост об экскурсии к кремлёвским пушкам. Естественно, всё моё внимание было уделено орудиям, к которым не подойдёшь в частном порядке, поэтому «левая сторона» осталась без должного внимания. Там, кстати, не только пушка без таблички не русская, но информации об этом у меня на тот момент не было. Да и в сети её особо нет, по крайней мере в широком доступе.
По поводу гаубиц, названных мортирами, полностью согласен — это моя ошибка. Тем не менее для статьи такого рода она не критична, особенно если учесть, что Царь-пушка тоже не пушка. Однако же её называют пушкой во всех путеводителях и обзорах — и ничего, мир не рушится.
Теперь о вензелях и монограммах. Я не силён в геральдике, скажу больше — я в ней вообще ноль. Сферой моих интересов до недавнего времени был ХХ век, ну может самый конец XIX. Однако после того, как я выложил на сайт эту статью, мне презентовали скан шикарного издания 1912 года по коллекции Кремлёвских орудий (низкий за это поклон). Там подробно описаны все орудия и отрисованы все монограммы, так что монограмму Республики от вензеля Людовика я теперь отличать научился.
За спрос денег не берут, поэтому рискну задать Николаю Николаевичу пару вопросов. Первый — где в моём обзоре орудие с буквами «A-N» — Ассамблея Национальная (время Конвента)? И второй вопрос, относительно «множества фактических, исторических и др ошибок». Две ошибки фактические (русская/польская и гаубица/мортира) я вижу, но два — это ещё не множество. Где, например, ошибки исторические? А «др.» — это вообще какие? Стилистические, орфографические, пунктуационные, логические?
Очень надеюсь, что Николай Николаевич не сочтёт за труд ответить на мои вопросы.
Пушки на декоративных лафетах (в открытой зоне слева от входа Арсенала).
Краткие пояснения.
Пушка №1 «Фальконет» литовского литья,
Калибр 70 мм, 1547 год. Трофей Ливонской войны.
С гербами Польско-Литовского (федеративного) государства; слева – герб Погонии (всадник с мечём); справа столпы-колонны Гедимина. С именем Польско-Литовского короля Сигизмунда 2 Августа. Самое древнее орудие в коллекции Кремля.
Пушка №2. «Буйвол». Данциг (Польша), 1629 год, калибр 151 мм. Вес 1628 кг.
Мастер – Людвиг Вихтендаль.
Выборный король Польши – Сигизмунд 3-й Ваза (1587—1632),
из шведской династии.
Чугунная табличка на парапете к этой пушке – не соответствует!!
и нуждается в корректировке и замене.
Пушка №3.
Священная Римская империя
(Рудольф 2-й Римский император, Венгрии и Богемии король).
Калибр – 110 миллиметров.
На казенной части ствола сверху –
насечена надпись, взявших этот трофей, на турецком языке прописью (плохо сохранилась).
Пушка №4 «Лев».
Отлита из бронзы в городе Глухове в 1705 году,
коштом Ивана Мазепы с его гербом и с изображением льва.
Мастер литейщик – Карп Балашевич. Вес 107 пудов 33 фунта.
Знания и фото раздаются бесплатно! Всю открытую зону облазил и изучил еще подростком, когда вход в М.Кремль был бесплатным! В закрытой зоне – не был.
Для простого московского пенсионера – дороговато! стало всё это искусство.
Считаю, и это принципиально, что трофеи Русской армии надо показывать всем бесплатно. Своими предками надо гордиться, а не извлекать наживу.
А иначе, какие вы, господа музейщики патриоты!
С уважением, Николай Николаевич. nickol.semenow2014@yandex.ru
Юноша, кажется, обиделся и стал больше читать и изучать, что похвально.
Царь пушка раньше называлась «Дробовик Российский».
Собственные имена имели не все трофейные наполеоновские полевые пушки. В основном французские, баварские. Гаубицы французские – имен не имели.
Рекомендую почитать дополнительно описании трофейных орудий М.Кремля генерала Петрова, и современные – Игошин.
Огромное спасибо, Николай Николаевич, за подробную информацию по «пушкам левой стороны». В сети я её найти не смог. Тем не менее хотелось бы всё-таки услышать ответы на заданные мной вопросы, а то ведь я и на самом деле обидеться могу. Хорошо что я от природы не обидчивый, иначе эти комментарии вообще бы под статьёй не появились. Есть у меня как у администратора сайта право «вето» — таковы законы Интернета.
По поводу того, что доступ ко всем трофеям должен быть свободным — и согласен, и нет. Вот выставили русские пушки в Кремле на свободе — в одну из них бутылку кто-то запихнул. А пушки у Бородинской панорамы так вообще местами в каких-то выбоинах и пропилах (явно не Наполеоновского времени), про мусор в стволах можно и не упоминать... Это, кстати, не моё брюзжание, это даже Игошин отмечает. Ну не приучены у нас граждане сохранять то, что кровью добывали предки. Последняя ремарка — по поводу входа в Кремль. Для пенсионеров и студентов он бесплатный (только территория, кроме музеев), надо только в кассе взять льготный билет. Ну и в четверг не пустят, так как выходной.
Автор статьи и фото просил Николая Николаевича, указать его ошибки по тексту. Когда под хорошими фото,есть корректные пояснения, то и рассказ будет хорош.
Не захотели по почте, конфиденциально, давайте по сайту.
Автор – «монограмма короля Фридриха «Последний довод королей». Позвольте, каких королей? Правильно – «Последний довод короля». Разница большая.
«Свободный доступ возле только 4 русских пушек». Я уже ранее все перечислил, из них только «Лев» относится к Российской империи времен Петра 1-го.
Под фото 3 пушки на декоративном лафете автор написал: «таблички нет, но она точно русская». Правильно, пушка полевая Священной Римской империи, которую я ранее так же указывал.
«В общедоступной зоне не самые ценные пушки…». Это неправда. Особенно могу выделить две полевые 3-х фунтовые пушки Великого Княжества Польского, Баварскую гаубицу «Арзамес», единственный в коллекции «Фальконет» и многие, многие другие…
Большинство пушек – имели имена. В коллекции больше всего орудий Австрийской империи, которые имен не имели.
«Намеренно французы портили пушки» — это глупость. Пушки портили, когда они уже имели критические повреждения: вмятины дульной части, «расстрел» канала ствола, повреждения затравочного отверстия и др. Иногда такие порченные пушки после боёв выполняли роль первого надгробия, например, погибших наполеоновских генералов.
Про мортиры и гаубицы. Мортира – осадное орудие, которых Наполеон в русский поход не брал. Так, что, только полевые пушки и гаубицы.
Я вижу, вы развернули бизнес на фотках. Скоро доступ откроют, и таких фоток будет очень много. Про Ваше «вето», как и все санкции – меня мало волнуют и трогают. Можно закрыть адрес и закрыть общение, но всё пространство интернета – не закроешь. Кстати, под «бурный адабрямс» снесли целый великолепный 14 корпус Кремля, и под музеи Кремля Гагариной его не отдали…
А с какого пуркуа я должен был отвечать по почте, если комментарий был оставлен на сайте? Мой уважаемый оппонент тоже мог отправить свои замечания мне на почту, тогда и переписка была бы конфиденциальной. А раз разговор начат публично — негоже переносить его в кулуары. Или не ожидали, что я вместо того чтобы покаяться и посыпать голову пеплом грамотно отвечу и со своей стороны вопросы начну задавать?
Теперь по существу. Да, перевод про довод короля — моя ошибка (третья по счёту). Раньше я этот лозунг видел только на французских орудиях, там он действительно «королей». То что Фридрих изменит его на «короля» мне и в голову не пришло.
Относительно четырёх русских пушек слева от входа, названных мной русскими — вроде как уже разобрались с ними в предыдущем комментарии. Информации о месте их рождения на табличках нет, а официальные путеводители обычно сообщают что-то типа «самые ценные русские орудия установлены на декоративных лафетах».
С мортирами/гаубицами тоже вроде в прошлый раз разобрались, к чему снова поднимать этот вопрос? Да, я был неправ, могу ещё раз повторить.
А вот дальше, извините, начинаются уже ошибки в утверждениях Николая Николаевича. «В общедоступной зоне не самые ценные пушки — это неправда». А я и не претендую, что это правда. У меня в статье в этой фразе написано «как я понял», то есть я высказываю предположение, а не утверждение.
По поводу «и многие, многие другие…» — знаем, плавали! Это из той же серии, что и первый комментарий «множество фактических, исторических и др. ошибок» -где оно, это множество?
Большинство пушек имели имена — я имел ввиду вообще, а не только в Кремлёвском собрании.
«В коллекции больше всего орудий Австрийской империи». Ну-ну… Французских пушек в Кремле 280, австрийских 160 (читайте внимательнее Петрова, стр.115). Как два числа сравнить, какое больше — какое меньше, во втором классе начальной школы проходят, кажется?
«„Намеренно французы портили пушки“ — это глупость». А почему, собственно? Вот на мой взгляд глупость — рассуждения о порче пушек, получивших критические повреждения. Зачем тратить силы, если пушка и так уже неисправна? А вот попортить целое орудие, которое больше не можешь переть в Париж по причине передохших лошадей, очень даже логично. Кстати, о порче орудий французами я не сам придумал, а от научных сотрудников музеев Кремля услышал. Думаю, они в этом поболе Николая Николаевича разбираются.
Финальные фразы вообще перлы. «Я вижу вы развернули бизнес на фотках». То ли смотрит не туда, толь со зрением беда. Где этот бизнес, покажите мне его!
«Скоро доступ откроют, и таких фоток будет очень много». Чтобы открыли доступ, из Сената надо убрать кабинеты правительства. Я что-то не слышал о планах Президента переехать. А даже если и откроют — что, все побегут сразу пушки фотографировать и в Интернет выкладывать? Много в сети снимков пушек у Бородинской панорамы? А ведь они открыты для доступа в любое время суток.
Кстати, про «бурный адабрямс». То, что кому-то нравилась пятиэтажная громадина в стиле сталинского классицизма (я про 14-й корпус), не значит, что она имела хоть какую-то ценность и была «великолепной». А учитывая, что для её постройки снесли действительно великолепный ансамбль Чудова монастыря (и не его одного) вообще не давал право дальнейшего существования этому архитектурному уродству. А с другой стороны, в Кремле во все времена и при всех царях сносили-строили-перестраивали...
18.04.2017. Леонид, 14 корпус был 4-х этажным (с высоким цокольным этажом).
Представлял именно как подлинник историческую ценность, где прошли эпохи Сталина, Хрущёва, Брежнева и … до Путина. В своё время мне удалось там побывать, при очередной реконструкции. К сожалению, от Чудова и Воскресенского монастырей – ничего не осталось подлинного, и при решении восстановить всё это будет только новоделы. А как вам вертолётная площадка в историческом месте? Может быть ещё ракетную устроить.
В прошлом году, в нашей печати, было сообщение, что наряду с новыми экскурсионными маршрутами по МК, предполагается восстановление памятного (Крест работы Васнецова) места гибели градоначальника великого князя Сергея Александровича, близь Никольской башни МК. Это как раз, рядом, где лежат последние трофейные наполеоновские пушки. Следовательно, доступ будет открыт.
На одной из первых ваших фото, первая секция, справа от входа Арсенала – старая полевая пушка с множественными повреждений от картечей в дульной части ствола. В системы стандартизации Наполеона орудий и лафетов она явно не попадала. Цапфы этого орудия конусные, как у старинных русских пушек 17 века. Это орудие в русском походе не могло участвовать! При очередном посещении, можете задать вопросы: страна происхождения, год выпуска, мастер литейщик?
На другой вашей фотографии повреждённая пушка (вырван кусок с торца дульного среза). Эта полевая пушка известная и по другим фото. Пушка полевая 4 фунтовая, Баден, 1801 год. Мастер литейщик Г.К.К. Хеншель.
Про пушки Бородинской панорамы. Они все подробно описаны грамотно Игошиным. Фотографий их много. В моей коллекции фото, все они есть, с подробностями. Доступ к ним свободен, чему я и был благодарен.
16.04.2017 был свободный доступ во все музеи. После посещения музея, зашёл на артиллерийский двор, что напротив входа Исторического музея. Экспозиция там небольшая, спокойно сделал фото все орудий. Посетителей мало, не более 10. Основная масса стояла в очередь на вход в Исторический музей.
В музее 1812 года – 4 орудия (все их фото имеются в свободном доступе). Фотографировать можно все экспонаты бесплатно! Правда, одно орудие — гаубица типа «Огнистая кошка» боевой трофей ещё армии Суворова А.В., но все они стоят вместе. Ранее она была в зале Исторического музея.
И напоследок. Должного ухода за трофейными орудиями в МК – нет! Да, туристы иногда оставляют пластиковые бутылки в каналах стволов, но песок и строительный мусор там откуда? В лучшем случае, раз в год сметается веником отлетевшая штукатурка и всё. За недешёвую входную плату, могли бы и следить за экспонатами.
Николай Николаевич.
19.04. Фото «Дети бегают по пушкам».
Детки бегают по пушкам,
Детям – развлечение.
Упадет башкой об пушку,
Будет – огорчение.
А если говорить серьёзно, это не детская площадка!
Кто будет виноват? Подумайте?
До первого случая. Быстро «вакханалию» прикроют, запретят, наведут порядок, выставят ниточные ограждения и распорядителя – надсмотрщика.
Так дитё не само туда забралось, его родители подсадили, подбадривая... Родителям по большому счёту надо клизму ставить за то что сами себя вести по-человечески не умеют и детей ничему не научат.
Побывал в конце мая 2017 на этой экскурсии. Лидию Юрьевну знаю с её школьных лет, было приятно получить от неё приглашение и узнать, что она доросла до авторской программы. А она, программа эта действительно замечательная. Рекомендую всем не смотря на её цену: 750р. Сначала часовая лекция в лектории, что позади Князя Владимира, затем через Боровицкие ворота путь лежит сначала к колоколам, а затем и к Арсеналу в запретную для обычных посетителей зону. «Наезд», выражаясь современным языком, на музейщиков с обвинением их в жажде наживы несправедлив, ибо доступ к длинной стене здания Арсенала закрыло ФСО. Для каждой экскурсии выдаётся отдельный пропуск. Так что Лида, а я называю её так по праву давнего знакомства, делает большое дело. Экскурсии редки: две-три были осенью прошлого года, две этой весной, следующая в конце сентября. Велика нажива! Короче в 20 числах сентября 2017 все, кто это прочитал — на лекцию-экскурсию «Пушки и колокола» в Кремль!
Оставить комментарий или два
Подпишись на RSS!
Подпишись на RSS и получай обновления блога!
Получать обновления по электронной почте:
Рубрики
Архивы
Я на твиттере..
Самое комментируемое
Заметок на блоге: 943
Комментариев: 200
Самое популярное