Первые моторы России на XXVI Олдтаймер-Галерее в Сокольниках: все машины в одном обзоре
Темой специальной экспозиции на XXI Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина, проходящей в Сокольниках с 8 по 12 марта, стало начало эпохи автомобилизации в России. В отдельном зале, оформленном в стиле автомобильных выставок начала XX века, представлено более 40 автомобилей, мотоциклов и велосипедов, выпущенных более ста лет назад. Уникальность выставки не только в возрасте экспонатов, но и в том, что собраны они из нескольких коллекций, как музейных, так и частных. Второй раз их вряд ли удастся собрать в таком составе, поэтому спешите увидеть!
Яковлев и Фрезе
Первый русский автомобиль, построенный в 1896 году экипажным фабрикантом Петром Фрезе совместно с владельцем завода по производству двигателей внутреннего сгорания Евгением Яковлевым. В год постройки машина экспонировалась на XVI Всероссийской художественной и промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году, где была продемонстрирована в действии императору Николаю II. О дальнейшей судьбе автомобиля ничего не известно. На выставке представлена реплика, изготовленная реставраторами музея газеты «Авто-Ревю» к 100-летию первого русского автомобиля в 1986 году.
◊◊◊
Руссо-Балт К 12/20
Единственный в мире сохранившийся оригинальный экземпляр этой марки. Свою службу этот автомобиль 1911 года выпуска начал в Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине. В 1913 году он был свидетелем визита Николая II на аэродром, где императору демонстрировали другое творение Русско-Балтийского вагонного завода – четырехмоторный аэроплан «Русский витязь». Сейчас этот «Руссо-Балт» принадлежит Политехническому музею.
◊◊◊
Stoewer Der grosse Motorwagen
Автомобиле этой марки выпускались с 1899 по 1943 год в немецком городе Штеттин (ныне польский Щецин). В дореволюционной России марка Штевер была достаточно хорошо известна, к началу Первой Мировой войны её дилерская сеть была едва ли не самой обширной. Представленный на выставке автомобиль 1899 года — первая модель Штевер, её название переводится как «большой моторный экипаж». Машина предоставлена Политехническим музеем.
◊◊◊
De Dion Bouton Model Z
Одним из лидеров автоиндустрии на рубеже XIX-XX веков была французская компания Де Дион Бутон. Начав с паровых автомобилей, фирма позднее сконцентрировалась на производстве трициклов и лёгких четырёхместных колясок с одноцилиндровым бензиновым мотором. Премьера автомобиля с кузовом «тонно» и двигателем мощностью 8 л.с. состоялась в 1903 году, а на выставке представлен автомобиль 1905 года выпуска.
◊◊◊
Buick Model F
Автомобили Бьюик в дореволюционной России большой популярностью не пользовались. В Москве и Санкт-Петербурге было зарегистрировано лишь по несколько автомобилей этой марки. Представленный на выставке автомобиль выпущен в 1908 году.
◊◊◊
Berliet 40HP
Одна из забытых сегодня марок, легковые автомобили которой в начале XX века ассоциировались с комфортом и престижем. В то же время, грузовики Берлие славились надёжностью и неприхотливостью — несколько экземпляров купили даже для Царского гаража. Представленный на выставке Берлие с кузовом «лимузин» выпущен в 1906 году и предоставлен Музеем техники.
◊◊◊
Delaunay-Belleville 40CV
Как и многие производители дорогих автомобилей тех лет, «Делоне-Бельвиль» изготавливал только шасси, а кузов строился специализированными каретными и экипажными ателье. Представленный на выставке автомобиль оснащён кузовом «лимузин» фирмы «Бельвалет» выпущен в 1911 году и предоставлен частным коллекционером.
◊◊◊
Delaunay-Belleville 35CV
Ещё один автомобиль этой французской марки с кузовом «дубль-фаэтон» 1909 года выпуска. Аналогичной машиной пользовался и Николай II. Для выставки втомобиль предоставлен частным коллекционером.
◊◊◊
Lorraine-Dietrich
Ещё один француз из числа «роскошных» — Лорен-Дитрих 1912 года. Именно эмблему этой фирмы прикрутил на радиатор своей машины Адам Козлевич из «Золотого телёнка». На выставке представлен автомобиль с кузовом «Торпедо» из частной коллекции.
◊◊◊
Le Zebre Type A
Один из типичных представителей «малолитражек» начала прошлого века — французская Ле Зебр. В то время их часто называли на французский манер «вуатюретками» (автомобильчиками). До революции в России известно только об одном зарегистрированном Ле Зебр. На выставке представлена машина выпуска 1910 года из коллекции компании «Камышмаш».
◊◊◊
Phänomobil 4/9PS
Одна из попыток создания простого и дешёвого транспортного средства — трицикл с приводом на переднее колесо. Подобная конструкция не требовала дифференциала, а «висящий» на ведущем колесе двигатель максимально упрощал трансмиссию. В Европе Феномобиль и ему подобные были широко распространены, но в России популярностью не пользовались. Выставочный экземпляр, выпущенный в 1911 году, предоставлен Политехническим музеем.
◊◊◊
Peugeot Bebe
В качестве малолитражек покупатели предпочитали иметь всё-таки машину с четырьмя колёсами, кузовом с дверями и рулём. Как, например, этот одноместный Пежо Бебè. В 1914 году точно такой автомобильчик подарили на день рождения цесаревичу Алексею. О его дальнейшей судьбе неизвестно, а для выставки Беби 1913 года выпуска предоставил Политехнический музей (машина является собственностью коллекционера Александр Хлупнова).
◊◊◊
Fournier Baby
Ещё одна французская «малышка» 1912 года выпуска марки Фурнье относится к «сайкл-карам» — транспортным средствам, промежуточным между автомобилем и мотоциклом (как и упоминавшийся выше Феномобиль). Всё что осталось от двухместной машины — шасси без двигателя, однако Политехнический музей не теряет надежды отреставрировать её до первозданного вида.
◊◊◊
Wanderer W15/12PS Püppchen
Немецкий Вандерер 1912 года несколько крупнее и это уже полноценный малолитражный автомобиль. На снимках машина в стадии реставрации, предоставленная Музеем техники.
◊◊◊
Benz 18/24PS
Этим останкам 1912 года тоже ещё предстоит возродиться в сверкающий лаком автомобиль. Фрагменты этого Бенца были найдены в Великолукском районе Псковской области в двух деревнях: в одной куски рамы, в другой фрагменты кузова. Подарить автомобилю вторую жизнь взялась реставрационная мастерская «Симонов Моторс».
◊◊◊
Mercedes 22/50PS
Возможно, отреставрированный Бенц будет похож на этот Мерседес с кузовом «торпедо». До слияния в 1926 году Мерседес и Бенц были самостоятельными автомобильными марками, но обе были в российском «топе популярности». Мерседес 1912 года предоставлен частным коллекционером.
◊◊◊
Mercedes Simplex 28/32PS
А этот Мерседес привёз на выставку Политехнический музей. Машина с кузовом «дубль-фаэтон» выпущена в 1905 году.
◊◊◊
Metz Model 22
Американская марка Метц просуществовала всего 13 лет. Тем не менее в России было продано три автомобиля самой популярной модели компании «22». На выставке представлена машина 1914 года из коллекции «Камышмаш».
◊◊◊
Lozier Type 77
Похожая судьба ожидала и фирму Лозьер. Начав выпуск автомобилей представительского класса в 1900 году и выпуская в среднем 500 машин в год, марка просуществовала до 1915 года. В Россию было ввезено несколько экземпляров.
◊◊◊
Studebaker Model 25
Если в 1950-х марка Студебекер ассоциировалась у советских граждан с ленд-лизовским грузовиком, то в начале XX века россиянам были более известны легковые «Студеры». В Америке Студебекер был одним из лидеров отрасли, в 1913 году компания имела 12 заводов и выпускала 50000 машин в год. Автомобиль для выставки предоставил Музей Москвы.
◊◊◊
Chevrolet Model 490 Roadster
Одна из немногих существующих поныне компаний, справивших вековой юбилей. Модель 490 появилась в 1915 году как конкурент самому массовому автомобилю тех лет Ford T, а цифры означали цену в долларах, которая была на 5 доллларов меньше чем у Форда. На выставке представлена машина 1915 года из коллекции «Камышмаш».
◊◊◊
Chevrolet Series H Royal Mail Roadster
Ещё один Шевроле из коллекции «Камышмаш» — родстер 1914 года. Именно на радиаторе этой модели впервые появилась эмблема в виде галстука-бабочки.
◊◊◊
Ford Model T Touring
Самый массовый автомобиль мира первой половины XX века (до появления Фольксвагена Жука), «посадивший Америку на колёса». А возможно, и не только Америку. Форд Т 1915 года с кузовом «туринг» предоставил Музей Москвы.
◊◊◊
Ford Model T Delivery
Развозной фургончик на шасси Форд Т 1914 года, тоже из коллекции Музея Москвы.
◊◊◊
Ford Model T Ambulance
Ещё один Форд Т из коллекции Музея Москвы — санитарный фургончик 1917 года времён Первой Мировой войны.
◊◊◊
Ford Model T Speedster
А этот Форд Т 1915 года с двухместным спортивным кузовом приехал из Военно-технического музея в Черноголовке.
◊◊◊
White
Автомобили Уайт были хорошо известны в России. На 1 июля 1917 года из 8378 грузовиков, числившихся в армии, 2591 машина были Уайтами. Реплика санитарного автомобиля 1916 года с кузовом фабрики «Ив. Брейтигам» предоставлена коллекционером Андреем Гусевым.
◊◊◊
Бронеавтомобиль Кавказской туземной дивизии
Бронеавтомобиль был создан в 1914 году в мастерских Собственного Его Императорского Величества гаража на базе грузовика, пожертвованного для этих целей лично Николаем II. Конструктивно был схож с бронеавтомобилем «Руссо-Балт тип С», воевал в составе Кавказской туземной дивизии, которой командовал младший брат царя великий князь Михаил Александрович. На выставке представлена реплика из Музея-заповедника «Царское село».
◊◊◊
Indian Model G
Переходим к мотоциклетной части экспозиции. Открывает её «американец с индейским именем» 1915 года из коллекции Музея Техники. В ходе Первой Мировой войны Индиан стал самым распространённым мотоциклом в Русской Императорской армии.
◊◊◊
Royal Ruby Russian
Британский отоцикл 1916 года в стадии реставрации из коллекции Вартана Арутюнова. Модель с двигателем объёмом 965 см³ компания Ройял Раби создала специально по заказу Российского военного ведомства.
◊◊◊
Triumph Model H
Большая часть экспозиции мотоциклов — из коллекции Политехнического музея. Триумф представленной на снимках модели выпускался с 1915 по 1923 год и воевали в армиях всех стран-членов Антанты.
◊◊◊
FN 4
Бельгийская фирма Эф-Эн первой в мире начала выпуск мотоциклов с 4-цилиндровым двигателем. Среди других особенностей представленного на фото мотоцикла, выпущенного в 1913 году — двухступенчатая коробка передач и карданный привод ведущего колеса.
◊◊◊
Humber
В России английская фирма Хамбер стала популярной благодаря велосипедам высочайшего качества. Позднее популярность перешла на мотоциклы и трициклы. Кстати, в те времена в России их называли «Гумбер». На выставке представлен мотоцикл 1912 года.
◊◊◊
Мото-Рев-Дукс
Основатель фирмы Дукс Юлий Меллер, начав с велосипедной мастерской, занимался в разные годы самыми разными транспортными средствами. Под этой маркой выпускались велосипеды, мотоциклы, автомобили, дрезины, дирижабли и аэропланы. Мотоциклы появились в производственной программе в 1909 году, а на выставке представлена модель 1911 года.
◊◊◊
Россия
Под маркой Россия на фабрике Ивана Лейтнера было освоено производство первых отечественных велосипедов и мотоциклов. Представленный на выставке мотоцикл 1903 года до революции использовался в качестве пособия в Учебной автомобильной роте, поэтому его мотор имеет несколько разрезов, открывающих внутреннее устройство агрегата.
◊◊◊
Cudell
Германская фабрика Cudell, как и многие европейские фирмы, выпускала трициклы с французским мотором «Де Дион Бутон». Представленный на выставке трицикл Кудель 1899 года принадлежал одному из Великих Князей и хранился в гараже Гатчинского дворца. Оттуда он поступил на Ипатьевские военные склады, а в 1941 году был передан в Политехнический музей.
◊◊◊
Royal Enfield Riche
Завершает коллекцию Политехнического велосипед. Велосипеды Роял Энфилд славились своей прочностью и надёжностью. Модель Ричи выпускалась с 1905 по 1910 год, точно таким же велосипедом владела великая княгиня Ольга Александровна. Роял-Энфилды других моделей были также у великого князя Михаила Александровича и принц Константин Петрович Ольденбургский.
Вообще-то велосипедам на выставке посвящён отдельный стенд, ноя в них ничего не понимаю, поэтому особо и не фотографировал.
Что ещё интересного в этом зале? Вдоль стен развешаны более сотни планшетов с увеличенными фотографиями, объединённых темой «Царский выезд». Эта часть экспозиции посвящена 110-летию Собственного Его Императорского Величества гаража.
Есть несколько стендов с масштабными моделями, заводскими табличками и маскотами.
Ещё один стенд посвящён Президентскому полку.
В общем, если есть возможность, рекомендую сходить на XXI Олдтаймер-Галерею Ильи Сорокина в Сокольники — последний день её работы 12 марта и увидеть всё своими глазами. А если возможности нет, надеюсь, моя статья поможет вам составить представление о представленной там экспозиции.
Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два