Музей Арктики и Антарктики в Питере: пингвины, вездеходы и гидросамолёт
Российский государственный музей Арктики и Антарктики находится в Санкт-Петербурге и расположен в здании бывшей единоверческой Никольской церкви. Из натурных образцов техники — только гидросамолёт Ш-2. Зато таких диорам и моделей кораблей из моржовой кости не увидишь больше нигде.
Экспозиция расположена на двух этажах: первый посвящён Арктике, второй Антарктике. По количеству экспонатов Арктическая часть значительно превосходит Антарктическую. Особенности внутренней планировки церковного здания требуют определённых навыков у посетителей. Чтобы не пропустить ничего интересного, нужно периодически задирать голову высоко вверх, так как там находятся картины на тему освоения Севера (возможно, ими записаны предшествующие церковные сюжеты).
Есть ещё вариант — обойти экспозицию дважды, благо размеры здания позволяют это сделать без труда. В первый заход посмотреть экспонаты на уровне глаз, во второй — картины над головой. В любом случае, скучно вам не будет. Ещё одна особенность первого этажа — обратный отсчёт времени. У входа расположены самые «молодые» экспонаты, а по мере продвижения вглубь музея их возраст увеличивается. Мне не очень нравится такая схема, поэтому свой рассказ я построю по привычной для себя схеме, от древнего к современному.
Север всегда привлекал к себе внимание людей. В конце XVI века наибольшую активность здесь проявляла Голландия, искавшая путь на Восток через северные моря. В 1594, 1595 и 1596 годах были снаряжены три экспедиции, в каждой из которых принимал участие Виллем Баренц. Конечной цели ни одна из экспедиций не достигла, однако результатом стало открытие архипелага Шпицберген и исследование участка до архипелага Новая Земля. Сам Баренц умер от цинги после зимовки на Новой Земле в 1597 году. В музее представлены фрагменты остатков с зимовья Баренца.
В 1601 году в 300 км от устья реки Таз по царскому указу была построена крепость, получившая название Мангазея. Вскоре из военного форпоста она превратилась в крупный торгово-ремесленный и промысловый центр на крайнем северо-востоке Руси. Существование Мангазеи во многом предопределило ход и направление русских мореходов и землепроходцев на Сибирском Севере. Однако к 1672 году природные запасы в окрестностях были истощены, и поселение пришло в упадок, а военный гарнизон был переведён в Туруханск. Диорама «Мангазея» выполнена художником А.П.Костенко в 1975 году.
Для плавания по северным морям местное население использовало небольшие суда — кочи. Их корпус имел такую форму, что замерзающие льды не раздавливали судно, а выталкивали его на поверхность ледяного поля. Модель коча изготовлена штурманом дальнего плавания С.А.Леонтьевым. Рядом можно увидеть фрагмент киля настоящего судна.
Выход России на Балтику и к северным морям при Петре I долгое время оспаривала Швеция, пытаясь силой заставить русских отступить. Картина М.Канеева «Подвиг кормщика Ивана Рябова при нападении шведских кораблей на Архангельск в 1701 году».
Портрет Семёна Ивановича Челюскина — русского полярного мореплавателя XVIII века, участника Великой Северной экспедиции 1733—1743 годов.
Геодезические приборы XVIII века: теодолиты и пантометр.
Выдающийся норвежский полярный исследователь рубежа XIX-XX веков Фритьоф Нансен. В 1889 году впервые пересёк на лыжах ледяной покров острова Гренландия.
В 1895 году на корабле «Фрам» пытался достичь Северного полюса — правда, неудачно. Нансен остановился на отметке 86° 13′ 36" с. ш...
Модель судна «Святой Фока», на котором полярный исследователь Георгий Седов совершил в 1912—1914 годах неудачную попытку достичь Северного полюса. Причиной неудачи стала из рук вон плохая организация материально-технической части, а Седов вместе с ней стал одним из прототипов капитана Татаринова в романе «Два капитана».
Пропавшие северные экспедиции в начале XX века искали не только с земли, но и с воздуха. На фото модель гидросамолёта Farman HF20 1913 года. На подобном самолёте искали и экспедицию Седова.
Штурвал и магнитный судовой компас (нактоуз) первого в мире арктического ледокола «Ермак», построенного в 1899 году по чертежам вице-адмирала Макарова.
Рядом масштабная модель корабля.
На ледокольном пароходе «Таймыр» (и однотипном с ним «Вайгач») в Арктике в 1914—1915 годах работала русская гидрографическая экспедиция, прошедшая с зимовкой весь Северный морской путь от Владивостока до Мурманска.
В музее демонстрируются штурвал ледокольного транспорта «Таймыр» и его модель.
Освоение Арктики всегда было сопряжено с огромным риском. На фото диорама «Поход ледокола „Красин“ для спасения итальянской экспедиции на дирижабле „Италия“ в 1928 году».
Комплексное освоение Арктики Советским Союзом началось в конце 1920-х — начале 1930-х годов. В 1932 году ледокольный пароход «А.Сибиряков» впервые прошёл за одну навигацию с запада на восток Северным морским путём.
Тем самым была доказана возможность его коммерческой эксплуатации.
В 1934 году аналогичное плавание, но с востока на запад, совершил ледокольный пароход «Ф.Литке».
Попытки прохода по Северному морскому пути за одну навигацию не всегда заканчивались удачно. В 1934 году был затёрт льдами и затонул пароход «Челюскин». В музее можно увидеть модель паровой машины и спасательный круг с погибшего корабля.
Экипаж и пассажиры спаслись, высадившись на лёд и разбив лагерь. В апреле они были вывезены на материк самолётами, все лётчики стали Героями Советского Союза.
Развитию полярной авиации в СССР уделялось большое внимание. Основу парка транспортных машин составляли самолёты АНТ-6 (Г-2) грузоподъёмностью 12 тонн.
Эти самолёты, в частности, высадили в 1937 году на дрейфующие льды экспедицию Папанина и доставили грузы для обустройства станции «Северный полюс-1».
В музее можно увидеть и диораму с этой станцией, и макет палатки, в которой жили полярники.
Вернёмся к теме полярной авиации. Для ледовой разведки успешно применялись самолёты-амфибии Ш-2.
Один из них (настоящий!) висит под самым потолком музея у самого входа.
А ещё Арктика была прекрасным полигоном для всяких рекордов. На снимках экспонаты, посвящённые первому в истории авиации трансарктическому перелёту из СССР в Америку через Северный полюс. Модель самолёта АНТ-25 и бюст командира экипажа Валерия Чкалова.
К 1937 году инфраструктура Севморпути насчитывала десятки объектов и обеспечивала связь практически всех районов Центральной и Восточной Сибири с Европейской частью СССР.
Вот эту фотографию (из архива П.К.Сенько) я впервые увидел здесь, в музее Арктики и Антарктики. Очень редкий полугусеничный вездеход ГАЗ-60 на станции Мыс Челюскин, 1940 год.
Пара диорам 1936 года художника А.М.Стадника на тему Советского Севера того периода. Слева «Полярная станция в бухте Тихой (Земля Франца-Иосифа)», справа «Лесокомбинат Игарка».
Ледокольный пароход «Г.Седов», совершивший с октября 1937 по январь 1940 года 812-дневный дрейф в Северном Ледовитом океане.
Под картой дрейфа — модель ледокола «И.Сталин».
В годы Великой Отечественной войны Арктические просторы стали театром военных действий. На суда Северного флота, помимо участия в боевых операциях, была возложена важная миссия по сопровождению и охране союзнических конвоев с техникой и грузами, поставляемыми по ленд-лизу.
Многие корабли в этой битве ушли на дно вместе с экипажами. Свидетелем подвига одного из них является этот спасательный круг. Он принадлежал пограничному сторожевому кораблю «Бриллиант», погибшему в бою при защите советских транспортов 23 сентября 1944 года.
Ледокольные пароходы были вооружены и использовались в качестве вспомогательных боевых кораблей. На фото модель ледокола «Семён Дежнёв», участвовавшего в отражении вражеской атаки на остров Диксон.
Захватив Диксон, немцы планировали полностью блокировать проводку союзнических конвоев. В этой операции участвовал крейсер «Адмирал Шеер» в сопровождении трёх подводных лодок. 27 августа у острова Белуха «Адмирал Шеер» потопил практически безоружный ледокол «А.Сибиряков», Почти весь экипаж корабля погиб, но внезапность операции была сорвана — «Сибиряков» успел сообщить на Диксон о приближающемся враге.
27 августа «Адмирал Шпеер» сделал первые выстрелы по Диксону. Однако благодаря героизму расчётов защищавших остров береговых батарей и экипажей кораблей «Семён Дежнёв», «Революционер» и «Кара» крейсеру так и не удалось приблизиться к берегу. О высадке десанта не могло быть и речи. Спустя пару дней немцы предприняли вторую попытку захватить Диксон, но и она закончилась безрезультатно. Так и не выполнив задание, крейсер ушёл на базу.
После окончания войны освоение Арктики возобновилось. С 1950 года на дрейфующих льдах ежегодно высаживались станции «Северный полюс», с 1948 года проводились воздушные высокоширотные экспедиции «Север».
Вот так выглядел разборный деревянный передвижной домик станции «Северный полюс-3». Такие дома «ПДШ» с 1954 годя являются основным видом жилья на дрейфующих станциях в Арктике и выносных станциях в Антарктиде.
Расширение исследований в Арктике потребовало создания специальной аппаратуры. Хотя кое-какие инструменты можно использовать до сих пор. Например, пешню для прорубания лунок во льду при организации гидрологических работ.
А это уже более современное оборудование. Головная часть и парашют метеорологической ракеты, использовавшейся обсерваторией «Дружная» (остров Хейса, Земля Франца Иосифа).
Гидрологические приборы: вертушка, батометры и глубоководные термометры.
Диорама «Гидрологическая станция с борта судна в арктическом море».
Рядом — батометр и трубка для забора проб грунта.
Модель дрейфующей автоматической радиометеорологической станции ДАРМС. Станция предназначена для сбора сведений о погоде и дрейфе морских льдов в труднодоступных районах. Используется с 1957 года в Арктике, с 1962 — в Антарктике.
А это макет створного знака, который используется для определения положения судна относительно оси судоходного фарватера.
Самолёт Ил-18 используют в Арктике с 1973 года для ведения дальней ледовой разведки и в качестве летающей геофизической обсерватории.
Транспортный самолёт АН-12 с 1966 по 1983 год был основной рабочей лошадкой полярной авиации.
На этой диаграмме отчётливо виден рост мощности и размеров отечественных ледоколов за три четверти века.
Модель дизель-электрического ледокола «Капитан Воронин». Ледоколы этого типа успешно работают как в Арктике, так и в более южных, но замерзающих морях.
Первый советский атомный ледокол «Ленин».
Модель атомного ледокола «Арктика». В 1977 году он стал первым кораблём, совершившим плавание к точке географического Северного полюса.
Ледоколы бывают не только «трудягами», но и «учёными». Как этот научно-исследовательский ледокол «Отто Шмидт».
Ещё немного диорам и картин. На этой диораме — полярная станция на берегу северной бухты.
Диорама «Обсерватория им.Э.Т.Кренкеля. Остров Хейса, Земля Франца Иосифа.»
Картина и диорама «Запуск радиозонда на дрейфующей станции».
А вот на этой диораме каждые полчаса показывают северное сияние. Будете в музее — обязательно посмотрите, очень красиво.
Итак, мы обошли периметр первого этажа. Сейчас для разрядки посмотрим на зверюшек в центральной части зала и полезем на второй этаж, в Антарктиду. По периметру расположились несколько диорам: «Ледник Шокальского», «Новая Земля — пролив Маточкин Шар»,
«Тундра весной», «Птичий базар»,
«Лежбище моржей на побережье Баренцева моря». Рядом с ней настоящий череп моржа.
По соседству бивень кита-нарвала и витрина с черепами ископаемых животных — овцебыка, шерстистого носорога.
На этих витрина представлены образцы флоры и фауны тундры.
Несколько крупных композиций: «Белая куропатка» и «Полярный волк».
Самый крупный арктический зверь — белый медведь.
В самом центре зала рельефная карта Арктики и северных территорий, созданная по документам экспедиции 1936 года.
Закончив осмотр первого Арктического этажа, поднимаемся по лестнице на второй, Антарктический уровень. Лестница очень крутая и длинная, поэтому на её площадках расставлены скамейки для уставших. Чтобы отдыхать было не скучно, на стенах висят поднимающие настроение стенды.
Добравшись до самого верха, в Антарктиде оказываешься не сразу. Небольшой вытянутый в длину зал посвящён творчеству коренных народов Чукотки.
В музее много красивых произведений чукотских резчиков, но я представлю вашему вниманию три «технических» экспоната (резьба по моржовой кости, гравировка). Первый — модель парохода.
Второй — модель промысловой шхуны «Пакса». Обе модели сделаны в 1930-е годы.
Третий экспонат — модель промысловой шхуны 1940-х годов.
Завершают чукотскую тему две скульптуры работы Е.И.Персидской. Девочка с книгой называется «К знанию»,
старуха с трубкой — «Тайга молчит».
Рядом с бабулей образец алмазоносной породы с месторождения на правом берегу реки Омонос.
Всё, ещё пара шагов — и мы на другом конце глобуса, в Антарктике. В отличие От Северного полюса, на Южном есть земля, хоть и покрытая слоем льда толщиной (в среднем) 2-2,5 км. Здесь очень холодно, а живые существа встречаются только на побережье. Самые известные «жители» Антарктиды — пингвины. Живут они только здесь и нигде больше.
Еще здесь встречаются поморники, крачки и буревестники, а из млекопитающих — несколько видов тюленей.
Стенд с образцами фауны моря Девиса, собранными в 1980 году.
Это не стульчики в авангардистском стиле — это позвонки китов. Хотя благодаря массивным металлическим стойкам, использовать их для сидения тоже можно.
Открыта Антарктида была 16 (28) января русской экспедицией под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.
Экспедиция подошла к Антарктиде на шлюпах «Мирный» и «Восток». Макет второго представлен в экспозиции музея.
В 1911—1912 годах между экспедициями датчанина Руаля Амундсена и англичанина Роберта Скотта развернулась гонка за первенство в достижении Южного полюса. Датские исследователи опередили англичан на месяц, а на обратном пути случилась трагедия: экспедиция Скотта погибла.
Сани, принадлежавшие экспедиции Скотта, были переданы Музею Арктики и Антарктики в дар в 1956 году Полярным институтом имени Скотта в Кембридже (Англия).
Рядом можно увидеть сапоги, сделанные по образцу обуви английской экспедиции Шеклтона в 1909 году.
Советский флаг был поднят над Южным полюсом в 1959 году.
Основное средство передвижение по Антарктиде — санно-тракторные поезда. В 1955 году для первой антарктической экспедиции на лёд сгрузили гусеничные тракторы ЧТЗ для доставки людей и грузов вглубь континента на станцию «Пионерская». Тракторы имели минимальные доработки (в основном это касалось утепления) и оказались слишком тихоходными.
После этого в Антарктиде испытывали артиллерийские тягачи АТ-Т, снабжённые специальными уширенными гусеницами для езды по снегу. АТ-Т проработали в Антарктиде достаточно долго, пока не были заменены созданными на их базе тягачами «Харьковчанка».
А первым отечественным специальным антарктическим вездеходом был Объект 209 «Пингвин», созданный на базе плавающего танка ПТ-76 и бронетранспортёра БТР-50П в 1957 году.
Сегодня Российские антарктические экспедиции используют отечественные вездеходы «Витязь» Ишимбайского завода.
Доставка грузов для экспедиций и антарктических станций осуществляется специальными судами. На фото модели ледокольных дизель-электроходов «Лена»
и «Обь».
Эти куклы подарены учащимися школы прикладного искусства Ито морякам дизель-электрохода «Обь» в знак благодарности за оказание помощи японскому научно-исследовательскому судну «Сойе» по выводу его из антарктических льдов в 1957 году.
Внутри самой Антарктиды, если позволяют погодные условия, для транспортировки грузов и ледовой разведки используют также малую авиацию.
Регулярных транспортных авиаперевозок в Антарктиду нет, хотя опыт таких перелётов имеется. В 1980 году состоялся первый в истории советских антарктических исследований трансконтинентальный перелёт Москва-Антарктида. За 27 лётных часов самолёт Ил-18 преодолел 15992 км. На фото — модель самолёта Ил-76ТД, модификации для дальних арктических и антарктических перелётов.
Экстремальные климатические условия требуют не только специальной техники, но и специальной одежды для людей. Один из самых запоминающихся экспонатов — штормовой костюм 1956 года, одевавшийся при сильных штормовых ветрах поверх тёплой одежды. В сильные морозы костюм применялся в комплекте с морозоветрозащитной маской. Подогрев воздуха в маске обеспечивали два термонагревателя, для их питания под верхнюю одежду надевался блок сухих батарей на плечевом ремне.
Экстрим в Антарктиде присутствует всегда и везде. Во время зимовки сюда не придёт никакая помощь и рассчитывать приходится только на свои силы. Врачи, работающие здесь, не просто имеют высочайшую квалификацию — они способны быстро принимать нестандартные решения. В 1961 году на станции Новолазаревская гнойным аппендицитом заболел единственный хирург Л.И.Рогозов. И сам себе сделал операцию под местным наркозом по удалению аппендицита. Этот уникальный случай вошёл в анналы мировой хирургии, а инструменты Рогозова представлены в одной из витрин музея.
Несколько стендов дают возможность проследить эволюцию антарктического полярного костюма от середины прошлого века до наших дней.
Слева — инструменты для геодезических исследований в районе станции Мирный. Справа — приборы антарктической метеостанции.
СЭМ-1 (солнечный энергетический модуль) сконструирован специально для Антарктиды. Преобразует энергию солнечного излучения в тепловую для плавления снега и льда с целью получения технической и питьевой воды, её нагрева и кипячения.
Приборы, использовавшиеся участниками советских антарктических экспедиций: автоматический печатающий регистратор течений БПБ-2-Р и блок-счётчик для определения глубины спуска прибора.
Модели советских научно-исследовательских судов, работавших у берегов Антарктиды — «Профессор Визе»
и «Академик Фёдоров».
Карта научно-исследовательских станций, работавших в Антарктиде в XX веке.
Немного антарктического юмора. Километровый столб с указателями расстояний и направлений от обсерватории «Мирный» до различных пунктов земного шара и Луны. Столб доставлен из Антарктиды на борту судна «Профессор Визе» в 1970 году.
Государственные флаги СССР, развевавшиеся над советскими антарктическими станциями. Слева — со станции «Мирный», справа — «Восток».
1 декабря 1959 года двенадцать государств (в том числе СССР) подписали Международный договор об Антарктике. Он гарантировал свободу проведения научных исследований всех стран-участниц и обязал использовать антарктическую зону к югу от шестидесятой параллели исключительно в мирных целях. Об этом событии напоминает смонтированная под самым куполом музейного зала объёмная карта Антарктиды, обрамлённая государственными флагами подписавших договор стран.
Осмотр основной части экспозиции на этом закончен, но есть ещё один зал, в который обязательно нужно заглянуть. Здесь открыта выставка новых поступлений, приуроченная к 80-летнему юбилею Музея Арктики и Антарктики. Предлагаю взглянуть на некоторые из них.
Патрон от пулемётной установки ледокольного парохода «А.Сибиряков», найденный поисковой экспедицией «Карское море 2015» на месте гибели судна. Дар музею И.С.Мельникова.
Автоматическая ледовая станция (АЛС) №24 1989 года. Устанавливалась на льдах Северного Ледовитого океана методом парашютного сброса с самолёта. Станция измеряла температуру воздуха и давление на поверхности океана, полученные данные передавались через искусственный спутник Земли «Океан» в приёмные центры Москвы и Ленинграда. Найдена на острове Жохова в Восточно-Сибирском море и передана в дар музею сотрудником ААНИИ Ю.В.Лошаковым.
Реконструкция головных уборов, одежды и обуви экспедиции Р.Скотта 1911—1912 гг. к Южному Полюсу. Изготовлены для экспедиции «По следам Скотта» 2005 года. Дар английского путешественника и участника экспедиции Джефа Сомерса.
Шапка-ушанка, рукавицы, теплозащитный костюм и кирзовые сапоги из комплекта одежды советских полярников 1980-х годов. Дар С.Ю.Лукьянова.
Полярная филателия: конверты, марки, спецгашения.
Гильзы снарядов сигнальной пушки Петропавловской крепости. Полуденные выстрелы пушки 1 марта 2007 года и 1 марта 2008 года ознаменовали начало и окончание Международного Полярного года. Дар директора ААНИИ И.Е.Фролова.
Вот такой вот классный музей есть в Питере. Там ещё осталось много интересных экспонатов и фотографий, поэтому советую сходить и посмотреть на них своими глазами. Музей Арктики и Антарктики расположен на улице Марата, 24 (в 15 минутах ходьбы от Московского вокзала), работает с 10 до 18, выходной день — понедельник, последняя пятница каждого месяца — санитарный день.
О других музеях техники можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два