Артиллерийский музей в Санкт-Петербурге, часть 2: пищали, рыцари и единороги
Не получается у меня впихнуть в одну статью все залы первого этажа Артиллерийского музея Петербурга. Придётся писать о каждом по отдельности. Во второй части обзора читайте о первом и рыцарском залах, где представлено оружие до середины XIX века.
Экспозиция Артиллерийского музея включает в себя не только натурные образцы техники, но и модели, предметы искусства, образцы униформы и т.д... Но даже о всех настоящих пушках в одной статье рассказать невозможно. Поэтому ограничусь самыми интересными натурными образцами.
Зал №1 (история артиллерии до середины XIX века)
История артиллерий началась с того момента, как человек научился выплавлять и обрабатывать железо. Один из первых стендов — макет кузницы X-XII веков и кузнечные инструменты, найденные во время раскопок.
Кованые и литые образцы холодного оружия IX — XIII веков: меч, наконечники копий, дротики, топоры, кистени.
Макеты «доогнестрельной» военной техники XIII — XV веков, широко использовавшиеся наравне с первыми пушками: таран, механическая праща («веретенище»), станковый самострел. Рядом с ними каменные пушечные ядра, найденные в районе Чудского озера и Новгорода.
Железнокованный тюфяк XIV века предназначен для стрельбы дробом на близкие расстояния и является одним из первых типов огнестрельного орудия.
Железнокованные каморные пищали конца XIV — начала XV века, древнейший тип казнозарядных орудий. На заднем плане пищаль с диаметром канала ствола 43 мм, применявшаяся судовой ратью новгородцев и псковичей в борьбе с «немцами» на пограничной реке Нарове. Перед ней 70-мм пищаль с железным стволом, сваренным из пяти частей. Пищаль была поднята у берегов Дании со дна Балтийского моря в 1852 году и подарена датским королём Фредериком VII Императору Николаю I. Во время празднования в ноябре 1888 года 500-летия русской артиллерии играла роль «Первой русской пушки», как наиболее древнее орудие, находившееся на тот момент в Артиллерийском музее.
66-мм (2-гривенковая) бронзовая пищаль, отлитая мастером Яковом в 1491 году. Единственный сохранившийся до наших дней датированный образец пушечного литья XV века в Русском государстве.
122-мм (12-гривенковая) бронзовая гаубица, отлитая мастером Игнатием в 1542 году. Предназначалась для стрельбы железным и каменным дробом. Единственный образец отечественных бронзовых полевых гаубиц XVI века, сохранившийся до нашего времени.
216-мм (68-гривенковая) бронзовая осадная пищаль «Инрог». Отлита знаменитым русским мастером Андреем Чоховым в 1577 году. Орудие применялось русскими войсками в Ливонском походе, а в 1634 году под Смоленском было захвачено поляками и вывезено в город Эльбинг. В 1703 году Эльбинг взяли шведы и «Инрог» отправили в Стокгольм. Распиленный на три части ствол пищали в 1723 году вернул в Россию шведский купец Иоганн Прим. В 1724 году на Пушечном дворе в Санкт-Петербурге он был спаян мастером Семёном Леонтьевым.
Единственное сохранившееся до наших дней орудие Кашпира Ганусова — 85-мм (4-гривенковая) пищаль. Ствол пострадал во время пожара, дульная и средняя часть оплавились, сохранился только казённик с литой надписью «Кашпиръ». Немецкий мастер Каспар Ганс (Кашпир Ганусов) работал на Московском Пушечном дворе в 1550—1560 годах и был учителем Андрея Чохова.
45-мм (¾-гривенковая) железнокованная казнозарядная пищаль «Три аспида». Необычная длина орудия более 100 калибров (без малого 5 метров!) объясняется стремлением увеличить дальность стрельбы за счёт удлинения орудия. Во время одного из выстрелов в канале ствола застряло свинцовое ядро и находится там до сих пор. Сам ствол выполнен в виде трёх змей (аспидов), держащихся пастями один за хвост другого.
27-мм (½-гривенковая) железнокованная парадная пищаль XVII века. Возможно, первое в мире орудие с горизонтальным клиновым замком, запирающимся поворотной рукояткой. Ствол пищали в 1661—1673 годах посеребрён и вызолочен в Московской Оружейной палате мастером Григорием Вяткиным. Парадные пищали предназначались для встреч чужеземных послов и других торжественных церемоний при дворе московских царей.
Ещё одна казнозарядная 27-мм (½-гривенковая) железнокованная пищаль второй половины XVII века на деревянном треножном лафете. Затвор у неё клиновой, но с вертикальным запиранием.
46-мм (1-гривенковая) казнозарядная железнокованная парадная пушка. Ствол с казённой части имеет 16 полукруглых нарезов и запирается ввинчивающимся на 1¼ оборота винградом. Ствол изготовлен в 1661—1673 годах мастером Московской Оружейной палаты Ермолаем Фёдоровым. Украшен чеканным орнаментом и инкрустирован сусальным золотом и серебром, установлен в вертлюге на деревянном коробчатом лафете. По бокам лафета имеются откидные сиденья.
534-мм (30-пудовая) бронзовая осадная мортира, изготовленная в 1605 году мастером Андреем Чоховым и литцом Проней Фёдоровым. Сохранить мортиру повелел Пётр I, о чём свидетельствует чеканная надпись «Великий г[о]суд[а]рь по имянному своему ука[зу] сего мортира переливать не указал 7212 [1703] году».
27-мм (½-гривенковая) бронзовая пушка второй половины XVII века. Подарена юному Петру I его отцом царём Алексеем Михайловичем и находилась на вооружении потешных войск.
105-ствольная скорострельная батарейка конца XVII века. Железные пистолетные стволы калибра 18 мм расположены по 15 штук в 7 рядов и приводятся в действие одним кремнёво-ударным замком. Подобные многоствольные системы называли «сорока» или «органчик».
76-мм (3-фунтовая) парадная пушка. Изготовлена Тульскими мастерами в 1709 году в честь победы под Полтавой. Стальной ствол с наружной поверхностью в виде волнистого дамаска украшен позолотой и инкрустирован серебряным орнаментом.
3-фунтовая чугунная опытная пушка со стволом квадратного сечения калибра 80×230 мм. Отлита в 1722 году в Олонце. Предназначена для одновременной стрельбы тремя ядрами, уложенными на деревянном поддоне.
58-мм (1/5-фунтовая) 25-ствольная мортирная батарея капитана С.Челокаева. Изготовлена в 1756 году. 5 рядов по 5 стволов смонтированы на вращающемся барабане, стволы каждого ряда имеют общую пороховую полку с крышкой.
76-мм (3-фунтовая) 44-ствольная скорострельная мортирная батарея системы А.К.Нартова. Изготовлена в 1754 году. Медные мортирки установлены на дубовом круге и разделены медными дисками на группы по 5-6 стволов, имеющих общую пороховую полку. На вооружение принята не была из-за чрезмерной нагрузки на лафет при стрельбе и риска произвольного выстрела из-за ненадёжной изоляции ствольных групп друг от друга.
76-мм (3-фунтовая) бронзовая пушка системы А.К.Нартова. В дульной части ствол расширяется, позволяя вести стрельбу боеприпасом большего калибра — 8-фунтовой гранатой.
Первый образец «единорога», основного орудия Русской артиллерии на протяжении более ста лет. 122-мм (12-фунтовый) бронзовый ствол отлит в 1757 году. «Единорог» разработан подполковником М.Г.Мартыновым и капитаном М.В.Даниловым, а его главная особенность заключается в конической зарядной каморе, что повышало кучность и дальность стрельбы.
Полевая «секретная» гаубица образца 1753 года системы П.И.Шувалова. Бронзовый ствол имеет эллиптический канал калибром 95×207 мм. По замыслу Шувалова, это должно было повысить поражающий эффект при стрельбе картечью. Однако сразу после смерти графа «шуваловские» гаубицы были сняты с вооружения по причине неэффективности.
43-мм (¾-фунтовая) и 57-мм (½-фунтовая) железные нарезные парадные пушки. Орудия с двумя другими подобными изготовлены тульскими оружейниками в 1743 году и поднесены в дар императрице Елизавете Петровне.
47-мм (1-фунтовая) бронзовая пушка «Близнята» системы Гетша. Изготовлена в Санкт-Петербургском арсенале в 1741 году. Предназначалась для стрельбе по живой силе снарядами в виде железных прутьев, соединённых шарнирами. В 1743 году по результатам испытаний признана негодной для принятия на вооружение.
34-мм (¾-фунтовая) бронзовая пушка. Ствол отлит во второй половине XVIII века и укреплён на самодельном деревянном лафете. Пушка находилась на вооружении восставших в годы крестьянской войны 1773—1775 годов, а в 1872 году как «пугачёвская пушка» была представлена на Московской политехнической выставке.
Парадная литавренная колесница для перевозки артиллерийского знамени. Создана в ознаменование боевых заслуг русской артиллерии в Семилетней войне и изготовлена по распоряжению генерал-фельдцейхмейстера графа П.И.Шувалова.
После военной реформы Павла I артиллеристы сменили красный цвет мундиров на зелёный, зелёными стали и пушечные лафеты. Но основные реформы русской армии начала XIX века связаны с именем генерала от артиллерии А.А.Аракчеева. Принятые при нём на вооружение орудия системы 1805 года, по свидетельствам многих современников, по многим параметрам превосходили Наполеоновскую артиллерию. На фото 88-мм (3-фунтовый) бронзовый полевой единорог образца 1805 года.
125- мм (¼-пудовый) бронзовый пеший единорог образца 1805 года. Отлит в Санкт-Петербургском Арсенале в 1805 году.
Тем не менее война с Наполеоном стала серьёзным испытанием для русской армии. «Артиллерия должна жертвовать собой» — заявил перед Бородинским сражением начальник артиллерии русской армии генерал-майор А.И.Кутайсов. После второй атаки французов на батарею Раевского конь Кутайсова вернулся один, с окровавленным седлом. Тело 28-летнего полководца так и не было найдено, но возглавляемые им артиллеристы продолжали сражаться. Один из моментов третьей атаки на батарею, когда генерал-лейтенант В.Г.Костенецкий вместе с рядовыми артиллеристами врукопашную схватился с неприятельскими солдатами, представлен на диораме в Артиллерийском музее.
Тему войны с Наполеоном я хочу закончить трофейными пушками, взятыми русской армией в различных сражениях. На фото французские 152-мм (24-фунтовые) бронзовые полевые гаубицы.
После победы над Наполеоном повышенное внимание начали уделять разработке новых образцов вооружения. Один из них — паровая 17,5-мм (7-линейная) скорострельная пушка. Она изготовлена в 1826—1829 году по проекту инженер-полковника корпуса путей сообщения Карелина и стреляет шаровыми пулями под действием водяного пара. Темп стрельбы — до 50 выстрелов в минуту. Испытания выявили громоздкость и сложность конструкции вкупе с малой эффективностью стрельбы и пушку сдали в Музей.
Во второй четверти XIX века русская артиллерия была перевооружена орудиями образца 1838 года. Их основные отличия от систем 1905 года — унификация калибров морской и сухопутной артиллерии, округление калибров до целых линий (0,1 дм) и отсутствие поясков-фризов на стволах. На фото 152-мм (½-пудовый) бронзовый полевой единорог образца 1838 года. Отлит мастером Назаровым в Брянском Арсенале в 1849 году.
120-мм (12-фунтовая) бронзовая полевая облегчённая пушка системы Баумгарта образца 1850 года. Ствол отлит в Санкт-Петербургском Арсенале под руководством поручика Энгельгардта в 1855 году. Благодаря принятию на вооружение таких орудий значительно повысилась мобильность лёгких артиллерийских батарей.
Важное новшество системы 1838 года — появление специальных лёгких горных орудий, позволяющих транспортировать их на лошадях во вьюках или на руках. На фото 195-мм (1-пудовая) стальная горная мортира системы Гагарина образца 1859 года. Отлита на заводе Круппа, обработана в Санкт-Петербургском Арсенале в 1870 году. Орудие массой 108,5 кг разбирается на части и перевозится в трёх вьюках.
122-мм (¼пудовый) бронзовый горный единорог образца 1838 года. Отлит в Санкт-Петербургском Арсенале под руководством поручика Иоганни в 1853 году.
К этому же периоду относятся и первые успехи в создании высококачественной отечественной оружейной стали инженера М.П.Обухова. На фото 120-мм (12-фунтовая) полевая стальная облегченная пушка, отлитая Обуховым на Князь-Михайловском заводе в 1860 году. С ноября 1860 по март 1861 года на Волковском пушка проходила испытания, в ходе которых сделала более 4000 выстрелов и не разрушилась. В 1862 году это орудие экспонировалось на Всемирной выставке в Лондоне.
Годы без войн в истории человечества можно пересчитать по пальцам одной руки. Противоречия между Россией, Турцией, Англией, Францией и Австрией привели к Крымской войне 1853—1856 годов. Именно к ней относится первое боевое применение ракет русской армией. На фото модель в масштабе 1:2 станка для пуска 2-дюймовых боевых ракет конструкции К.И.Константинова.
Последний экспонат в обзоре первого зала — 75-мм (3-фунтовая) турецкая пушка «Вестник могущества» 1853 года. Пушка была подарена турецким султаном главнокомандующему войсками на Кавказе Абды-паше и символизировала непобедимость турок. Однако в результате боя у Башкадыклара пушка была захвачена в качестве трофея Русской армией. По преданию, она была залита кровью защищавших её солдат, за что получила второе имя «Красная пушка».
Крымская война стала последней войной, в которой принимала участие русская дульнозарядная гладкоствольная артиллерия. Наступала эпоха нарезных орудий, представленных во втором зале Артиллерийского музея. А по пути туда мы заглянем в...
Рыцарский зал (оружие Западной Европы XV — XVII веков)
Эта экспозиция находится между первым и вторым залом, в боковом «алькове». Здесь представлены образцы холодного и огнестрельного оружия, а также рыцарских доспехов Средневековой Европы.
Если мечи-пушки интересуют в основном мужчин, то рядом с конными рыцарями с интересом останавливаются даже дамы. Полный рыцарский и конский доспех XVI века, Германия.
Полный рыцарский доспех «максимилиановского» стиля (Германия, 1520—1525 год) и ажурные конские доспехи, изготовленные в Аугсбурге в 1550—1560 годах. Шафрон (защита головы лошади) не сохранился.
Германские рыцарские доспехи XVI века.
Ранние образцы казнозарядной Средневековой артиллерии. Слева железнокованная 90-мм аркебуза XV века. Ствол на месте стыка с зарядной каморой разорван во время выстрела. Справа 110-мм железнокованная бомбарда. Изготовлена в Германии около 1420 года.
195-мм (1-пудовая) бронзовая пушка. Отлита в Любеке (Северная Германия) мастером Альбертом Бенинком в 1669 году. Пушка являлась подарком правительству Соединённых Штатов Голландии и не предназначалась для участия в боевых действиях, о чём свидетельствует украшающий её богатый декор. Одно из самых красивых артиллерийских орудий того периода.
Если вы пришли в Артиллерийский музей с ребёнком, в этом зале ваше чадо может примерить рыцарские доспехи, взять в руки меч и сфоткаться на память. Только учтите, что доспехи не бутафорские, и некоторых детишек пошатывает под тяжестью настоящего железа… На этой радостной ноте я заканчиваю вторую часть обзора экспозиции Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге на этом закончена. Третья часть будет посвящена артиллерии с середины XIX века до 1917 года.
Первую часть статьи — уличная экспозиция — читайте здесь.
О других музеях техники можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два