Главная » Военные, Грузовые, Музеи, Олдтаймеры, Пассажирский транспорт

Музей «Дорога Жизни» в Осиновце — часть 3: экспозиция в главном здании

21 февраля 2017 Просмотров: 693 Комментариев нет

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4835-1


Третья, заключительная часть статьи о музее «Дорога Жизни» в Осиновце, посвящена экспозиции в залах главного корпуса.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4602

Двухэтажное здание музея «Дорога Жизни» выполнено в виде клина. Основная часть экспозиции расположена внизу, на первом этаже. На снимке виден еще один корпус справа там находятся интерактивные стрелковый тир и симулятор «Полуторка». Покататься-пострелять на них может каждый желающий (за отдельную плату). Но я туда так и не добрался, так что попытаю счастья в следующий приезд.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4600

Справа от входа в музей то ли братская могила, то ли монумент солдатские каски на камне. Таблички рядом нет (или снегом засыпало). Ну а теперь пошли вовнутрь!

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4874doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4760

Внутреннее пространство здесь разделено широкими колоннами на несколько залов-площадок, каждый из которых посвящён определённой странице работы Дороги Жизни. При этом отсутствие дверей и перегородок обеспечивает свободное перемещение в любом направлении, что очень удобно при самостоятельном осмотре экспозиции.

На стенах практически нет свободного пространства — они закрыты либо стендами с документами и фотографиями, либо картинами.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4776doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4801muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4739muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4721

Картин в музее, кстати, очень много, и они прекрасно дополняют натурные экспонаты. К сожалению, съёмка картин требует хотя бы специального светофильтра, которого у меня в тот день не оказалось. Не все полотна удалось удачно сфотографировать, но кое-что всё-таки получилось.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4817

Ещё в музее есть две отличные настенные карты-схемы. Первая показывает расположение частей Красной Армии и Вермахта, линию фронта и направление основных ударов по состоянию на октябрь 1941 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4780muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4748

Внизу на открытом стенде можно увидеть 14,5-мм противотанковое ружьё системы Дегтярёва ПТРД

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4747muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4751

и 14,5-мм самозарядное противотанковое ружьё системы Симонова ПТРС. Оба приняты на вооружение в 1941 году.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4818doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4709

Вторая карта-схема посвящена собственно Дороге Жизни. На ней обозначены маршрут ледовой трассы и дороги от берега к городу, пункты противовоздушной обороны и технического обслуживания машин, элементы портового хозяйства.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4711muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4710

Чуть ниже схемы — образцы боеприпасов, использовавшиеся советской артиллерией. Левое фото — слева направо: корпус 122-мм снаряда гаубицы М-30; корпус 130-мм фугасного снаряда; корпус 180-мм бронебойного снаряда. Правое фото — слева направо: 76-мм унитарный патрон образца 1936 года; гильза 122-мм снаряда образца 1938 года; гильза 100-мм снаряда, выпущенного орудием канонерской лодки «Конструктор».

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4712

Рядом со снарядами две печки — единственные источники тепла в домах блокадного Ленинграда. Слева печурка с эмалированным чайником, справа печь-буржуйка с алюминиевым чайником. Использовали их, впрочем и на дороге жизни: и в портовых помещениях, и в притрассовых пунктах обогрева и отдыха.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4609muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4740muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4743muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4742

В соседнем «зале» находится большой макет Осиновецкого порта с полным развитием железнодорожных путей. Отснять его мешают блики от софитов на стекле, но просто рассмотреть макет можно во всех подробностях.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4835muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4836

Неподалёку установлен очень наглядный макет «Дорога Жизни». Он выполнен членами кружка «Судомоделист» при Морском Техническом Колледже.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4614muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4615muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4856muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4857

Несколько витрин заняты форменной одеждой. Здесь есть, например, образцы обмундирования и экипировки лётчика, матроса и солдата времён Второй Мировой войны.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4731muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4718doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4719muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4720

Чисто «ладожская» витрина — зимний комплект одежды водителя автомобиля и форма медсестры. Неподалёку на стенде инструменты полевого госпиталя при Дороге Жизни.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4677muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4692muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4803

Огромный интерес вызвала у меня витрина с подлинным водолазным снаряжением. Каждому известно об автомобильной ледовой дороге, но мало кто знает, что не меньшую роль в выживании Ленинграда сыграли силовые и телефонные кабели, а также трубопровод, обеспечившие город электроэнергией, связью и бензином. Прокладка кабельных линий и трубопровода велась при активном участии водолазов. Кроме того, водолазы принимали участие в обезвреживании донных мин, активно устанавливавшихся немцами. В одной из витрин музея «Дорога Жизни» представлен полный комплект водолазного снаряжения, а также водолазный трап, сигнальный конец и воздушный шланг.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4672muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4684

Рядом у стены стоит облегчённая помпа, предназначенная для подачи воздуха водолазам, работающим на глубине до 15 метров.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4768muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4686muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4693muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4777

В расположенных рядом витринах можно увидеть инструменты, применявшиеся при кабелеукладочных работах, фрагменты силовых и телефонно-телеграфных кабелей, а также отрезок трубы бензопровода, изготовленный на Ижорском заводе. В отдельной витрине демонстрируются приборы связи — телеграфный аппарат системы Морзе 1901 года и буквопечатающий стартстопный телеграфный аппарат СТ-35 1935 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4824muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4825

В основном здании экспонируются и несколько образцов стрелкового оружия и артиллерийских систем. Например, 7,62-мм ручной пулемёт Дегтярёва ДП образца 1927 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4732muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4733

Основной станковый пулемёт Красной Армии — 7,62-мм системы Максим. В 1904 году был подписан контракт о производстве этого британского пулемёта на Тульском оружейном заводе. В 1910 году тульские оружейники провели его первую модернизацию. В 1930 году пулемёт снова модернизировали и в таком виде выпускали до 1945 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4775muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4755muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4816

Для подразделений ПВО в 1939 году разработали зенитную установку 4М, состоявшую из четырёх пулемётов Максим на поворотной раме, установленной на тумбе. Темп стрельбы составлял 600 выстрелов в минуту при дальности поражения до 2500 м. Установки 4М широко применялись частями ПВО на всём протяжении войны.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4878muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4877

Более поздняя модель — 7,62-мм пулемёт Горюнова СГ-43 на станке системы Дегтярёва. Принят на вооружение в 1943 году и активно использовался в боях при прорыве и снятии блокады.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4868muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4862

12,7-мм пулемётная тумбовая установка Дегтярёва-Шпагина образца 1938 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4852muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4854muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4858

Точно такая же пулемётная установка с прицелом образца 1941 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4623muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4624

Тумбовые пулемётные установки широко использовались на кораблях для защиты от самолётов противника. Неудивительно что рядом с ними выстроились приборы морских артиллеристов: командирская труба зенитной артиллерии в комплекте с треногой и принадлежностями

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4861muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4865

и бинокулярная зенитная командирская труба ТЗК, активно использовавшаяся на кораблях радиотехнической разведки.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4639muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4663

Ещё немного корабельной тематики. На левом фото мачта большого бронекатера проекта 1124. Рядом с ней военно-морской флаг канонерской лодки «Конструктор». На фото справа — штурвал тральщика Т-100.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4735muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4612

Морской сигнально-осветительный прожектор МСП-л-45/2. Широко использовался для световой сигнализации на советских кораблях и судах.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4679muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4673

Возвращаемся на сушу. Клиновой замок 100-мм орудия батареи, участвовавшей в разгроме вражеского десанта на острове Сухо.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4851muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4849

82-мм батальонный миномёт образца 1937 года на платформе с образцами корпусов мин.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_4785muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4773

Плавно переходим к боеприпасам. Корпуса реактивных снарядов миномёта БМ-13 «Катюша».

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4746muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4759

Фугасные авиационные бомбы ФАБ-250 и ФАБ-50.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4691

Стенд, посвящённый борьбе в небе над Ладогой. Картина, модели и вещи, принадлежавшие лётчикам.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4680muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4682muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4681

Модели истребителей Ла-7 и Як-9. Между ними авиагоризонт самолёта И-16 и контрольный щиток управления рулями из кабины истребителя полковника П.В.Кондратьева. Полк под его командованием за 5 месяцев провёл 389 боёв, уничтожив 105 самолётов и 55 танков противника. Сам Кондратьев погиб 1 июня 1943 года в бою над Финским заливом.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4781muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4784muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4783muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4782

Подарочные модели военной техники: 122-мм гаубица, танки БТ-5 и Т-34. У последней модели интересная судьба.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4841muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4842

В декабре 1945 года она была подарена экипажу крейсера «Максим Горький» коллективом Горьковского завода №112 «Красное Сормово», а впоследствии передана в дар музею.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4730muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4728muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4729muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4727

Модели грузовиков, работавших на Дороге Жизни: ГАЗ-АА и ГАЗ-ААА,

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4704muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4705muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4701muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4703muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4708

ЗиС-5 и ГАЗ-ММ. Рядом с моделями путевой лист и маршрутная карточка от 25 января 1942 года, выписанные на имя водителя И.И.Яшкова для автомобиля ЗиС-5 №3663 (копии из собрания Центрального Военно-Морского музея).

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4725muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4726

Модель городского автобуса ЗиС-8 — снятые с городских маршрутов, они обеспечивали эвакуацию гражданских лиц и раненых из Ленинграда.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4845muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4844muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4843

Модель грузовика ЯГ-5. Эти машины вряд ли использовались на Дороге Жизни. Во-первых, они были слишком тяжелы, во-вторых, дизельный двигатель на морозе был хуже бомбы с часовым механизмом. Однако рядом с моделью ЯГа — несколько подлинных «военных» гаечных ключей из ремонтного набора, переданный музею ветераном Дороги Жизни, шофёром 51 ОАТБ М.Д.Петуховой.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4846

А ещё на этом стенде можно увидеть ветроустойчивый фонарь типа ТЦ-1 («летучая мышь»). Подобные фонари применялись 9-й и 11-й железнодорожными бригадами при строительстве дороги и моста на трассе Поляны-Шлиссельбург в период прорыва блокады Ленинграда в 1943 году. Напротив показаны инструменты, которыми этот мост строили.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4834muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4823

Прорыв блокады 27 января был безусловно великой победой, однако первое время особого облегчения в снабжении города не принёс. Кольцо было разорвано в месте, где не то что железных или асфальтовых — вообще дорог не было. И мостов через Неву тоже. К тому же отбросить немцев на значительное расстояние не удалось, и свободный от врага коридор простреливался фашистскими орудиями едва ли не насквозь.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4833

И всё-таки тянуть здесь железнодорожную ветку, пусть даже временную, было необходимо. На руку оказались сильные морозы — рельсы укладывали без обустройства земляной призмы, прямо на промёрзший грунт. А километровый мост через Неву сделали облегчённым, полностью деревянным, вовсю используя несущую способность крепкого льда. Что это был за мост (для многотонных паровозов и вагонов), можно понять по модели. А каково было водить поезда по линии Поляны-Шлиссельбург даёт представление висящая рядом картина.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4757muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4756

Если с показом натурных образцов судов в любом музее крайне затруднён, то демонстрация моделей кораблей проблем не вызывает. Не является исключением и музей «Дорога Жизни». Первой в моём рассказе будет модель сторожевого корабля «Пурга». Это был флагманский корабль командующего Ладожской флотилией капитана 1 ранга Бориса Хорошхина (в августе 1941 года он получил звание контр-адмирала). После перевода Хорошхина в октябре на Волгу Ладожскую флотилию возглавил капитан 2 ранга Н.Озаровский.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4699muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4697

После Ладоги Хорошхин принял командование Волжской военной флотилией, участвовавшей в обороне Сталинграда. 1 августа 1942 года бронекатер, на котором он находился, подорвался на мине и затонул со всем экипажем. В честь контр-адмирала назвали спущенный на воду в 1943 году тральщик Черноморского флота. Его модель также есть в коллекции музея «Дорога Жизни».

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4762muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4763

Модель малого охотника за подводными лодками типа МО 1941 года. В Ладожской флотилии было 4 таких корабля.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4654muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4649

Модель канонерской лодки «Селемджа». В 1941 году несколько однотипных паровых землевозных шаланд переоборудовали в канонерские лодки, названные именами рек в Амурской области: «Нора», «Бира», «Бурея», «Олёкма» и «Селемджа».

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4645muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4622

Рядом с военными кораблями работали и гражданские суда, выполнявшие роль транспортов. Например, посыльный пароход «Гарибальди» 1903 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4630muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4629

Теплоход «Совет», построенный в Ленинграде в 1938 году, использовался на Ладоге в качестве военного транспорта. Из Ленинграда он эвакуировал жителей и раненых, обратно доставлял боеприпасы и пополнение для воинских частей.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4764muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4767

Парусно-паровой бот «Сатурн» находился в составе гидрографической службы Краснознамённого Балтийского флота с 1940 года. Разведка трассы прокладки кабелей и трубопровода по дну озера проводилась именно этим судном.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4635muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4632

В навигацию 1942 года транспортный флот Ладожского озера получил большое пополнение. Кроме 118 самоходных тендеров,

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4638muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4637muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4738

судостроительными Адмиралтейским и Балтийским, а также заводом имени Жданова было построено 14 барж-блокадок грузоподъёмностью 900 тонн каждая. Секции барж доставляли на берег по суше и собирали на импровизированной верфи в бухте Гольсмана (недалеко от Осиновца).

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4660muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4657

Ещё одна модель малого охотника за подводными лодками типа МО- IV 1940 года.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4669muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4667

А эта модель пограничного сторожевого катера МО-4 1938 года изготовлена личным составом службы погранохраны и подарена Л.И.Брежневу в 1976 году. Интересно, как она попала в музей?

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4796

А ещё в музее «Дорога Жизни» можно узнать об истории этих мест. Одно из древнейших русских поселений на Ладоге, Староладожская крепость, существовала уже в первой половине IX века. На снимках — модель рыбопромысловой ладожской соймы.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4789muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4788

До Х века крепость была опорным пунктом на торговом пути из Поволжья в Прибалтику, а затем на пути «из варяг в греки». В XI-XV веках здесь был торговый центр Новгородской республики, а с 1478 года эти территории вошли в состав Московской Руси. В 1703 году город и крепость были перенесены Петром I к устью реки Волхов и получили название Новая Ладога. Безопасность плавания в те времена обеспечивали в том числе однопушечные канонерские лодки, модель одной из них представлена в музее.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4875muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4840muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4847

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4839muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4839

Небольшая часть экспозиции посвящена трофеям Красной Армии, взятым во время прорыва блокады. Здесь есть образцы немецкой военной формы, стрелкового оружия, боеприпасов и даже однозарядный фугасный огнемёт "Abwehrflammenwerfer-42".

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_46711muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_46741

На отдельном стенде модель десантного парома Siebel. Такие паромы немцы использовали при попытке высадки десанта на остров Сухо в 1942 году.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4867

Все экскурсии по музею «Дорога Жизни» заканчиваются обычно у карты Зелёного Пояса Славы. Здесь отмечены все памятные места в Ленинградской области, где установлены памятники защитникам города. Естественно, есть на этой карте и Дорога Жизни, 900 дней бывшая единственной ниточкой, связывавшей осаждённый Ленинград с Большой землёй.

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4866muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4869muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4871

muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4870muzej_doroga_zhizni_02_2017_leokuznetsoff_img_4872

Рядом находится проект памятника, посвящённого героям Ладоги на Дороге Жизни. Проект выполнен студией военных художников имени М.Б.Грекова при участии сотрудников Центрального Военно-Морского музея.

Вечная слава всем, кто отстоял Ленинград! Светлая память отдавшим ради этого жизни…

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_5012

Первая часть статьи (открытые площадки) здесь.

Вторая часть статьи (павильон крупногабаритных экспонатов) здесь.

Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.