КВ-85 на постаменте — памятник танку-победителю в Автово
Мемориальный комплекс «Кировский рубеж» входит в «Зелёный пояс Славы» военных памятников Ленинградской области. Здесь рядом с ДОТом времён войны установлен в качестве памятника танк КВ-85.
Танки КВ в предвоенный период и в первые годы войны были основными тяжёлыми танками Красной Армии и едва ли не лучшими боевыми машинами этого класса. На начальном этапе войны ни один танк Вермахта не мог соперничать с КВ-1 в бою, в то время как 76-мм пушка КВ успешно пробивала немецкую броню на любом расстоянии. Единственным эффективным средством борьбы с танками КВ были 88-мм зенитные пушки, однако их применение для «наземной» службы было ограничено необходимостью выполнения прямых обязанностей по защите неба.
Ситуация изменилась в конце 1942 года, когда Вермахт получил новые танки «Тигр» и самоходные артиллерийские установки большого калибра. КВ-1 из лидера сразу превратился в аутсайдера, так как его броня перестала защищать от вражеских снарядов, а огонь собственной пушки не причинял новым танкам Вермахта вреда. Разработка нового советского тяжёлого танка ещё не была закончена, поэтому танкостроители приняли решение о быстром создании переходной модели.
Работы велись на заводе №100 под руководством выдающегося конструктора Жозефа Котина. Корпус и ходовую часть взяли от серийного КВ-1с (скоростная модификация КВ-1, выпускалась в Челябинске) и установили на него башню перспективного танка ИС-1 с 85-мм пушкой. Так как новая башня была шире, для неё пришлось увеличивать диаметр нижнего погона. Для этого пришлось расширить подбашенную коробку корпуса, приварив дополнительные цилиндрические вставки. Танк, получивший обозначение «Объект 239», успешно прошёл заводские испытания, а так как Красная Армия срочно нуждалась в новой машине, их засчитали как Государственные.
Серийное производство КВ-85 развернули на Челябинском Кировском заводе, для первых серийных танков использовали задел корпусов КВ-1с. На них пришлось расширять подбашенную коробку и заваривать отверстия для курсового пулемёта. В дальнейшем эти изменения вносились сразу на стадии сборки корпуса. Всего было выпущено 147 танков КВ-85 (плюс один Объект-239), после чего их сменил полностью новый танк ИС-1.
Несмотря на новую, более мощную пушку, КВ-85 сохранил многое от предшественника КВ-1с и не мог противостоять новым немецким танкам на равных. Успешность действий КВ-85 на поле боя во многом определялась выучкой экипажа. В основном эти танки использовали на прорыве оборонительных полос противника. КВ-85 с поставленной задачей, в общем-то, справились, однако ценой значительных потерь. Учитывая небольшие объёмы выпуска, к осени 1944 года в боевых частях танков этого типа не осталось. Сегодня известны только две сохранившиеся машины — опытный КВ-85Г в Кубинке и танк-памятник в Автово.
Многие говорят, что здесь этому танку не место. На постаменте должен стоять КВ-1, так как именно этот танк выпускали на Кировском заводе в Ленинграде (даже во время блокады), а 85-й коренной «челябинец»… Возможно. Если бы все выпущенные сохранились и было бы из чего выбирать. А в условиях, когда каждая уцелевшая машина, по сути, единственный уцелевший экземпляр, вариантов что ставить на постамент нет. Тем более что памятник в Автово установлен в 1951 году по предложению его конструктора Жозефа Котина. Если кто забыл, в то время на переплавку отправляли и более ценные образцы техники, а о красных следопытах-искателях боевой техники вообще никто не слышал. Так что порадуемся, что редкий КВ сохранили на радость потомкам. Пусть и не по месту его рождения (в смысле выпуска).
В заключение пару слов о мемориале в Автово. Возведён он по проекту архитектора В.А.Каменского. Кроме танка-победителя, в ансамбль мемориала входят ДОТ и бетонная стела с текстом: «В час смертельной опасности, когда немецко-фашистские войска рвались в город Ленина, мужественные ленинградцы под артиллерийскими обстрелами и авиационными бомбёжками вместе с военными строителями создали непреодолимую оборону с долговременными огневыми точками. Здесь оборонялись части истребительно-противотанковой артиллерии 42 армии.»
А в сотне метров от танка находится памятник блокадному трамваю (подробнее читайте здесь >>>).
О других памятниках технике можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два