Главная » Крупный план, Олдтаймеры, Памятники, Пассажирский транспорт

Памятник блокадному трамваю в Санкт-Петербурге

11 февраля 2017 Просмотров: 408 Комментариев нет

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0080

Памятник трамваю МС-2 установлен на проспекте Стачек, рядом с мемориальным комплексом «Кировский вал», входящим в «Зелёный пояс Славы». Почему памятник блокадному трамваю установлен именно здесь — читайте в этой статье.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0071piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0089piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0092piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0093

«Зелёный пояс Славы» представляет комплекс из монументов и памятников, установленных в местах самых сложных боёв и значимых сражений, благодаря которым части вермахта так и не смогли войти в город. На юго-западном направлении гитлеровцев остановили именно в районе Кировского вала. О шедших здесь боях напоминают бетонный ДОТ и памятник танку-победителю. А несколько лет назад рядом появился и памятник блокадному трамваю. Почему именно здесь? Ответ простой. Проспект Стачек здесь пересекают трамвайные пути, и чтобы затруднить врагу движение к городу, дорогу перегородили трамвайными вагонами. Так что трамвай в данном случае такой же участник боёв, как танк и пулемётный ДОТ.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0072piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0083piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0098piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0100

А почему вообще поставили памятник именно блокадному трамваю? Дело в том, что в блокадном Ленинграде работающий трамвай был таким же символом неизбежной победы над фашизмом, как парад на Красной площади в ноябре 1941 года для бойцов защищавших Москву.

Во время эвакуации трамваи в Ленинграде сыграли роль, которую трудно переоценить. Город имел самую развитую в СССР трамвайную сеть и большой парк как пассажирских, так и грузовых вагонов. Трамваями эвакуировали и жителей города до пунктов остановки эшелонов, и музейные коллекции до железнодорожных станций. В частности, именно трамвайными грузовыми поездами от Дворцовой площади в тыл отправляли сокровища Эрмитажа.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0106piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0079piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0101piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0113

Однако по мере того, как кольцо вокруг Ленинграда сжималось, трамваев на линии выходило всё меньше. Перебои с топливом для электростанций привели к сокращению выработки энергии для электротранспорта, и 8 декабря 1941 года трамвайное (а заодно и троллейбусное) движение прекратилось полностью. Причём электроэнергию отключили без предупреждения и вагоны так и остались на улицах города. Отбуксировать их в парки сил уже не было — холод и голод уже начали свою страшную жатву. Тем не менее, трамвайщики Ленинграда продолжали следить за состоянием путей и даже ремонтировали вагоны, оставшиеся в парках. Ленинградцы верили в то, что город вернётся к мирной жизни.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0077piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0102piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0116piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0117

Но весна 1942 года грозила обернуться для города новой бедой. Из-под снега на улицах должны были начать появляться тела умерших от мороза жителей, а в парадных стали бы оттаивать потоки нечистот, огромными сосульками свисавшие с лестничных пролётов. И трупы, и грязь надо было срочно убирать, иначе выживших горожан ожидала бы волна эпидемий. Люди готовы были выйти на субботники, но необходим был транспорт. Где его взять в осаждённом городе? Троллейбусов было слишком мало, грузовики работали на Дороге жизни. Вот тут на выручку и должен был прийти трамвай.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0097piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0122piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0118-1piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0118

Решение о возобновлении трамвайного движения было принято в середине февраля 1942 года. А уже 7 марта по линии на Загородном шоссе проехал первый грузовой трамвайный поезд. Пассажирские же вагоны возобновили работу месяцем позже, 15 апреля. Движение сумели возобновить по пяти маршрутам, на большее не хватало энергии. Но эти пять маршрутов были проложены таким образом, что проходили из одного конца города до другого через центральную часть. Таким образом, практически в любой район Ленинграда можно было добраться всего с одной пересадкой.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0075piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0112piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0119piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_0079-0

Если в сердцах ленинградцев пуск трамвая укрепил веру в грядущей Победе над фашистской Германией, для немцев он стал неприятным сюрпризом на грани шока. По словам одного из пленных гитлеровцев, солдаты долго не могли понять, что за голубые вспышки периодически видны над Ленинградом. Когда стало ясно, что это трамвай, фашисты не могли поверить — после лютой зимы, на седьмом месяце блокады, русские снова ездят на трамваях?! Ради чего тогда бравые арийцы мёрзли столько времени в окопах? Боевой дух немецкой армии был подорван весьма основательно.

piter_31_01_2017_leokuznetsoff_img_9827piter_31_01_2017_leokuznetsoff_img_9858

Немцы усилили артобстрел города, но блокадный трамвай было уже не остановить. В целях безопасности периодически переносили места остановок, чередовали движение вагонов по параллельным линиям, для снижения искрения установили вторые токоприёмники — но трамвай продолжал работать. Осенью 1942 года по дну Ладожского озера проложили электрокабель, и число трамваев стало постепенно увеличиваться. К лету 1943 года в Ленинграде работало уже 15 маршрутов, а в мае 1944 заработал и троллейбус.

В память о блокадном трамвае в 2007 году, в год 100-летия Ленинградского трамвая и был установлен этот вагон модели МС-2. Его оконные проёмы закрыты щитами с фогографиями блокадного Ленинграда, а на подножках и поручнях площадок всегда лежат живые цветы.

piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_9930piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_9944piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_9962piter_01_02_2017_leokuznetsoff_img_9964

Статья о памятнике блокадному трамваю была бы неполной без упоминания об ещё двух связанных с ним местах. Во-первых, это «блокадная подстанция» на набережной Фонтанки, 3а. Именно она обеспечивала электроэнергией возрождённое весной 1942 года трамвайное движение. На фасаде здания установлена мемориальная доска в память о подвиге трамвайщиков и указатель номера дома в стиле военного времени.

muzej_get_piter_2017_leokuznetsoff_img_0194muzej_get_piter_2017_leokuznetsoff_img_0195muzej_get_piter_2017_leokuznetsoff_img_0222

Второй объект — трамвайное депо на Васильевском острове. Из его ворот 15 апреля 1942 года на линии вышли первые трамвайные поезда. Депо работает до сих пор, а ещё на его территории находится Музей городского электротранспорта.

Для тех, кто захочет сам посетить памятные места блокадного трамвая, прилагаю карту. Красным флажком обозначен вагон МС-2 на проспекте Стачек, зелёным - тяговая подстанция на набережной Фонтанки, синим — трамвайный парк на Среднем проспекте Васильевского острова, 77.

blokadnyj-tramwaj-leningrad

О других памятниках технике можно прочитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Карта: скриншот 2ГИС

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.