Главная » Военные, Крупный план, Олдтаймеры

ВАЗ-2122 Река — единственная амфибия АвтоВАЗа

17 января 2017 Просмотров: 506 Комментариев нет

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4056

ВАЗ-2122 Река — единственный автомобиль-амфибия, разработанный на Волжском автозаводе. Создавали его на агрегатах ВАЗ-2121 Нива, однако до серийного выпуска дело так и не дошло. До наших дней сохранились три экземпляра экспериментальной машины.

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_405280_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_420080_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_419380_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4209

Возможность производства на АвтоВАЗе армейского джипа заинтересовала военных сразу после пуска завода. Первые эскизы такой машины появились почти одновременно с началом работ по «гражданской» Ниве, а летом 1972 года задание на разработку было утверждено министерствами обороны и автомобильной промышленности.

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_405880_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_420380_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_425080_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4251

Проект тольяттинского вездехода получил обозначение «Река». С самого начала предусматривалась его максимальная унификация с цивильной Нивой. В 1976 году были готовы первые два опытных экземпляра. Машины имели герметичный кузов с брезентовым верхом и откидным ветровым стеклом. Движение по воде осуществлялось за счёт вращения колёс. Военным машина понравилась, хотя имела ряд недостатков: выход из строя из-за перегрева двигателя и трансмиссии (плата за возможность плавать), неудовлетворительная прочность кузова. В то же время, уровень проходимости джипа, созданного на базе серийного автомобиля, оказался очень высоким, и работы над проектом «Река» решили продолжить.

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_421380_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_421280_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_421680_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4214

К 1978 году были готовы две машины второй опытной серии. И если жёсткость кузова на них удалось увеличить, то проблема перегрева трансмиссии так и осталась нерешённой. В ходе испытаний стало ясно, что узлы обычной гражданской машины не годятся для армейского вездехода, и проектирование амфибии придётся начинать почти с нуля.

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_422680_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_422880_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_421780_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4218

Машины третьей экспериментальной серии (1982 год) и внешне, и конструктивно сильно отличались от предшественников. За счёт установки менее мощного двигателя, уменьшению передаточного числа главной пары, выносу за пределы корпуса редуктора переднего моста и установки увеличенного радиатора с двумя вентиляторами проблему перегрева наконец-то удалось решить. Несмотря на снижение мощности двигателя и установке колёс меньшего диаметра, динамика машины не ухудшилась. Скорость по грунту, правда, немного снизилась, но на воде осталась прежней — 4 км/ч. Стало ясно, что машина удалась, и её стали готовить к Государственным испытаниям.

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_424780_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_424680_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_421580_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4245

С 1983 по 1987 год было изготовлено около 20 автомобилей трёх опытных серий: 400-й, 500-й и 600-й. Все они прошли полную Программу государственных испытаний и получили рекомендацию к серийному производству. Однако к власти в стране пришёл горбатый Иуда, взявший курс на экономическое разорение. Демилитаризация, доведённая до абсурда, считалась в те годы верхом государственной мудрости. Многие разработки были в те годы брошены как ненужный балласт, в их числе оказался и проект «Река».

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_423380_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_423780_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_423580_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4236

Министерство обороны, главный заказчик, отказалось как финансировать расходы по организации производства, так и до конца рассчитываться с заводом за разработку. ВАЗ-2122 «Река» так никогда и не вышел на дороги России, оставшись памятником-укором бестолковому генсеку с пятнышком.

На снимках: ВАЗ-2122 Река 600-й серии 1987 года на выставке к 80-летию Госавтоинспекции в Москве

80_let_orud-gai-gibdd_zpkio_2016_leokuznetsoff_img_4057

О других автомобилях ВАЗ можно почитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.