Музей ГИБДД в Москве
Этот музей не обозначен ни на одной карте, его нет ни в одном путеводителе. Тем не менее, автомобили из коллекции ГИБДД можно увидеть. Летом они выставлены у здания Главного управления ГИБДД на Садовом кольце и принимают участие в отдельных выставках.
Наиболее полный комплект машин из этой коллекции был показан на праздновании 80-летия Государственной автоинспекции летом 2016 года (подробнее об этом смотрите здесь >>>). Съёмка с этого праздника и легла в основу этого обзора.
Начну с классики, которую хорошо помню сам. В детстве жёлто-синие машины ГАИ, прозванные в народе «канарейками», часто встречались на дорогах. Самым популярным был патрульный автомобиль «Жигули» ВАЗ-2101. С пуском производства на Волжском автозаводе достаточно большой процент выпускаемых машин направлялся в органы внутренних дел, в том чиле и в патрульную службу ГАИ.
◊◊◊
Второй по распространённости была «канарейка» на базе ГАЗ-24 «Волга». Более солидная и дорогая машина в версии патрульного автомобиля встречалась в основном в крупных городах, а в Москве её можно было увидеть даже чаще, чем «Жигули».
◊◊◊
В «дожигулёвскую» эпоху основу парка патрульных автомобилей составляли «Москвичи». Я это время не застал, не родился ещё, а из более поздних времён помню, что все виденные мной патрульные «Москвичи» были ижевской сборки. А на снимках представлен «родной» московский «Москвич-408» с двумя круглыми фарами, вертикальными задними фонарями и эмблемой АЗЛК.
◊◊◊
А вот эту машину можно встретить на дорогах до сих пор, правда, в сине-белой окраске. Патрульные автомобили УАЗ-469 с жёсткой крышей и задним отсеком для перевозки задержанных можно было встретить и в крупных городах, и на деревенских просёлках. На снимках поздняя версия машины с прямоугольными задними блок-фонарями.
◊◊◊
РАФ-2203 — единственный советский микроавтобус. В подразделениях МВД использовался в качестве машины для выезда к месту происшествия оперативно-следственных бригад (без переделок), машины дежурной части (в салоне меняли планировку и ставили столик) и передвижной криминалистической лаборатории. В последнем РАФик имел верхнюю площадку с мачтами для осветительных прожекторов и приборов фотосъёмки места происшествия, а в крыше прорезали люк. На снимках РАФ-22031-01, переходный вариант 1986-87 годов: ещё со стояночными огнями на крыше и задних стойках и «волговскими» колпаками колёс, но стёкла передних дверей уже без форточек и с прямоугольными зеркалами плюс новые бампера.
◊◊◊
Инспекторам ГАИ, не дослужившимся до права ездить в автомобиле, полагался служебный мотоцикл. Впрочем, Урал-М-66 с коляской был вполне солидным аппаратом, даже по сегодняшним меркам. Современные наследники этого Ирбитского мотоцикла пользуются спросом даже у байкеров США — родины Харлея. Маячок на коляске — скорее бутафория, лично я не помню ни одного из виденных мотоциклов с такой сигнализацией.
◊◊◊
Привет из лихих 90-х: патрульный Ford Crown Victoria. Первая иномарка, начавшая массово поступать в подразделения Госавтоинспекции. Советские «Жигули» и «Волги» уже не могли догнать многие иномарки, появившиеся на дорогах с началом перестройки, и пришлось искать адекватную иностранную замену отечественным «канарейкам». Особенно сильное впечатление на соотечественников производила свето-сигнальная балка на крыше. В темноте машина с включёнными сигналами казалась летающей тарелкой, а не милицейским патрулём.
◊◊◊
А теперь углубимся в историю. После войны для нужд автоинспекции приспосабливали легковые автомобили новых моделей. В частности, «Москвич-401», сделанный по образу и подобию Опеля. Иногда их перекрашивали в фирменный синий цвет, но зачастую просто наносили на поясную линию красную полосу с надписью МИЛИЦИЯ.
◊◊◊
Или вообще ничего не наносили, как на этой ГАЗ-М20 «Победа». Времена были тяжёлые, и соблюдение единой цветографической схемы окраски спецмашин не было обязательным.
◊◊◊
Транспорта откровенно не хватало, и бригады сотрудников могли выезжать на оперативные мероприятия даже на обычных грузовиках. Таких, например, как этот ГАЗ-63.
◊◊◊
А для «одиночного» патрулирования инспекторы пользовались мотоциклами. И если сразу после войны это были в основном трофейные машины зарубежного производства, то по мере осваивания производства новых советских моделей инспекторов пересаживали на отечественную технику. Например, на ИЖ-49 1951 года.
◊◊◊
Вообще, любой встававший на конвейер новый советский автомобиль сразу же примерял милицейские погоны. «Москвич-403» не был исключением. В 50-е годы патрульные машины начали окрашивать в бирюзовый цвет, однако продолжалось это недолго. Вскоре была принята жёлто-синяя схема, на три десятилетия ставшей стандартом для машин МВД.
◊◊◊
В отличие от «Москвича», ГАЗ-69 никогда не продавался в частные руки. Основным заказчиком была армия, однако в силовые структуры таких автомобилей тоже попало немало. В коллекции музея ГИБДД ГАЗ-69 явно с армейским прошлым, о чем свидетельствуют кожухи светомаскировки на фарах.
◊◊◊
Самое время снять серьёзное лицо и улыбнуться. Предмет вечных шуток советских автолюбителей, «Запорожец», тоже есть в музее ГИБДД. И не простой, а в жёлто-синей милицейской окраске. Чтобы озадачить потенциальных знатоков «был такой патрульный автомобиль или не был?», милицейский Запор оборудован накрышным табло «УЧЕБНАЯ» и соответствующими значками на стёклах. Смеху добавляет взгляд на место водителя: оказывается, данный «Запорожец» оборудован ручным управлением для безногих инвалидов...
◊◊◊
Инвалидная мотоколяска С3Д уж точно никогда не работала патрульным автомобилем, однако в музее ГИБДД она тоже есть. В обычной гражданской окраске, без маячков и полосок с надписями. Просто обычная инвалидка, столь любимая острословами.
◊◊◊
Самое вкусное напоследок. На снимках — флюорографический кабинет на шасси чешской Praga-V3S. Было время, когда в СССР эти машины можно было встретить повсюду. В деле профилактического медосмотра населения они сыграли очень важную роль. До наших дней, увы, сохранились считаные единицы. Машина находится в стадии реставрации, в частности, пока отсоединён карданный вал привода переднего моста.
◊◊◊
И последняя машина в этом обзоре — пожарная цистерна LF16TS на шасси Magirus Deutz. Мне так и не удалось выяснить, как эта машина попала в музей ГИБДД. Однако на водительской двери есть табличка, из которой что, что этот автомобиль до 1993 года состоял на службе в пожарной охране города Любек (Германия), после чего прошёл полную реставрацию и сейчас является музейным экспонатом.
Данный список машин из коллекции музея ГИБДД увы не полный. Я точно знаю, что в ней есть ещё «Москвич-412» и мотороллер «Вятка». Возможно, их покажут на одной из грядущих выставок. А если нет, можно дождаться лета и отправиться к Главному управлению ГИБДД на Садово-Самотёчной улице, 1. В тёплое время года машины из музея ГИБДД стоят вдоль периметра этого здания за декоративными решётками.
Другие статьи об автомобилях милиции и полиции можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото: Леонид Кузнецов, а также из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два