Царская свита — охранялки, догонялки и крякалки-мигалки на выставке «95 лет ГОНу»
Помимо экипажа царствующей особы, в кортежах можно увидеть массу специальных машин — от эскортных автомобилей сопровождения до броневиков с охраной. Выставка ГОН — третья часть — автомобили царской свиты. Поехали!
Начну я с «полуцарских» автомобилей, которые вполне могли бы войти и в первую часть обзора. Но не вошли, поэтому здесь и сейчас им самое место. До войны советской номенклатуре вполне хватало двух моделей легковушек — маленькой «Эмки» и большого ЗиСа. А вот после войны появился класс чиновников, которые до ЗиСа не дослужились, а из «Победы» выросли. Вот для них и разработали промежуточную «персоналку», получившую обозначение ГАЗ-12, или ЗиМ. Автомобиль был солиднее «Победы» — семь мест против пяти, но проще ЗиСа — поменьше размером и без перегородки в салоне. Для большей демократичности на базе ЗиМа выпускались машины такси и кареты скорой помощи, так что простые граждане также имели возможность прокатиться на этой машине.
Тему «персоналок» среднего уровня продолжили автомобили семейства «Чайка». Производство первой модели, ГАЗ-13, началось в 1956 году. Подавляющее большинство «тринадцатых» Чаек имели кузов седан, но по спецзаказам Министерства Обороны изготавливались единичные экземпляры лимузинов с перегородкой в салоне.
На базе ГАЗ-13 в 1959 году был также разработан вариант с открытым кузовом фаэтон ГАЗ-13Б. Их сделали не более двух десятков, но пара из них до сих пор используется в качестве парадных автомобилей в Таджикистане.
В отличие от ЗиМа, «Чайка» не продавалась частным лицам и не работала в такси. Но медицинский халат она таки примерила. Правда не простой, а кремлевский. По заказу 4-го Главного управления Минздрава рижский завод RAF переоборудовал в медицинские универсалы от 11 до 20 «Чаек» для обслуживания высших чиновников и партийной элиты. Одна из таких машин была показана на XXV Олдтаймер-Галерее Ивановским автомобильным музеем.
Вторая модель «Чайки», ГАЗ-14, стала последней в этом семействе. Причина тому не техническая, не экономическая а политическая. Автомобиль, выпуск которого начался в 1977 году, спустя десять лет попал под горбачевскую «борьбу с привелегиями». Волею генсека автомобиль был снят с производства, а вся техническая документация, оснастка и штампы уничтожены. В перестроечном угаре превратили в металлолом даже одну недособранную «Чайку» и пресс-формы ее масштабной модели. Вот такая вот борьба с привелегиями по-Горбачевски…
ГАЗ-14 стал одним из последних отечественных автомобилей представительского класса. Но на государственной службе состоят не только машины для первых лиц, но и авто для «околоначальственных» подразделений. Одна из самых известных категорий такого спецтранспорта — «догонялки», как окрестили их в народе. Они представляли собой обычные легковые автомобили с более мощными двигателями и выпускались малыми сериями для силовых ведомств — НКВД, МГБ, КГБ. Хотя изначально их сотрудники пользовались закупленными за границей машинами. Такими, как этот Ford Model 18 с двигателем V-8.
Первой советской догонялкой стала «Эмка» ГАЗ-М1. Вместо штатного 4-цилиндрового 50-сильного мотора (позднее 6-цилиндрового мощностью 76 л.с. у ГАЗ-11-73) на нее ставили все тот же фордовский 85-сильный V-8. Резвости он машине добавлял, зато управляемость и тормозные характеристики на высоких скоростях ухудшились. Впрочем, этими проблемами страдали и все последующие «догонялки».
После войны «быстроходный автомобиль» (как он именовался в технической документации) стали строить на базе «Победы». Машина получила индекс ГАЗ-М20Г и получила двигатель от ГАЗ-12 «ЗиМ» мощностью 90 л.с. (против штатного 52-сильного).
Преемницей «Победы» стала «Волга» ГАЗ-23. Очередная «догонялка» комплектовалась двигателем ЗМЗ-23 V-8 от «старшей» модели Горьковского автозавода «Чайка» развивавшем 195 л.с...
24-й Волги-догонялки на выставке не было, зато была ее наследница ГАЗ-24-34, выпускавшаяся с 1985 по 1983 год. На машину ставили две модели двигателей: ЗМЗ-503 с одним карбюратором или ЗМЗ-505 с двумя синхронизированными. Оба мотора развивали 195 л.с. и разгоняли «Волгу» до 182 км/ч.
Последняя «догонялка» из семейства «Волка» выпускалась до 1996 года и имела индекс ГАЗ-31013. Базой служила стандартная ГАЗ-3102, двигатель использовали ЗМЗ-505.10.
Совсем не ГОНовская машина, но к первым лицам государства имеет отношение. В 1974 году завод выпустил пять полноприводных седанов ГАЗ-24-95 с агрегатами ГАЗ-69. Один из них использовал Л.И.Брежнев во время поездок на охоту в Завидово — именно эта машина на снимках.
◊◊◊
Тема машин сопровождения была бы неполной без упоминания о стандартных легковых автомобилях большого класса, эксплуатировавшихся в различных силовых структурах. Особой любовью чиновников пользовались, естественно, Мерседесы. Разными путями, в основном через целевые закупки министерств и ведомств, такие автомобили попадали в СССР. И далеко не все оставались на государственной службе. Поиметь в личное пользование престижную иномарку (за государственный счет, разумеется) желали многие чиновники. Как пример можно привести пресеченную КГБ попытку Министра внутренних дел Щелокова переоформить на жену и сына пару Мерседесов, работавших во время Олимпиады-80 в московском ГАИ. Ну правда, зачем гаишникам такая роскошь?
На выставке «ГОН — 95 лет» присутствовали четыре Мерседеса, которые могли использоваться в качестве спецтранспорта.
Самый старый из них — Mercedes-Benz 600 с кузовом W100, выпускавшийся с 1963 по 1981 год. Один из самых престижных представительских автомобилей в мире, многие экземпляры продолжают использоваться по прямому назначению до сих пор. Выпускался с короткой (на снимках) и длинной колесной базой, длиннобазный лимузин имел в своей коллекции Леонид Брежнев.
Длиннобазный Mercedes-Benz 450 SEL с кузовом V116. Первый премиум-седан Мерседес, официально обозначавшийся как S- класс. Выпускался с 1972 по 1979 год.
Предшественник «сто-сорокового», Mercedes-Benz 450 SEL с кузовом V126 (длиннобазная версия). Второе поколение S- класса, выпускалось с 1979 по 1991 год.
◊◊◊
Последняя категория спецтранспорта в данном обзоре — автомобили охраны. С начала восьмидесятых годов прошлого века, для сопровождения президентских кортежей обычные седаны стали малы. Встал вопрос о разработке (или закупки) автомобилей повышенной вместимости, способных следовать с высокой скоростью в составе кортежа и в то же время пригодные для активных действий подразделений охраны в случае нападения.
Требованиям по скорости и вместимости удовлетворял лишь один отечественный автомобиль: микроавтобус ЗиЛ-118. Созданный на агрегатах правительственного ЗиЛ-111 (и позднее на ЗиЛ-114, под индексом ЗиЛ-118К), он имел прекрасную динамику, но остекленный как аквариум кузов был совсем непригоден не то что для бронирования, но даже для элементарного усиления защиты. К тому же из-за ручной сборки микроавтобус производился в столь малых количествах, что разрабатывать на его основе машину охраны не имело смысла. Впрочем, на базе ЗиЛ-118 построили несколько «кремлевских» реанимобилей, а стандартные машины использовались как министерский «корпоративный» транспорт.
В ельцинской России проблему решили быстро и четко. Раз Президент пересел на Мерседес, то и охрана пусть ездит на машинах этой марки. В качестве основы выбрали Mercedes-Benz G-classe, легендарный Gelandewagen (по-русски просто «Гелик»). Один из лучших автомобилей мира в этом классе, периодически меняясь он выпускается с 1979 года по сию пору. В 1989 году была представлена серия с кузовом W463, с которой собственно и начинается история применения «Гелика» на службе российских Президентов. На снимке Mercedes-Benz GE300 W463 времен правления Бориса Ельцина.
Более поздний вариант: Mercedes-Benz G500 W463, вставший на конвейер в 1998 году.
О рестайлинговой версии 2012 года Mercedes-Benz G63 AMG я уже упоминал во второй части обзора.
В ГОНе находят работу и для менее массивных «Мерседесов». Например, для такого вот кроссовера М-класса Mercedes-Benz ML350 W166.
Помимо Мерседесов, в ГОНе эксплуатируют внедорожники и других марок. Как, в частности, этот Chevrolet Suburban K2500 — десятое поколение (!!!) самого популярного внедорожника GMC, выпускавшееся с 2000 по 2006 год.
Кроме внедорожников, в качестве машин сопровождения используют и специальные версии на базе малотоннажных фургонов. В кузове такого автомобиля можно разместить оборудование для внешнего аудио-видеонаблюдения, спецсвязи, а также создания радиопомех. На снимках ГОНовский 8-местный Volkswagen T5 с длинной базой и низкой (стандартной) крышей.
◊◊◊
Автомобильная часть обзора «выставка ГОН» закончена, но буде еще одна статья — про мотоциклы Почетного эскорта. Я уже публиковал материал на эту тему (посмотреть можно здесь), но в этом году в Сокольниках показали три опытных мотоцикла, в том числе с роторно-поршневыми двигателями. О них я и расскажу в следующий раз.
Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два