Новая тема российского кузовостроения: модульные реанимобили
Вторая часть обзора выставки «Здравоохранение-2013» будет хоть и небольшой, зато полностью посвященной новинкам. Ну если не этой конкретной выставки, то по крайней мере 2013 года. Прошу любить и жаловать: отечественные автомобили скорой помощи с модульными кузовами.
По большому счету, назвать эту тему новой можно только для послекризисной России. В докризисные времена уже были единичные попытки создания машин скорой медицинской помощи с модульным кузовом как своими силами, так и в сотрудничестве с зарубежными партнерами. Были — да сплыли, что называется. Востребованность таких машин вследствие их высокой стоимости оказалась практически нулевой, да и их качество вызывало много нареканий. Одним словом, модульные скорые тогда опередили свое время. Однако все течет, все меняется. Ушли далеко вперед технологии, научились считать деньги заказчики. И вот настал момент, когда модульный медицинский автомобиль снова стал актуален. Выставка «Здравоохранение-2013» стала ярким тому подтверждением.
Прежде чем перейти к осмотру представленных на выставке модульных автомобилей, давайте посмотрим, чем они отличаются от обычных «скорых».
- Если всем привычные машины скорой помощи делаются на базе стандартных цельнометаллических малотоннажных фургонов с несущим кузовом, то модульная машина всегда сделана на базе рамного малотоннажника. Недостаток — увеличение собственной массы автомобиля, преимущества — возможность «поиграть» с разными подвесками, колесной базой и узлами трансмиссии, подобрав их под конкретный заказ.
- У модульной «скорой» медицинский кузов и базовое шасси — два разных элемента конструкции, в то время как у медицинского фургона они составляют единое целое. В случае износа или повреждения шасси или салона, обычную «скорую» просто списывают и отправляют в утиль. У модульной машины можно поменять по отдельности как медицинский кузов, так и шасси, что значительно сокращает расходы на ремонт.
- Так как ресурс медицинского модуля как правило значительно превышает ресурс базового автомобиля, его можно переставить как на новое вместо отходившего свой срок шасси, так и на модернизированное шасси следующего поколения, а то и вовсе другого производителя. Потребитель фактически получает новую машину за значительно меньшую цену. В случае со «скорой»-фургоном такой вариант невозможен в принципе.
- Внутренняя ширина кузова модульного автомобиля существенно больше, чем у малотоннажного фургона, как следствие условия работы персонала более комфортные, да и набор медицинского оборудования богаче.
Преимущества модульных «скорых» вроде бы налицо, однако их распространению препятствуют несколько факторов, один из которых — более высокая цена по сравнению с переделанными малотоннажными фургонами. Резкое снижение затрат при дальнейшей модернизации автопарка медицинских учреждений при этом почему-то в расчет не учитывается.
Ладно, хватит лирики. Перехожу к обзору машин.
Пальма первенства в возвращении модульных медицинских автомобилей на российский рынок принадлежит Заводу спецавтомобилей «Промышленные технологии» (Самотлор-НН). На выставке «Здравоохранение-2012» завод впервые показал модульный реанимобиль на базе Peugeot Boxer, а через полгода продемонстрировал аналогичную конструкцию на шасси ГАЗель NEXT на салоне «Комплексная безопасность-2013». Обе машины имели модульный кузов из сендвич-панелей, собранных на отдельном каркасе и были, по сути, опытными образцами, созданными для отработки отдельных элементов конструкции. А уже в конце июня 2013 года состоялась презентация предсерийного образца модульного реанимобиля с кузовом из каркасных панелей на базе Volkswagen Сrafter.
Эта машина была показана и на выставке «Здравоохранение-2013». Подробнее о ее конструкции можно прочитать здесь, а о преимуществе кузовов из каркасных панелей перед кузовами из обычных сендвич-панелей — здесь.
«Промышленные технологии» также впервые показали модульный реанимобиль класса B на шасси Ford Transit.
Конструкция кузова аналогична кузову реанимобиля Фольксваген, это такой же фургон из каркасных панелей. Расписывать внутреннее оснащение нет смысла — базовая комплектация регламентирована приказами Минздрава, а дополнительное оборудование индивидуально ля каждого заказчика. Думаю, фотографии дадут более полное представление об этой машине, чем текст.
На стенде Группы ГАЗ стоял, естественно, реанимобиль ГАЗель NEXT.
Модульный кузов для него изготовлен опять-таки заводом «Промышленные технологии». Вот, кстати, одно из преимуществ модульной конструкции — NEXT с цельнометаллическим фургоном еще не существует, а «скорую» на его базе уже можно купить. Первый показ реанимобиля NEXT с кузовом из каркасных панелей состоялся в сентябре на выставке COMTRANS"13. Представленная на «Здравоохранении-2013» машина отличается от комтрансовской формой арок задних колес и цветом.
ООО «СТ Нижегородец» в 2013 году также показало свои первые модульные реанимобили. На COMTRANS"13 был продемонстрирован реанимобиль класса C на базе Ford Transit. Модульный кузов этой машины изготовлен из сендвич-панелей, собранных на каркасе из анодированных алюминиевых профилей. Задние распашные двери открываются на 90°. Доступ в служебные отсеки (в них расположены кислородные баллоны, дополнительные носилки и другое оборудование) осуществляется снаружи через отдельные двери.
На выставке «Здравоохранение-2013» СТ-Нижегородец представил автомобиль скорой помощи класса В на шасси FIAT Ducato с кузовом аналогичной конструкции. В соответствии с классом машины, несколько уменьшена высота медицинского салона, а также отсутствует дверь между модулем и кабиной водителя.
СТ-Нижегородец показал также вариант реанимобиля класса С на Ford Transit с модульным кузовом упрощенной конструкции. Боковые панели кузова на этой машине плоские, отсутствуют декоративные подштамповки, нижняя часть кузова закрыта пластиковой защитной накладкой. Упрощена также конструкция задних дверей. Однако есть на этой машине и более рациональные решения, чем на «навороченном» модуле. Так, например, передние проблесковые маяки интегрированы в спойлер над кабиной, а не размещены на отдельной световой балке. Задние проблесковые маяки объединены с фонарем освещения дверного проема и установлены под защитным козырьком, занимающим всю ширину кузова. Такое решение, с точки зрения эксплуатации, является более оптимальным.
Еще один отечественный производитель, впервые представивший на «Здравоохранении-2013» модульный автомобиль скорой помощи собственной конструкции — ООО «Автодом» (Ульяновск).
В качестве базового шасси использован Ford Transit, модульный кузов изготовлен из сендвич-панелей, собранных на каркасе. Оснащение этого реанимобиля выполнено по классу С. Между модулем и кабиной водителя расположена сдвижная дверь с окном, однако высота проема вызывает, мягко говоря, недоумение. Хотя не следует забывать, что перед нами первый опытный образец, и в дальнейшем высота проема может быть увеличена. Боковая дверь в медицинский модуль сдвижная, задние двери распашные. Не исключено, что на серийных машинах будет доступна установка и боковой распашной двери.
И еще одну модульную скорую можно было увидеть на «Здравоохранении-2013». На стенде ООО «Нижегородский Автомобильный Завод» (НиАЗ) был представлен Volkswagen Amarok с медицинским модулем NEGEA финской фирмы Tamlans Oy Ab.
Данная машина скорой помощи класса В разработана для эксплуатации в тяжелых климатических и дорожных условиях. Заснеженные дороги, труднодоступные лесные участки или весенняя распутица не являются непреодолимым препятствием для этой «скорой», созданной на базе полноприводного внедорожника. Низко расположенный центр тяжести делает ее устойчивой при движении по пересеченной местности, а модульный кузов создает комфортные условия для работы персонала. Вся мебель в медицинском салоне имеет закругленные углы, в местах установки оборудования имеются дополнительные крепления и зажимы. Кузов машины, учитывая сложные условия эксплуатации, прошел специальные тесты на прочность. Он выдерживает большие точечные нагрузки, а также сохраняет геометрию модуля даже при переворачивании машины. Модульные автомобили скорой помощи на базе внедорожников в нашей стране пока редкость, зато они на протяжении многих лет успешно применяются за рубежом. Основными заказчиками таких машин являются армия, спасательные подразделения, а также медицинские учреждения, расположенные в горной и малонаселенной местности с большим процентом грунтовых и проселочных дорог.
Заключительная часть обзора выставки «Здравоохранение-2013» будет посвящена автомобилям скорой помощи на базе цельнометаллических малотоннажных фургонов.
Другие статьи о выставке «Здравоохранение-2013» можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два