Герои своего времени: выставка автомобилей ГАЗ в ГУМе
4 ноября в Москве торжественно открылась выставка «Герои своего времени», посвященная истории и современности Горьковского автомобильного завода. На третьей линии ГУМа представлены автомобили ГАЗ, тематические диорамы, а также подборки документов и фотографий, рассказывающие об истории ГАЗа.
Пикап на базе первой легковой модели завода ГАЗ-А открывает автомобильную часть экспозиции. Автомобиль грузоподъемностью 400 кг имел закрытую двухместную кабину и кузов, в котором на продольных скамьях могли разместиться еще 6 человек. Мощность двигателя 40 л.с., максимальная скорость 90 км/ч. В Красной армии большинство ГАЗ-4 использовались как мобильные пулеметные точки (тачанки). Существовали также и пикапы с открытой кабиной, приспособленные для транспортировки по воздуху под фюзеляжами тяжелых бомбардировщиков. С 1933 по 1936 год выпущено 5265 ГАЗ-4. Показанный на выставке автомобиль 1936 года выпуска предоставлен компанией «Старое время».
Пикап на базе легендарной «Эмки» ГАЗ-М1. Выпускался с 1936 по 1941 год, изготовлен 5383 автомобиль. Грузоподъемность машины 500 кг (или 6 человек в кузове), мощность двигателя 50 л.с., максимальная скорость 105 км/ч.
Пикапы М-415 принимали участие в Памирском пробеге 1936 года, и успешно прошли 12229 километров, из которых 2292 — по бездорожью.
Показанный на выставке автомобиль 1938 года выпуска предоставлен Мастерской Евгения Шаманского.
Первый советский гоночный автомобиль заводской постройки. В 1938 году построен первый вариант машины, с использованием агрегатов ГАЗ-М1. Двигатель был форсирован с 50 до 65 л.с. Машина получила обозначение ГЛ («гоночный Липгарта», в честь главного конструктора ГАЗа Андрея Липгарта). В 1938 году заводской испытатель Аркадий Николаев развил на этой машине скорость 147 км/ч.
В 1940 году был построен второй вариант машины. Она получила более обтекаемый кузов с измененной передней облицовкой и каплевидной крышей, а также более мощный двигатель ГАЗ-11-73. Он также был форсирован, в реультате чего развивал мощность 100 л.с... На этом автомобиле 22 сентября 1940 года Аркадий Николаев установил абсолютный всесоюзный рекорд скорости 161,87 км/ч.
Продолжению работ над машиной помешала война. Ни один ГЛ1 до наших дней не сохранился. В 2006 году "Кузовная мануфактура Александра Бушуева« начала воссоздание автомобиля, используя оригинальные детали от ГАЗ-М1. В 2010 году проект был завершен, и в настоящее время ГЛ1 является частью экспозиции Музея ретро-автомобилей на Рогожском валу в Москве.
На стенде рядом выставлены личные вещи (краги и очки) гонщика-испытателя Аркадия Николаева.
Легендарная „полуторка“, ГАЗ-АА, первый отечественный автомобиль конвейерной сборки. Производство этого самого массового довоенного грузовика началось в 1932 году. В 1938 году машина была модернизирована: она получила двигатель мощностью 50 л.с., максимальная скорость возросла до 70 км/ч, а индекс сменился на ГАЗ-ММ. С 1932 по 1949 год выпущено 829808 „полуторок“. В годы войны „полуторка“ выпускалась в упрощенном варианте: с брезентовыми боковинами и крышей кабины, без тормозов на передних колесах, с гнутыми крыльями, деревянными подножками и с одной фарой. Один из самых легендарных страниц военной биографии „полуторки“ — работа на „Дороге жизни“, соединявшей блокадный Ленинград с Большой землей. Именно „полуторки“ открывали движение по льду Ладожского озера осенью, именно они были последними машинами, покидавшими осажденный город весной. Самый легкий советский грузовик мог двигаться по тонкому льду, в то время как более тяжелые машины проваливались и тонули в полыньях. „Полуторки“ доставили в блокадный Ленинград около 390 тысяч тонн грузов, и вывезли на Большую землю более 500 тысяч человек. Количество человеческих жизней, спасенных „полуторкой“ от голодной смерти, подсчитать невозможно...
Военную „полуторку“ с зенитной пулеметной установкой 4М в кузове выпуска 1942 года предоставил Музей боевого братства в Черноголовке.
Ходят слухи, что когда Сталину показывали опытные образцы этой машины и сказали, что дали ему имя „Победа“, Сталин поморщился и казал: „Не ахти какая победа, но пусть будет Победа…“.
Как же ошибался отец всех народов! „Победа“ стала первым в мире серийным автомобилем с „понтонным“ кузовом, первым советским автомобилем с несущим кузовом, и первым отечественным легковым автомобилем, поставлявшимся на экспорт. Машина имела модификации для работы в такси, с кузовом „кабриолет“, а также полноприводный вариант М72 с ходовой частью ГАЗ-69. С 1946 по 1958 год выпущен 241497 экземпляр. Кроме того, с 1950 по 1973 год „Победа“ по лицензии выпускалась в Польше под маркой „Варшава М20“.
На выставке представлен автомобиль 1950 года из коллекции газеты АвтоРевю.
Легковой автомобиль среднего класса, созданный в эпоху демократических перемен в советском обществе. Мощность двигателя 75 л.с., максимальная скорость 130 км/ч. ГАЗ-21 экспортировался в 75 стран мира, на его базе создано множество модификаций, в том числе универсал ГАЗ-22 и автомобиль для специальных служб ГАЗ-23. С 1956 по 1970 год выпущено в общей сложности 638875 автомобилей этого семейства.
На выставке можно увидеть автомобиль 1960 года выпуска, предоставленный реставрационным центром Молотов Гараж.
Новейшая разработка завода, производство которой началось в этом году. Признан победителем конкурса „Лучший коммерческий автомобиль года“ в номинации „Лучший фургон/малотоннажник“, проводившегося в сентябре в рамках Международного грузового автосалона COMTRANS»13. Подробно о ГАЗель NEXT читайте здесь.
История ГАЗ представлена не только «живыми» машинами, но и в виде масштабных моделей на диорамах.
Трехосная версия ГАЗ-АА грузоподъемностью 2 тонны, выпускавшаяся с 1934 по 1944 год. Общее количество изготовленных машин 37373 экземпляра. На диораме представлен опытный ГАЗ-ААА, принимавший в июле-сентябре 1933 года участие в автопробеге Москва-Каракумы-Москва.
За 86 дней участники автопробега преодолели более 9500 километров пути, в том числе в экстремальных условиях пустыни.
Во время Великой Отечественной войны ГАЗ, помимо грузовиков, выпускал бронеавтомобили, легкие танки и самоходные орудия, боеприпасы и военное снаряжение. Конструкторы и технологи оперативно разрабатывали новые виды оружия. Осенью 1941 года они начали создавать на основе легкого танка Т-60 новую конструкцию, а уже в январе 1942 года был изготовлен первый экземпляр машины, получивший индекс Т-70. Экипаж нового танка включал двух человек, вооружение состояло из 45-мм пушки ДК и пулемета ДТ. Толщина броневых листов варьировалась от 10 до 45 мм, полная масса составляла 9,2 тонны. Для привода применялся спаренный силовой агрегат мощностью 140 л.с... Т-70 выпускался до 1943 года, изготовлен в количестве 6847 штук и является вторым по численности, после Т-34, танком военных лет.
Семиместный легковой седан высшего класса, первый отечественный серийный автомобиль с гидромеханической трансмиссией. На машине устанавливались форсированный до 90 л.с. двигатель грузовика ГАЗ-51 и коробка передач от «Победы». Среди атрибутов машин высшего класса в данном автомобиле можно назвать обогрев задних сидений, трехдиапазонный радиоприемник. Выпускались модификации для работы в такси и в качестве карет скорой помощи. С 1950 по 1959 год изготовлено 21527 машин.
Одна из легенд отечественного автопрома. Как до войны самым распространенным грузовиком в СССР был ГАЗ-АА, так в послевоенное время пальма первенства по праву принадлежала ГАЗ-51. Грузоподъемность машины составляла 2,5 тонны, 6-цилиндровый двигатель мощностью 70 л.с. разгонял «газон» до 70 км/ч. Благодаря удачной конструкции, ГАЗ-51 продержался на конвейере 29 лет. С 1946 по 1975 год выпущено 3481033 автомобиля.
«Газик», «козлик», «бобик»… Как только не называли в народе этот внедорожник. Небольшие передний и задний свесы, привод на все колеса, очень удачная развесовка по осям, большой дорожный просвет (210 мм), 6-ступенчатая коробка передач, выгодно подобранные передаточные числа в трансмиссии, двигатель мощностью 55 л.с. — все эти факторы, собранные воедино, наделили ГАЗ-69 непревзойденными показателями по проходимости. Автомобиль уверенно двигался по песку, снегу, заболоченной местности, преодолевал горные перевалы, броды глубиной 0,7 метра и 30-градусные подъемы, а еще мог буксировать прицеп весом 850 кг. На асфальте скорость машины составляла 90 км/ч. На ГАЗе выпуск длился с 1953 до 1956 года (выпущено 68125 машин), а с декабря 1956 года производство было передано в Ульяновск, на завод УАЗ. ГАЗ-69 по лицензии выпускался также в Румынии, на заводе АРО.
Отдельная тема выставки — автомобили ГАЗ в кино. Культовый автомобиль в культовом фильме — ГАЗ-21 в «Берегись автомобиля» Эльдара Рязанова. Фильм вышел на экраны в 1956 году и значительно добавил «двадцать первой» популярности. Одной из сцен этой картины посвящена диорама.
Пятое поколение легковых автомобилей ГАЗ. Впервые в истории советского автопрома смена модельного ряда на ГАЗе произошла без остановки конвейера. Машина имела двигатель мощностью 98 л.с. и развивала скорость 145 км/ч. Высокая прочность кузова и ходовой части сделали ГАЗ-24 незаменимым для работы в качестве такси. Практически весь таксопарк СССР в 1970-е годы состоял из автомобилей ГАЗ-24. С 1970 по 1992 год выпущено 1481561 машина «двадцать четвертого» семейства.
На стенде по соседству можно увидеть афиши и кадры из фильмов, где «Волги» также сыграли не последние роли: «Три плюс два», «Три тополя на Плющихе», «Бриллиантовая рука», «Мертвый сезон», «Служебный роман», «Джентльмены удачи», «День приема по личным вопросам» и других.
Легкий полуторатонный грузовик, самый популярный коммерческий автомобиль новой России. При создании ГАЗ-3302 впервые в России была применена сквозная компьютерная технология проектирования производства и расчета штампов и пресс-форм. Практичные и относительно недорогие ГАЗели не имели в стране аналогов. Благодаря им стало возможным обновить транспортный парк на этапе перехода к рыночной экономике. В «лихие» 1990-е ГАЗель не только «вывезла» Горьковский автозавод из кризиса, но и способствовала развитию отечественного малого и среднего бизнеса, позволила решить проблему городских перевозок пассажиров, обновить автопарки медицинских учреждений. С момента начала производства в 1994 году выпущено более 1800000 автомобилей ГАЗель.
Немало интересных свидетельств истории размещено на стендах, расположенных рядом с автомобилями. Вот, например, фотокопия «Выписки из протокола заседания Президиума ВСНХ СССР» от 6 апреля 1929 года с постановлением о строительства автозавода в Нижнем Новгороде.
И договор с «Форд Мотор Компани» от 31 мая 1929 года, подписанный Генри Фордом, председателем ВСНХ СССР В.И.Межлауком и председателем Амторга С.Броном.
Они стояли у истоков…
Бюст первого директора ГАЗа С.С.Дьяконова и подаренный ему в 1934 году Генри Фордом кинопроектор.
Личные вещи, знаки лауреата Государственной Сталинской премии СССР и книги из библиотеки главного конструктора завода А.А.Липгарта.
Рабочий коллектив ГАЗа всегда находился на пике советского трудового энтузиазма.
Кузнец ГАЗа А.Х. Бусыгин являлся инициатором стахановского движения в машиностроении.
Посетители могут увидеть награды кузнеца-стахановца,
Его рабочий инструмент — клещи,
И даже откованный Бусыгиным коленвал двигателя автомобиля ГАЗ-АА.
В память о знаменитом стахановце, в 1974 году на заводе был учрежден специальный приз — ваза, вручаемый лучшей бригаде кузнецов.
Самоотверженный труд автозаводцев в годы Великой Отечественной войны был неоднократно отмечен руководством страны. Это Знамя Государственного Комитета Обороны за победу в социалистическом соревновании вручалось автозаводу 33 раза, а в 1946 году было передано ГАЗу на вечное хранение.
А это — свидетельства послевоенного времени. Почетная грамота Президиума ВЦСПС о награждении коллектива завода за «активное участие в уборке урожая, заготовке кормов и механизации животноводческих ферм» (декабрь 1974) и символический ключ зажигания от первого дизельного грузовика ГАЗ-4301, переданного подшефному совхозу ГАЗа (апрель 1984).
Разумеется, обо всем в одной статье не расскажешь. Однако у вас есть шанс увидеть всё своими глазами.
Выставка будет работать до 29 ноября. Так что добро пожаловать в ГУМ!
Уф… Кажется, ничего не забыл. Логическим продолжением этой статьи будет рассказ о заводском музее ГАЗа, где я побывал в апреле этого года. Следите за обновлениями на сайте.
Другие статьи, связанные с автомобилями ГАЗ, можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два