Онежскому тракторному заводу исполняется 310 лет
В Петрозаводске, столице Республики Карелия, Онежский тракторный завод считают исторической достопримечательностью. По указу Петра I здесь 310 лет назад был заложен завод по выпуску пушек и литья для нужд армии и флота.
По главным вехам.
Выбор места для строительства завода был не случаен. Война со швецией требовала большого количества оружия и боеприпасов, а находившиеся на Урале оружейные заводы были слишком далеко от театра военных действий, и организовать быстрое снабжение армии было затруднительно. Надо было строить новый завод, поближе, но где? Вопрос был решен, когда в окрестностях онежского озера, близ устья реки Лососинки, обнаружили богатые месторождения медной и железной руды. «Ставить завод здесь!» повелел государь, и 29 августа 1703 года состоялась закладка предприятия, названного Шуйский оружейный завод. Со временем завод разросся, новые рабочие места обеспечили приток в эти места новых людей и, используя современную терминологию, предприятие стало градообразующим. Выросший вокруг него город был назван Петрозаводском, в честь царя-реформатора. В эпоху Екатерины II, в 1774 году, были построены новые корпуса, а завод переименовали в Александровский пушечно-литейный, и он снабжал Санкт-Петербург не только морскими и полевыми орудиями, но и различным литьем. выпуском военной продукции завод был занят вплоть до 1918 года. Однако с приходом к власти большевиков ситуация в корне изменилась. Завод был переименован в Онежский металлургический и машиностроительный и занимался ремонтом паровозов и вагонов, выпуском запасных частей, а также изготавливал грейдеры на конной тяге. С начала 1930-х годов номенклатура выпускаемой заводом продукции значительно расширилась. В частности, Онегзавод изготавливал приводы шлюзовых ворот и каркасы перепускных затворов для строительства Беломорско-Балтийского канала, паровые машины и судовые двигатели. С 1935 года петрозаводские машиностроители перешли в ведение лесопромышленной отрасли и освоили выпуск большой номенклатуры оборудования для механизации лесозаготовок. С тех пор профиль предприятия больше не менялся, хотя в 1957 году его снова переименовали — из Онежского машиностроительного оно превратилось в Онежский тракторный завод по выпуску лесозаготовительной техники.
На тракторной стезе.
Первой серийной машиной завода стал трелевочный трактор ТДТ-40 тягового класса 2 т. Долгое время этот трактор был основной гусеничной машиной на лесозаготовительных предприятиях СССР, став незаменимым помощником лесорубов. За годы выпуска ТДТ-40 неоднократно модернизировался, получив новый двигатель и ряд других узлов. Этот трактор был известен не только на Родине, но иза рубежом. В частности, он поставлялся во Вьетнам, и удостоился чести быть изображенным на вьетнамской банкноте достоинством 10 донгов. Позднее завод выпускал трелевочные тракторы моделей ТДТ-55, ЛХТ-55, ТЛТ-100, пользовавшиеся не меньшей популярностью. В 1972 году завод выпустил 100,000-ный трактор, а его продукция экспортировалась в 30 стран мира. Годы перестройки едва не оказались для предприятия роковыми, однако оно сумело удержаться на плаву. В результате принятых мер по реорганизации производства, на заводе удалось сохранить не только производственные мощности, но и квалифицированные кадры.
Сегодня Онежский тракторный завод входит в состав Концерна «Тракторные заводы» и выпускает не только трактора для лесозаготовок, но и их пожарные, строительные и промышленные модификации. Постоянно ведется работа по созданию новых модификаций, и как пример можно привести пожарную модификацию трактора Онежец-310.
Хотя объемы нынешнего производства, конечно, не сравнить с советскими — в 2012 году Онежский тракторный выпустил 95 машин. Что, впрочем, тоже неплохо, учитывая что основной его соперник по выпуску трелевочных тракторов, Алтайский тракторный завод, так и не сумел пережить перестроечное лихолетье и прекратил свое существование много лет назад…
Другие статьи о технике Онежского тракторного завода можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два