Главная » выставки, Грузовые, Крупный план, Сельское хозяйство

Новый Урал — возрождение концепции. Часть 1

10 января 2013 Просмотров: 1 902 Один комментарий

agrotech_2010_leokuznetsoff_img_3762

Дебют этого грузового автомобиля для сельского хозяйства под рабочим названием «Урал-432091» состоялся в 2010 году. А в конце ноября 2012 года первый Урал-сельхозник, правда уже под индексом «432065», был собран на конвейере Уральского автозавода. Опытные машины неоднократно экспонировались на выставках, вызывая огромный интерес потенциальных покупателей. Чем же так привлекателен новый Урал?

Специфика работы

Специалистьі подсчитали, что в сельском хозяйстве на транспортные работы приходится от 30 до 40 процентов трудозатрат. При этом выполняются перевозки либо трактором с прицепом, либо обычным грузовым автомобилем. Тему трактора мы сейчас трогать не будем, а рассмотрим подробно, какими качествами должен обладать грузовик для аграриев. Во-первых, он должен обладать хорошей проходимостью, так как работать ему в основном приходится на бездорожье. И дело даже не в том, что дорог в России нет. Просто большой процент сельскохозяйственных работ проводится по влажной земле. (Например, при посеве кукурузы во влажную землю урожайность повышается в 4-7 раз по сравнению с посевом в землю сухую.) Влажная земля — это всегда бездорожье, поле ведь не укатаешь асфальтом. Во-вторых, сельскохозяйственному грузовику приходится работать в паре с другими машинами — сеялками, распределителями удобрений, косилками, комбайнами. Машины эти в силу специфики работы тихоходные, значит и грузовику необходимо наличие «ползущих» передач в трансмиссии. В- третьих, для быстрой перевозки грузов, автомобиль должен иметь высокую транспортную скорость. А кроме того, не иметь никаких ограничений для движения по дорогам общего пользования. И в-четвертых, грузовик для села не должен негативно воздействовать на плодородный слой почвы, то есть иметь минимальную нагрузку на ось как в груженом, так и в порожнем состоянии.

История вопроса

Исторически сложилось так, что самым распространенными на селе грузовиками в СССР были ГАЗы — сначала 51-й, потом 53-й модели.

leokuznetsoff_img_8337leokuznetsoff_img_8333

Конечно, были на селе и ЗиЛы, и КамАЗы, но они были тяжелее, поэтому использовались в основном для перевозок по дорогам с улучшенным покрытием, а в поле основным тружеником оставался «Газон». Машина была капотной, заднеприводной, при полной загрузке основной вес приходился на задний мост — но при небольшой грузоподъемности эти машины все-таки меньше вредили полям, чем более тяжелые ЗиЛы и КамАЗы (у которых, кстати, в груженом состоянии основной вес также приходился на задний мост/тележку). Поэтому к середине 70-х годов прошлого века по инициативе Госсельхозтехники СССР НАМИ совместно с Ярославским моторным заводом и ГКБ по прицепам приступил к разработке специального сельскохозяйственного грузовика. К началу 80-х новый самосвальный автопоезд, получивший индекс КАЗ-4540, был готов к испытаниям, а в 1984-м началось его серийное производство.

tyxvyzkfvmg9_big_kolhida_0leokuznetsoff_img_8327

Компоновка машины была для того времени революционной — для обеспечения идеальной развесовки полной массы автомобиля двигатель и кабина были вынесены вперед, за пределы колесной базы, а коробка передач располагалась в базе, под кузовом. Также автомобиль имел постоянный привод на все колеса, с межосевым блокируемым дифференциалом. К сожалению, выпускался этот автомобиль недолго — с распадом СССР КАЗ прекратил его производство.

Гладко было на бумаге...

Согласно “Стратегии машинно-технологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года”, разработанной в соответствии с Федеральным Законом “Развитие сельского хозяйства” от 29.12.2006 r. № 264 и утвержденной Минсельхозом России по согласованию с Минпромторгом России, машинно-технологическая модернизация сельского хозяйства определена как важнейший фактор инновационного развития продовольственного комплекса России.

Постановлением Правительства РФ № 446 от 14.07.2007 г. утверждена Программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы, одной из целей которой определена модернизация сельского хозяйства

Программой запланированы ежегодные объемы поставки техники (трактора и комбайны) сельхозпроизводителям, на которые заложено государственное софинансирование под приобретение техники:

а) в виде субсидий под кредиты, получаемые у банков;

б) льготное кредитование через Россельхозбанк;

в) льготный лизинг через систему Росагролизинга.

Как ни странно, упомянутые Стратегия и Программа не содержат раздела «Развитие транспортного обеспечения технологических процессов в АПК». Вследствие этого, имеет место технологическая отсталость применяемых машин и оборудования, что приводит к потерям до 15% собранного урожая, а производители транспортных средств дезориентированьі и не могут приспособиться к требованиям рынка.

Второе пришествие

До распада СССР ГАЗ и Урал являлись традиционными поставщиками автомобилей для сельского хозяйства — ГАЗ-51 (4×2), ГАЗ-53 (4×2), ГАЗ-66 (4×4), Урал-5557 (6×4), но в период длительного кризиса в сельском хозяйстве в 90-х и начале 2000 г.г. работа на этом рынке была практически свернута.

В соответствии с приказом Президента Группы ГАЗ № 42 от 15.04.2010 г. и решением Инвесткомитета автомобильным заводом “Урал” в содружестве с МГАУ (Московским Государственным Агроинженерным Университетом им. В.П. Горячкина), ВИМ (Всероссийским Институтом механизации) и НИИКА (Научно-Исследовательским ИнститутомКонструкции Автомобилей) по техническому заданию, утвержденному заместителем Министра сельского хозяйства РФ Петриковьім А. В. Была проведена разработка и изготовление ходового макетного образца грузового автомобиля повышенной проходимости (4×4) сельскохозяйственного назначения грузоподъемностью 5-б т. по проекту “432хх”.

Автомобиль максимально адаптирован к технологиям производства приоритетных видов сельскохозяйственной продукции, а также предназначен для транспортировки всевозможных грузов сельскохозяйственного производства. Кроме того, он не имеет аналогов среди техники, выпускаемой в России.

Автомобиль в основном создан на базе унифицированньіх узлов и деталей производства АЗ Урал и АЗ ГАЗ, а также двигателя ЯМЗ 5340 (ЕВРО 4), что минимизирует капитальные затраты на его освоение в производстве.

Первый опытный образец, получивший индекс Урал-432091, был впервые показан на выставке «АгроТек-2010» в Москве. Его по праву можно назвать «наследником» концепции КАЗ-4540.

kaz-vs-ural

От предшественника Урал унаследовал самые лучшие решения конструкции — вынесенную вперед кабину, полный привод, односкатную ошиновку.

[svgallery name="Ural 432091"]

Но в то-же время, на Урале есть и очень существенные отличия. Его двигатель сдвинут за кабину, в колесную базу, и объединен в один блок с коробкой передач. Этим достигнуто сразу две цели. Первая — за счет разгрузки переднего моста полная масса автомобиля более рационально распределяется по осям. Вторая — силовой агрегат стал легко доступен для обслуживания, что позволило отказаться от откидной кабины (и снизить собственную массу машины). Радиатор автомобиля, правда, остался под кабиной, и для защиты от повреждений он прикрыт мощной защитой.

После выставки машина отправилась для доводочных испытаний на Владимирскую МИС. Вы можете посмотреть снятый там видеоролик.

А о дальнейшей судьбе нового Урала вы можете прочитать во второй части статьи.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Видео: предоставлено разработчиками

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Один комментарий »

  • Иван пишет:

    Хорошая задумка! Главное чтобы в России было больше производственников а не перекупщиков, тогда и зарплаты сами себе поднимем и жить станем лучше.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.