Главная » Вездеходы, дилеры, Коллекционер, Крупный план, Олдтаймеры, Пожарные и спасательные

Туполевские саночки: ковер-самолет или палочка-выручалочка?

5 октября 2012 Просмотров: 664 Комментариев нет

4178

Имя Андрея Туполева у большинства читателей ассоциируется с самолетами. И это правильно, ведь заслуги знаменитого авиаконструктора признаны не только у него на родине, но и за рубежом. И мало кто знает, что КБ Туполева занималось разработкой не только воздушных судов, но и наземных средств передвижения.

Предлагаю вашему вниманию одну из таких разработок. По официальной версии, это транспортное средство разрабатывалось для перевозки приземлившихся космонавтов в случае посадки в труднодоступных районах, когда другая техника оказалась бы бессильна. В условиях заболоченной тундры, например. Как бы то ни было, к концу шестидесятых машина была готова. И хотя по документации она проходила как «аэросани-амфибия», правильнее было бы назвать ее аэролодкой благодаря глиссирующему корпусу и воздушным винтам. Хотя в принципе и гидросамолетом без крыльев эту малышку можно назвать без преувеличения — ведь в движение она приводится самым настоящим авиадвигателем. В одной из версий на нее ставили классического «Веденеева» М-14, конструкция которого восходит аж к тридцатым годам. На таких «звездочках» летали и колхозные кукурузники, и истребители, и вертолеты.

Но обо всем по порядку. Первые аэросани имели съемное днище и оснащались пятицилиндровой «звездочкой» М-11ФР, форсированной до 160 л.с. В результате опытной эксплуатации выяснилось, что такой мощности недостаточно. Машина уверенно двигалась по снегу и болоту, но вот при выходе на лед или на берег, или при преодолении зарослей кустарника «лошадок» явно не хватало.

На первые серийные партии аэросаней (они получили индекс А-3) устанавливали уже двигатель АИ-14РС о девяти цилиндрах мощностью 260 л.с. Днище этих было с продольным реданом (как у торпедных катеров и гидросамолетов), что положительно сказалось как на проходимости, так и на управляемости. Конструкционно днище представляло из себя «бутерброд» из алюминиевого сплава, стеклопластика и полиэтилена низкого давления.

В середине семидесятых машина прошла еще одну модернизацию — на ней установили двигатель М-14Б, дальнейшее развитие АИ-14, с увеличенной до 350 л.с. мощностью. При сухом весе 800 кг и грузоподъемности 1000 кг, аэролодка разгонялась до 100 км/ч по снегу, 60 км/ч по траве и 75 км/ч по воде.

И наконец в середине восьмидесятых А-3 подверглись последней модернизации. Была значительно изменена конструкция днища, уменьшена «килеватость» в носовой части. Шпангоуты корпуса стали Z-образными, что увеличило его жесткость. Увеличилась высота бортов, изменено электрооборудование. В таком виде А-3 выпускались вплоть до снятия с производства в 1994 году. В общей сложности выпущено около 800 машин, многие из которых до сих пор находятся в эксплуатации.

Теперь о машине, снимки которой использованы в статье. Судя по табличке, это самый первый экземпляр А-3. Каким образом он был вывезен из страны — дело темное, однако в 2009 году он был выставлен на продажу фирмой Hyman Ltd по цене 175 000 $. В описании продаваемой машины ее назвали «реликтом времен холодной войны». И даже поведали историю о том, что продюсер фильмов о Джеймсе Бонде , будучи наслышан об этой секретной по тем временам советской разработке, мечтал получить такую для съемок в своем сериале. Правда это или нет — судить не мне. За что купил — за то продаю. А то что звезды под Хохлому на килях и надпись Tupolev 007 на кабине — результат фантазии заокеанских реставраторов, никаких сомнений не вызывает.

Впрочем, даже в таком виде чудо-лодочку купили. В 2010 году она принимала участие и в бот-шоу в Майами, и в Коннектикуте в рамках «Greenwich Concours d''Elegance».

4178_34178_44178_74178_114178_124178_214178_224178_24

Другие материалы о Hyman можно посмотреть здесь.

Текст Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Фото: Hyman Ltd

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.