Экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе — последняя фотосессия
Экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе Московской области в ближайшие месяцы разберут и увезут. Такая информация появилась в сети в сентябре этого года. Увы, я так и не нашёл времени посмотреть этого монстра в работе, но тут уже откладывать на потом было нельзя. 29 сентября вдвоём с коллегой мы таки добрались до железного монстра и устроили фотосессию королю песчаных карьеров — возможно, последнюю в его жизни…
Дата съёмки: 29 сентября 2019 года
Координаты: 55.261295, 38.855370
Как оказался экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе, на карьере №12? История началась в 30-е годы прошлого века. Именно тогда здесь были обнаружены залежи фосфоритной руды и началось создание рудников для её разработки. В частности, в 1932 году начал добычу Егорьевский фосфоритный рудник. В начале 1970-х его объединили с Лопатинским рудником, создав таким образом Подмосковный горнохимический комбинат. Вплоть до распада СССР он был крупнейшим предприятием этой отрасли в Центральной России, а добыча велась на нескольких крупных карьерах. Однако после распада СССР спрос на продукцию предприятия резко сократился. Средств не было не то что на разработку новых карьеров, но даже на поддержание в рабочем состоянии старых. На рубеже веков было принято решение организовать в карьере №12 добычу кварцевого песка, запасы которого в этих местах составляют около 170 млн тонн. Однако продолжалось это недолго. Точной даты назвать не могу, но году в 2015—2016 начали разбирать подъездную железную дорогу к карьеру, что означало полную остановку добычи. Экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе отправили на пенсию. Он до сих пор в рабочем состоянии, на нём дежурит охрана, вот только к работе эта махина уже вряд ли вернётся.
А о былой «фосфоритной» славе этих мест напоминает сейчас разве что огромная белая сопка из фосфорного гипса на южной окраине Воскресенска — гора отходов производства завода «Воскресенские минеральные удобрения».
На этом лирическое вступление закончено и я перехожу к рассказу непосредственно об экскаваторе. Изначально мы предполагали заехать в карьер с севера, минуя КПП, и устроить фотосессию вместе с нашим «боевым конём» — японским паркетником. Но не тут то было! Половину дороги по лесу мы проехали относительно спокойно, а вот дальше начиналась непролазная грязь. Преодолеть её мог только полноценный внедорожник, а наш Боливар утонул бы там по самые зеркала. Короче, мы развернулись и поехали в сторону КПП.
Практически сразу справа от грунтовки обозначились заросшие железнодорожные пути — когда-то по ним вывозили добытую в карьерах породу. Через пару минут поросшие травой рельсы сменились кучами вывороченных из насыпи шпал — железную дорогу быстрыми темпами разбирают, вывозя рельсы на металлолом и бросая сложно утилизируемые бетонные шпалы.
На развилке сворачиваем налево, к карьеру №12. Полотно автомобильной дороги здесь, вплоть до карьера, состоит из бетонных плит. За ней видимо давно никто не ухаживает, плиты повело друг относительно друга, и двигаться на машине можно только на очень малой скорости.
Кое-как доползаем до КПП. На машине дальше нельзя, только пешком. Оставляем Боливара у шлагбаума и отправляемся навстречу приключениям.
Без малого три километра по бетонным плитам, засыпанным сверху песочком. То тут, то там выступают куски арматуры, поэтому под ноги приходится смотреть очень внимательно. Зато на кучах шпал можно посидеть и передохнуть, путь ведь неблизкий.
Ура! За очередным поворотом на горизонте замаячила долгожданная цель — экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе! Правда, переть отсюда до него ещё около километра, но видя цель идти становится легче. Удивительно, но здесь остался фрагмент железнодорожного пути с рельсами! Когда-то рельсы уходили вдаль, до самого экскаватора, а теперь от них не осталось даже следов.
Составы вагонов-думпкаров, вывозящих из карьера породу, теперь можно увидеть только на фотографиях...
Последний рывок до цели. Вдалеке маячит группа таких же пеших любителей экстрима, как и мы. А навстречу движется внедорожник, сумевший проползти по той грязи, которая остановила нас.
Справа от дороги залитые водой остатки последней выработки. Молодая сосновая поросль вдали — засыпанные и рекультивированные выработки прошлых десятилетий.
Чем дальше, тем отчётливее становятся очертания экскаватора-гиганта. Группа, шедшая впереди нас, уже приступила к осмотру махины.
Наконец-то мы сюда дошли… Экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе встречает нас в законсервированном состоянии. Он отодвинут от края карьера, обе стрелы развёрнуты вдоль оси машины. Этот Takraf ERs 710 — едва ли не последняя машина, выпущенная предприятием во времена ГДР. В 1990 году его привезли в СССР, и в том же году произошло объединение Германии. «Опекунский Совет по собственности бывшей ГДР» ликвидировал Государственное Народное предприятие Takraf, передав входившие в него заводы другим владельцам. Торговая марка Takraf, впрочем, сохранилась и успешно присутствует на рынке карьерного оборудования до сих пор.
Если говорить о характеристиках экскаватора Takraf ERs 710 (такой тип машин называют ещё «абзетцер»), то весит он 1800 тонн и имеет полностью электрический привод всех механизмов, потребляя 108 кВт*ч. Питание осуществляется через кабель от двух подстанций с трансформатором напряжением 6000 В. Производительность до 900 кубометров в час.
Стрела с ковшовой цепью опущена почти на грунт. Кинематику и ковши можно рассмотреть во всех подробностях. Объём одного ковша 710 л.
Стрела с ковшовой цепью гибкая для лучшего копирования профиля разрабатываемого карьера. Изгиб регулируется системой тросов с четырьмя группами блоков, укреплёнными на стреле.
Добытая порода отправляется внутрь кузова на дисковый сепаратор, где происходит отделение крупных посторонних включений, типа валунов или обломков брёвен.
После этого порода по ленточному транспортёру, установленному на разгрузочной стреле, отправляется в отвал либо в железнодорожные вагоны или самосвалы. Управляет разгрузочной стрелой отдельный оператор из собственной кабины.
Опорно-ходовая часть с асимметричными гусеничными тележками. Торчащие вбок «бочонки» — электромоторы привода ведущих звёздочек.
На правой по ходу тележке расположена балка с барабаном силового кабеля. От гусеничных тележек протянуты ленты ограждения — типа, не лазь там где напряжение! Ведь несмотря на то, что экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе законсервирован, он всё еще подключён к сети. Внутри дежурит бригада рабочих и просто так забраться внутрь великана не получится. Впрочем, всегда можно вежливо попросить провести небольшую экскурсию и вам вряд ли откажут. Судя по обилию снимков внутреннего устройства Takraf ERs 710 в сети, многим блогерам такая возможность предоставилась.
Ну а мы проситься внутрь не стали. Начинало темнеть, а нам надо было отснять ещё несколько интересных машин. Бок о бок с немецким абзетцером расположился советский шагающий драглайн ЭШ-1170, построенный на Новокраматорском заводе. В карьере №12 он использовался для снятия вскрышной породы, после чего Takraf приступал к экскавации кварцевого песка.
В дни трудовой молодости ЭШ-1170 выглядел более внушительно, а сейчас его 70-метровая стрела лежит на грунте.
Из-за ферм стрелы трудно, но всё-таки можно рассмотреть огромный ковш объёмом 11 кубометров.
Зато во всех деталях видны лесенки по обеим сторонам, предназначенные для контроля и обслуживания механизмов и блоков, расположенных на стреле.
Механизм шагания с опорной лыжей и эксцентриком крупным планом.
В связи с тем, что железнодорожные пути рядом с экскаваторами разобраны, нам не удалось увидеть машину для перемещения рельсовых звеньев Takraf. Зато на площадке у гигантов пристроилось несколько специальных машин размерами поскромнее. Не исключено, что именно с их помощью и разбирают остатки железной дороги.
Итак, первым номером идёт бурильно-крановая машина БМ-205 на базе трактора МТЗ-82.
Далее трелёвочный трактор ТДТ-55А. Обратите внимание на табличку на капоте.
Номер третий — трактор ДТ-75 с крановой установкой МТТ-12. В обычной жизни зверь достаточно редкий, встречается не часто.
На этом мой рассказ про экскаватор-гигант Takraf в Воскресенском районе Московской области закончен. Возможно, это была последняя фотосессия в жизни этого трудяги. А возможно и нет. Вдруг случится чудо и карьер снова заработает?
Другие статьи о карьерной технике можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото автора и из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два