Выставка ретро-автомобилей милиции в Метрополисе
2 ноября в Москве, в торговом центре «Метрополис» на Войковской, открылась выставка служебных автомобилей СССР. На ней представлены ретро-автомобили и мотоциклы, в разные годы состоявшие на службе в милиции и ГАИ. Машины — в общей сложности 21 экспонат -предоставлены как московским музеем ГИБДД, так и частными коллекционерами. Выставка продолжит работу до 26 ноября.
ТЦ «Метрополис» проводит выставку ретро-автомобилей уже во второй раз. В прошлом году основной темой была европейская и американская классика. Экспозицию нынешнего года составляют автомобили и мотоциклы служб охраны правопорядка времён СССР. В общей сложности представлено 19 автомобилей и 3 мотоцикла, расположенные на трёх площадках первого этажа выставочного центра.
◊◊◊
Первая площадка находится рядом с главным входом в «Метрополис» со стороны метро «Войковская». Здесь можно увидеть 4 автомобиля.
ГАЗ-М-1
Выпуск знаменитой «Эмки» и рождение Госавтоинспекции произошли в один год, с разницей в несколько месяцев. Машины, поступавшие в то время на службу в ОРУД (Отдел регулировки уличного движения, так сначала называлась эта служба) отличительной окраски не имели. Это были стандартные чёрные автомобили, на двери которых иногда наносили надписи «Милиция» или «ОРУД», а на крыше могли смонтировать громкоговоритель.
Машина для выставки предоставлена частным коллекционером.
◊◊◊
Москвич-401
Первые послевоенные годы автомобили, поступавшие на службу в органы охраны правопорядка, специальной окраски также не имели. Их кузова были стандартного заводского цвета (серый, бежевый), но на боковины уже старались наносить красную полосу с надписью «Милиция» или «ОРУД». Иногда полоса наносилась только на передние двери.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
ГАЗ-69
Первый советский автомобиль с кузовом, специально выпускавшимся для милиции. Вместо мягкого тента он имел жёсткий металлический кузов и дверь в задней стенке. С начала 1950-х машины служб охраны правопорядка впервые в СССР стали окрашивать по единой схеме: синий кузов с красными полосами.
Машина для выставки предоставлена частным коллекционером.
◊◊◊
Москвич-403
Второй вариант окраски милицейских машин — бирюзовый кузов с красными полосами — был введён в начале 1960-х и продержался всего несколько лет. Эта цветовая схема была признана неудачной и вскоре её сменила всем известная жёлто-синяя ливрея-"канарейка".
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
Проходим немного вперёд и сворачиваем вправо. Здесь находится вторая выставочная площадка. Чтобы не сбиться с дороги, есть отличный ориентир. Прямо над нами, на втором этаже, находится большой фудкорт.
ГАЗ-М20 Победа
«Победы» начали поступать в милицию сразу с начала производства в 1946 году. А 31 декабря 1953-го был принят приказ о специальной окраске автомобилей милиции, согласно которому все оперативные автомобили должны были окрашиваться в синий цвет с красной полосой. Однако многие машины, поступившие на службу до этой даты, продолжали оставаться в однотонной заводской окраске и без каких-либо надписей. Смех смехом, но на выставочную «Победу» красную полосу наклеили в ночь со 2 на 3 ноября. А в день открытия выставки я снимал её ещё просто синей...
Машина для выставки предоставлена частным коллекционером.
◊◊◊
ГАЗ-М21В Волга
«Двадцать первая» первой серии, со звездой на облицовке радиатора, выпускалась в 1957—1958 годах. Форма кузова не позволяла нанести красную полосу по периметру машины, поэтому она осталась только на боковинах. Проблесковые маячки на «Волгах» первой серии не ставили, а вот рупоров-громкоговорителей могло быть и два, и три.
Машина для выставки предоставлена МУК КДЦ «Вялковский».
◊◊◊
ГАЗ-М21И Волга
Данная машина по агрегатам является «Волгой» второй серии, однако в ходе капитального ремонта она получила облицовку третьей серии, с 16-ю вертикальными прорезями («акулья пасть»). С 1969 года все оперативные машины получили новую окраску — жёлтый кузов с синими продольными полосами и гербом СССР на дверях. На передние двери наносилась надпись «Милиция», на багажник «ГАИ». Впрочем, иногда багажник окрашивался в синий цвет полностью. Опцией патрульных машин ГАИ было табло на багажнике с надписью ОСТАНОВИТЕСЬ, зажигавшейся в случае необходимости задержать нарушителя ПДД.
Машину для выставки предоставил коллекционер В.В.Скиба.
◊◊◊
Москвич-408
Начав службу в милиции в бирюзово-красной ливрее, эта модель АЗЛК вскоре получила жёлто-синюю окраску. Данный экземпляр 408-го имеет облицовку второй серии, с двумя круглыми фарами.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
ВАЗ-2101 Жигули
Благодаря массовому выпуску «копейка» с середины 1970-х годов стала самым массовым милицейским автомобилем в СССР. Помимо классической 2101-й, выпускалась специальная версия для милиции 2101-094 с более мощным двигателем от ВАЗ-2103.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
ВАЗ-2103 Жигули
Люксовая версия «копейки» первоначально поступала и на службу в милицию благодаря более мощному двигателю. С освоением производства «копейки» с этим мотором поставки в органы охраны правопорядка ВАЗ-2103 прекратились.
Машина для выставки предоставлена частным коллекционером.
◊◊◊
Москвич-412
Сменил на конвейере Москвич-408 и первые три года выпускался с ним параллельно. Машины первых партий имели круглые фары, однако основная масса 412-х выпущена с более современной прямоугольной светотехникой. С началом выпуска более скоростных «Жигулей» доля «Москвичей» в милицейском автопарке заметно снизилась, а в программе завода Москвич-412 не имел отдельной «милицейской» модификации.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
Москвич-412 представлен в Метрополисе на диораме. На заднем плане у него — фасад отделения милиции с телефонной будкой, доской почёта и сидящей на окне кошкой.
◊◊◊
А те, кто не поленятся заглянуть с обратной стороны стены, увидят объявление о конкурсе, проводимом торговым центром. Победителя ждёт приз — iPhone 8. Участвуйте, и может быть именно вам улыбнётся удача!
◊◊◊
Теперь проходим по торговому центру вперёд. У выхода в сторону станции МЦК «Балтийская» расположена третья выставочная площадка.
ИЖ-412
Выпускался на Ижевском автозаводе параллельно с Москвичом-412, клоном которого, по сути, и являлся. Как и Москвич, ИЖ-412 не имел специальной «оперативной» модификации, поэтому в милицию могли поставляться машины практически любого цвета. Первоначально старались выбирать близкие к жёлтому цвета (охра, бронзовый, табачный), однако со временем палитра заметно расширилась. Полосы и надписи на такие автомобили сотрудники милиции и ГАИ наносили своими силами.
Кем предоставлена машина для выставки неизвестно, табличка отсутствует. (6 ноября табличка появилась!).
◊◊◊
М-72
Советский тяжёлый мотоцикл, копия BMW-R71. Выпускался с 1941 по 1960 год на заводах в Москве, Ленинграде, Горьком, Ирбите и Киеве. Для патрульной службы использовали как мотоциклы с коляской, так и без неё.
Мотоцикл для выставки предоставлен частным коллекционером.
◊◊◊
Урал-М66
Тяжёлый мотоцикл Ирбитского завода выпускался с 1971 по 1975 год. Существовал как в одиночном варианте, так и в версии с коляской.
Мотоцикл для выставки предоставлен Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
Урал-М68П
Специальный мотоцикл поставлялся в управления ГАИ союзных республик для эскортирования кортежей первых лиц государства. После списывания с эскортной службы мотоциклы передавались в патрульно-постовую службу.
Мотоцикл для выставки предоставил коллекционер В.В.Скиба.
◊◊◊
ГАЗ-24 Волга
Символ советского милицейского автомобиля. 24-е Волги в классической жёлто-синей окраске работали в основном как патрульные автомобили и машины оперативных служб. Кроме того, в правоохранительных органах в большом количестве были Волги, не имевшие ни полос, ни надписей, ни маячков, да ещё и самых обычных цветов. Ими пользовались, например, следователи и сотрудники прокуратуры.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
УАЗ-469
Ещё один классический милицейский автомобиль эпохи позднего СССР. Цельнометаллический кузов разделён перегородкой на 5-местный салон для экипажа и 2-местный отсек для задержанных.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
РАФ-2203 Латвия
«Рафики» использовались в милиции как передвижные лаборатории, пункты дорожного или медицинского контроля, машины специальных служб. На выставки показана модификация АДЧ — автомобиль дежурной части, предназначенный для выезда и работы на месте происшествия оперативной группы.
Машина для выставки предоставлена клубом #РетроЗона.
◊◊◊
ЗАЗ-968М
На службе в ГАИ были даже «Запорожцы». На выставке показан автомобиль с ручным управлением, использовавшийся для приёмки экзаменов на права у водителей-инвалидов.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
ГАЗ-31105 Волга
Одна из последних моделей Волги, служившая в милиции. Советского Союза уже не было, а производство легковых автомобилей на ГАЗе плавно загибалось. Жёлто-синяя окраска времён загнивающего социализма сменилась бело-синей ливреей лихих девяностых. Аббревиатура ГАИ уступила место ДПС (дорожно-постовая служба), а отдельно растущие маячки-мегафоны на крыше сменились единой светозвуковой балкой.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
Ford Crown Victoria Police Interceptor
В связи с резким увеличением количества импортных скоростных автомобилей на российских дорогах с 1993 года для оснащения спецбатальонов ДПС начали закупать машины Ford Crown Victoria. Эта модель широко использовалась в полиции США и Канады и имела хорошую репутацию. В России Форды верой и правдой служили по 15-20 лет.
Машина для выставки предоставлена Московским музеем Госавтоинспекции.
◊◊◊
Вот, собственно, и вся выставка. Должно быть на ней ещё два экспоната — педальные автомобили «Москвич» и «Урал», но ни 2-го, ни 3-го ноября я их там не увидел. Только таблички и пустой подиум. Может, к 4-му подвезут? 6-го ноября заехал в Метрополис и — о чудо! — педальные машинки оказались в экспозиции.
◊◊◊
И напоследок — немного советских плакатов, расставленных между машинами.
◊◊◊
Другие статьи об автомобилях милиции и полиции можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два