Памятник «По дорогам войны» в парке Победы
19 ноября в России отмечается День ракетных войск и артиллерии. Поздравляю всех артиллеристов и ракетчиков с их профессиональным праздником и предлагаю рассказ о самом молодом «артиллерийском» памятнике Москвы — монументе «По дорогам войны» в парке Победы на Поклонной горе.
В сегодняшней России мало кто знает, что в годы Второй Мировой войны помощь Монголии Советскому Союзу в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками была неоценимой.
Поставки мяса и шерсти начались практически сразу же после нападения Германии на СССР (общий объём составил 500 и 64 тонны соответственно), СССР получил в дар танковую колонну и авиаэскадрилью. Но основной составляющей монгольской помощи были лошади.
Несмотря на сложившееся убеждение, что Вторая мировая была «войной моторов», роль лошадей в армиях того времени оставалась огромной. Да, боевая конница времён Наполеона ушла в прошлое, но в качестве тяговой силы лошади продолжали сохранять лидирующие позиции. Даже в списке вооружения самой моторизованной на тот момент немецкой армии на первом месте находилась пароконная телега-повозка. И лошадей в Вермахте к началу войны было 514 тысяч против 183 тысяч автомобилей и 94 тысяч мотоциклов. Что уж говорить о других странах.
Красная армия использовала лошадей очень широко. Помимо боевых кавалерийских корпусов, лошади были у связистов, их часто предпочитали мотоциклам и автомобилям полевые командиры, а уж горные подразделения и службы тыла без коняшек и представить невозможно. И дело не только в том, что в СССР не хватало техники. На российских дорогах, особенно в распутицу, и автомобили и тракторы намертво вязли в грязи. И только лошади продолжали хоть медленно, но тянуть свою лямку в прямом смысле слова.
Одной из важнейших обязанностей фронтовых лошадей была транспортировка артиллерийских орудий и боеприпасов. Как и у солдат, лошадиная жизнь на передовой была недолгой. Лошади погибали от пуль и осколков, умирали от голода и болезней. И эти потери необходимо было восполнять в срочном порядке — тащить пушки и обозы на себе идущие в наступление бойцы не могли. Именно Монголия помогла в те годы Советскому Союзу, став единственным государством, давшим Красной армии лошадей. Причём в огромном количестве — около полумиллиона голов.
Приземистые и коренастые монгольские лошадки поначалу были встречены с недоверием. Однако после первых же дней службы отношение к ним в корне изменилось. «Монголки» оказались удивительно сильными и выносливыми. В то же время они достаточно резво бегали и были весьма неприхотливы в еде. Они исправно тянули пушки и обозы на все фронтах и внесли немалый вклад в Победу над фашизмом. К 1943 году каждая пятая фронтовая лошадь в нашей армии была монгольской. После войны генерал Исса Плиев, командовавший конно-механизированной группой, сказал: «Неприхотливая монгольская лошадка дошла до Берлина рядом с советским танком».
Памятник «По дорогам войны» был создан на средства Монгольской республики. Его авторами являются монгольский архитектор Аюурзана Очирболд и российские архитекторы Алексей Тихонов и Василий Перфильев.
Памятник был передан в дар России к 70-летию Победы и торжественно установлен в парке Победы на Поклонной горе 5 мая 2017 года. На церемонии открытия председатель Московской городской Думы Алексей Шапошников отметил: «Этот памятник — символ нашей дружбы и взаимопомощи, нашей общей Великой Победы».
Композиция представляет собой пару лошадей, тянущих по фронтовому бездорожью пушку с передком. И лошади, и орудие как бы покрыты слоем липкой грязи, что символизирует невыносимые условия фронтовых будней. И подчёркивает выносливость лошадей, продолжавших работу в таких условиях.
В пушке однозначно угадывается дивизионная 76-мм ЗиС-3. К слову, и пушка, и передок сделаны очень достоверно, с сохранением всех пропорций. А если приглядеться повнимательней, то на памятнике, несмотря на «заляпанность грязью», можно разглядеть можно и вовсе «копийные» мелочи:
седло и стремена на лошадиной упряжи,
топор, лопату и боковую сумку на передке,
рукоятку наводки и элементы ходовой части на пушке.
Сейчас самое время ответить дотошным знатокам. Да, с точки зрения устава памятник неверен. Для буксировки дивизионных 76-мм пушек (ЗиС-3, а чуть раньше УСВ) использовали упряжки из шести лошадей. Парой лошадей обходились лишь расчёты лёгких противотанковых «сорокапяток».
Но, во-первых, памятник не иллюстрация к пособию по военному делу и здесь допустимы условности. Во-вторых, воюют не по уставу, а по фактической обстановке. Если почти все лошади убиты, а менять позиции надо — что делать? Впрягать тех, что остались, и помогать лошадиным силам человечьими. В военной хронике, кстати, иногда мелькают кадры солдат, толкающих запряжённую лошадками пушку. А что делать, врага-то бить надо!
В заключение предлагаю карту с расположением памятника «Дороги войны» и памятников, находящихся поблизости.
Цифрами обозначены:
◊◊◊
1. Памятник «Дороги войны»
Дата съёмки памятника: 25 октября 2017 года
◊◊◊
2. Памятник «Защитникам земли Российской»
◊◊◊
3. Памятник воинам-интернационалистам
◊◊◊
4. БМД-1. Установлена к 100-летию В. Ф. Маргелова и 20-летию вывода советских войск из Афганистана.
◊◊◊
5. Памятный камень «Аллея пограничников» и пограничный столб.
◊◊◊
6. Мемориал «Трагедия народов».
◊◊◊
7. Памятник «Дух Эльбы».
◊◊◊
8. Центральный музей Великой Отечественной войны.
◊◊◊
Другие статьи о памятниках технике можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото: Леонид Кузнецов и из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два