Главная » Олдтаймеры, Памятники, Пассажирский транспорт

Памятник конке в Санкт-Петербурге

8 июля 2017 Просмотров: 804 Комментариев нет

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0979

В Санкт-Петербурге рядом со станцией метро «Василеостровская» установлен памятник конке. Он состоит из копии двухэтажного вагона и бронзовой скульптурной группы кучера с двумя лошадьми.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5483

Быстрый рост столицы Российской Империи в XIX веке потребовал создания развитой транспортной сети для перевозок пассажиров на большие расстояния. Первым видом общественного транспорта в Санкт-Петербурге стал омнибус. Вышедшие на городские маршруты в 1847 году омнибусы представляли собой многоместные конные повозки типа дилижансов, вмещавшие от 6 до 20 пассажиров. Запряженные парой лошадей, эти громоздкие кареты медленно передвигались по улицам, делая частые остановки. В народе эти экипажи получили прозвища «трясучка», «кукушка», «сорок мучеников», «Ноев ковчег», а в прессе того времени регулярно становились поводом для карикатур.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5485

В 1860 году в Санкт-Петербурге появилась первая линия конно-железной дороги, прозванной в народе «конка». В отличие от омнибуса, лошади тянули вагоны не по мостовой, а по рельсам, что обеспечило более высокую скорость движения и увеличение грузоподъемности вагонов. Первоначально новый вид городского транспорта использовался только для перевозки грузов. Однако преимущества конки перед омнибусом были столь очевидны, что 27 августа 1863 года были открыты сразу три пассажирских маршрута.

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0949piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0963

Два из них — «Площадь Восстания — Стрелка Васильевского острова» и «Адмиралтейская площадь — 6-я линия В.О.» вели из центра города на Васильевский остров. (Поэтому памятник конке установили именно здесь, в начале 6-й линии Васильевского острова). Третий маршрут соединял Никольскую площадь с Невским проспектом.

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0974piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0968

До пуска в 1907 году первой линии электрического трамвая конка была самым распространенным и доступным видом общественного транспорта в Санкт-Петербурге. Ее линии проходили по всем основным магистралям города, связывая их с окраинами. К 1906 году в Питере было 32 маршрута конно-железной дороги протяженностью более 150 км, на которых трудилось около 3,5 тысяч лошадей. Объем перевезенных в 1906 году пассажиров достиг 106 миллионов, а доход от этого составил около 5,5 миллионов рублей.

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0984piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0990

По рельсам вагон конки тянула упряжка из двух лошадей. На тяжелых участках пути, например, на подъемах к мостам, дополнительно впрягали третью лошадь. Линии были однопутными, со встречными разъездами через 1-1,5 км. Оборотных колец в конце маршрутов не было, рельсы просто заканчивались, упираясь в мостовую. Для движения в обратную сторону кучер просто перепрягал лошадей к противоположной стороне вагона, благо те строились с возможностью реверсивного движения. Скорее всего, такой момент и стал сюжетом памятника. Кучер держит под уздцы двух лошадей и готов перевести их к противоположной стороне вагона — скоро поедем в обратную сторону!

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0951piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0965

Вагон представляет собой копию вагона конки выпуска 1872—1878 года в натуральную величину. Копия изготовлена по чертежам Путиловского завода, проектировавшего большинство вагонов для российских «конок». Вагон имеет два этажа — нижний с закрытым салоном и верхний открытый, который называли «империал».

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5487

Пассажиры-"империалисты" платили меньше за проезд, здесь разрешалось курить. А еще сюда не пускали женщин. Для подъема наверх по крутой лестнице им приходилось поднимать юбки и показывать свои ножки на «неприличную длину». Данный запрет был отменен Городской думой Санкт-Петербурга лишь в 1903 году с формулировкой «… разумный покрой одежды совершенно устраняет возможность видеть женскую ногу выше того, что дозволяют требования приличия …». Смех смехом, но после этого в столичную моду вошли юбки узкого кроя, а пышным многоярусным кринолинам была дана отставка.

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0959piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0953

В 1907 году конку в Санкт-Петербурге начал заменять электрический трамвай. Тем не менее, линии конно-железной дороги просуществовали в столице еще 10 лет, вплоть до 1917 года. Теперь о них напоминает лишь памятник конке у станции метро «Василеостровская».

piter_june_2017_leokuznetsoff_img_0987

Еще о конке можно прочитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

В статье использованы фотографии стендов в Музее истории Санкт-Петербурга

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.