Главная » Горная промышленность, Крупный план, Новости

ТОНАР представил новый карьерный самосвал с капотной кабиной

28 мая 2017 Просмотров: 1 366 Комментариев нет

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0374

Прошедшая 19 мая ежегодная презентация новой техники завода ТОНАР как всегда не обошлась без громкой премьеры. В этот раз ей стал карьерный самосвал ТОНАР-45251. Такой индекс у ТОНАРА уже был, скажете вы? Ну да, был, только теперь им обозначен КАПОТНЫЙ самосвал.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0389

Вернее не один самосвал, а сразу два. Оба предназначены для работы на технологических дорогах и на первый взгляд отличаются только кузовами: для скальной породы и для угля. А если присмотреться повнимательнее?

tonar_march_2013_leokuznetsoff_img_0494tonar_april_2014_leokuznetsoff_img_5393tonar_april_2013_leokuznetsoff_img_5968

Присмотримся, обязательно присмотримся, но чуть позже. А пока небольшой экскурс на тему «Как ТОНАР в карьер попал». А заодно и с двойными индексами разберемся. Итак, к началу второго десятилетия XXI века ТОНАР освоил выпуск широкой гаммы самосвальной техники, как прицепной, так и на шасси собственного производства. Успешно прошли испытания автопоезда 100-тонника для работы на дорогах общего пользования, и встал вопрос — а что дальше? Самым логичным было направить усилия на разработку отечественного карьерного самосвала, тем более что российские заказчики давно просили такую машину.

tonar_march_2013_leokuznetsoff_img_0651

Первой «карьерной» ласточкой стал 45-тонный ТОНАР-4525, увидевший свет в 2013 году (подробности здесь >>>). Машина была выполнена по бескапотной схеме, с одноместной кабиной и расположенным рядом с ней двигателем. Основные узлы и агрегаты машины — двигатель, трансмиссия, мосты, гидравлика — были покупными. Впрочем, такая практика является обычным делом для многих производителей спецтехники в мире.

tonar_april_2014_leokuznetsoff_img_5252

В 2014 году в пару к ТОНАР-4525 с кузовом для скальной породы сделали карьерный самосвал-углевоз. Именно он первым и получил индекс ТОНАР-45251.

tonar_april_2015_leokuznetsoff_img_2617tonar_april_2015_leokuznetsoff_img_2616

Карьерные самосвалы ТОНАР получились очень удачными. Спрос на них оказался стабильным, и завод начал их выпуск малыми сериями. В 2015 году в цехах можно было заметить группы из пяти-шести карьерников, находящихся на разной степени готовности.

ctt_2014_leokuznetsoff_img_2960

Успех окрылял, но очень хотелось сделать капотную версию карьерного самосвала, по типу распространённых в Америке и Австралии машин. Масла в огонь подлил и «Мерседес Бенц Тракс Восток», заявивший в 2014 году о намерении продвигать на российском рынке капотные карьерники Western Star.

tonar-45252-95405_presentation_2016_leokuznetsoff_img_0703

После детального изучения опыта производителей из Австралии, в 2016 году ТОНАР представил свой первый капотный автопоезд для работы в карьерах. Он состоял из тягача и двух полуприцепов, а заказчиком выступила компания «АЛРОСА» (подробности здесь >>>).

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9863

А год спустя, весной 2017-го, ТОНАР представил два одиночных карьерных капотника с кузовами для угля и для скальной породы. Угольный вариант получил индекс ТОНАР-45251 (бескапотники, похоже, больше выпускать не будут). Машина со скальным кузовом индекса пока не имеет (по крайней мере нам его не сообщили), но скорее всего он будет называться ТОНАР-4525, по аналогии с бескапотным предком.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0233

На заводской площадке обе машины стояли рядом, поэтому их осмотр журналистами напоминал игру «найди десять отличий». Статью о новинках я решил построить по тому же принципу, но сначала предлагаю посмотреть, что же у этих самосвалов общего.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9996tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0011

Одинаковая у двух карьерников трансмиссия и ведущие мосты. Автоматическая коробка передач Allison 4500 с ретардером имеет 6 передач переднего и 1 заднего хода. Крутящий момент от неё карданными валами с игольчатыми подшипниками передаётся к 25-тонным задним ведущим мостам HANDE.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9998tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0094

Подвеска задних мостов выполнена на резиновых упругих элементах, продольные и боковые нагрузки воспринимаются реактивными штангами с резинометаллическими шарнирами. В отличие от гидропневматической подвески, подвеска на упругих элементах проще, практически не нуждается в обслуживании и работает в диапазоне температур от -60°С до +50°С.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9657tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9667tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9658tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9677

Гидроцилиндры подъёма кузова Penta вынесены за пределы внутрилонжеронного пространства рамы. Нижние их концы закреплены на поперечной балке, расположенной в базе самосвала. Это дало возможность освободить пространство внутри рамы для узлов ходовой части и понизить центр тяжести машины.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9977tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9680

Топливный бак из нержавеющей стали объемом 360 литров может комплектоваться внешней защитой из стального листа.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0342tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0344

Вообще, на этих самосвалах многие узлы либо закрыты толстыми металлическими листами, либо спрятаны в бронированные короба. Как, например, аккумуляторная батарея. Ничего не поделаешь, специфика карьерной работы.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0268tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9730

Если не вдаваться в мелочи типа лампочек в фарах, дальше между самосвалами начинаются различия. Взгляните на вид сбоку — колёсная база скальника немного меньше. У него короче передний свес, а кабина не такая высокая и длинная, как у углевоза. (Дальше фотографии для наглядности будут расположены по тому же принципу: слева машина с кузовом для угля, справа для скальной породы).

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9693tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9685tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9952tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9981tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9951tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0292

Прежде чем разбираться, почему у самосвалов разные капоты-кабины, давайте закончим с ходовой частью и посмотрим на передний мост. Его подвеска и у углевоза, и у скальника одинаковая: пневморессорная с малолистовыми рессорами. А вот балки у машин разные, равно как и рулевое управление. На скальнике оно полностью гидравлическое, а на углевозе классика с гидроусилителем. Правда, учитывая тяжёлые условия работы, гидроусилители с сошками и тягами продублированы и стоят по обе стороны моста.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9960tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0077tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9970tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0083tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9961tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0078

Вылезаем из-под машин и открываем капоты. На углевозе стоит отечественный (Тутаевский) V- образный 8-цилиндровый двигатель ТМЗ-8437.10 мощностью 312,5 кВт (425 л.с.). Под капотом скальника находится рядный 6-цилиндровый CUMMINS QSZ13-C450-II мощностью 335 кВт (450 л.с.). Второй двигатель компактнее, поэтому и капот для него получилось сделать меньше.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0379tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0375

Геометрия облицовки радиатора, соответственно, тоже отличается от углевоза. Камминз меньше по рабочему объёму, чем ТМЗ (13 литров против 17,24), однако выдаёт больший крутящий момент (2400 Н*м против 1913).

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9956tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9990tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9966tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0001tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9958tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0002

Кабина углевоза внутри немного просторнее, чем у скальника. За счёт того, что ее пол находится выше от уровня земли, короб с ручкой коробки передач здесь совсем короткий. Он практически не мешает при переходе с пассажирского места на водительское, в то время как на скальнике через него надо перешагивать. Самосвалы имеют также отличия в компоновке ручек и тумблеров на панели управления. Если же оценивать уровень комфортности рабочего места и пассажирского кресла, углевоз ничем не отличается от скальника.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0297tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0295tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0293tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_0089tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9673tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9967

Ну и естественно новые капотные ТОНАРы отличаются кузовами. У углевоза он более объёмный и может оборудоваться задним бортом с верхней навеской. Изготовлен он из стали 09Г2С, толщина бортов 6 мм, днища 10 мм. Кузов для скальных пород изготовлен из той же стали, но более прочен. Для бортов использован лист толщиной 7 мм, для днища 12 мм. Оба кузова оснащаются системой подогрева отработанными газами и штангами для удаления застрявших между задними скатами камней.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9991

Под занавес упомяну ещё об одной важной особенности конструкции новых машин. Вне зависимости от типа кузова, капотные карьерники ТОНАР-45251 оснащаются системой автоматической централизованной смазки LINCOLN QUICKLUB с 24 точками. Она исключает попадание в смазку абразивных частиц (пыли, песка, угольной крошки) и значительно увеличивает срок службы шкворней, пальцев, рулевых тяг, рессорных серьг, опор подвесок кабин и т.д...

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9870

В ближайшее время оба карьерных самосвала ТОНАР отправятся на комплексные испытания: углевоз в Ростовскую область, а скальник в республику Бурятия.

tonar_may_2017_leokuznetsoff_img_9867

Другие статьи о технике ТОНАР можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.