Главная » Военные, Музеи

Народный музей «Дорога Жизни» в Коккорево

14 мая 2017 Просмотров: 873 Комментариев нет

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3947

Этот музей, созданный в 1974 году, был первым музеем, посвященным блокадной Дороге Жизни. Сегодня попасть сюда можно только по предварительной договоренности, но мне повезло. Во время экскурсии «Путь, спасший Ленинград» двери музея для нас открылись.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_3982

Этот небольшой музей был создан силами ветеранов, работавших на Дороге Жизни. Руководителем и автором работ был бывший командир 64 ОДЭБ на Ладожской ледовой трассе подполковник Л.Ю. Гальперин. Он же передал в музей основной объем архивных документов и фотоматериалов.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3955

После того, как в сентябре 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, встал вопрос снабжения города, в первую очередь — продовольствием. В срочном порядке были построены порты на западном побережье Ладоги для доставки грузов баржами, однако приближалась зима. Было принято решение организовать движение автомобилей по льду Ладожского озера. 17-19 ноября 1941 года разведгруппа 88 отдельного мостостроительного батальона с помощью двух местных жителей произвела разведку и прокладку ледовой трассы между деревнями Коккорево и Кобона.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_3897

26 ноября ледовая дорога получила наименование военно-автомобильная дорога №101 (ВАД-101). Ее штаб разместился в здании школы в Коккорево, где и расположен сегодня музей.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_3978kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3912

Экспозиция занимает одну большую комнату. Ее основу составляют стенды с фотографиями и документами, рассказывающими о людях, работавших на ледовой трассе.

doroga_zhizni_2017_leokuznetsoff_img_3977

Одну из стен занимает большая картина, на которой показаны практически все основные моменты работы ВАД-101.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3980

Группа бойцов-дорожников наводит деревянный мост через трещину во льду. За ними несколько солдат на лыжах — они либо контролируют состояние трассы, либо идут на смену расчетов зенитных установок (вдалеке видна одна из них).

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3913

Колонна автомобилей ожидает возможности продолжить движение. Первый грузовик попал задним колесом в занесенную снегом яму, его пытаются вытолкать при помощи бревен-рычагов. Двери кабин открыты — по Ладоге ездили только так, чтобы иметь возможность выскочить из машины, если она внезапно провалится под лед. У машин включены фары — после начала работы дороги стало ясно, что потери от авиаударов по демаскированным колоннам существенно меньше, чем от провалившихся в незамеченные в темноте полыньи и трещины грузовиков. На заднем плане — конный обоз с мукой.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3914

«Сестричка» тащит на санях бойца в притрассовый госпиталь. Возможно, он ранен, но скорее всего обморожен. Из-за истощения и усталости бывали случаи, когда водители теряли сознание на трассе и замерзали.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3952

Колонна автобусов и грузовиков возвращается из Ленинграда в Кобону. Машины везут на Большую землю эвакуируемых жителей. Дорога проходит по деревянному мостику через трещину во льду.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3916

Перед картиной — большой стенд со схемой ВАД-101 и фотографиями ее руководителей. Второй справа командир 64 Отдельной дорожно-эксплуатационной бригады Л.Ю. Гальперин. Тот самый, по чьей инициативе создан этот музей.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3941kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3946kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3950

По бокам стенда поднятые со дна Ладоги реликвии: солдатские каски, оружие, гильзы и даже колеса ушедшей под лед полуторки.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3937kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3920

На стендах в музее очень много фотографий. Вот небольшая часть из них: первый обоз с хлебом для Ленинграда в ноябре 1941 года и грузовики на погрузке муки в Кобоне,

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3936kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3939

грузовик с санным прицепом везет в Ленинград продовольствие — а обратно на автобусах эвакуируют детей,

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3934kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3935

расчистка ледовой трассы от снега прицепным грейдером и автомобильным плугом.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3942kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3943

Уникальные экспонаты: автомобильные пропуска для беспрепятственного проезда по дорогам Ленинградского фронта.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3927

Схема обслуживания ВАД-101 подразделениями 64-й Отдельной дорожно-эксплуатационной бригады зимой 1941—1942 годов.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3974

Стенд, посвященный сержанту Василию Головко, защищавшему Ленинград 900 дней на позициях 14-го укрепрайона Ленинградского фронта. После войны уволенный в запас радист Головко получил грамоту командования, а в приказе об увольнении, среди прочих, есть такие строки: «Являясь участником исторических сражений за честь, свободу и независимость нашей Родины, Вы честно выполнили свой воинский долг. За храбрость, мужество и отвагу, за отличные боевые действия товарищ Сталин дважды благодарил Вас. Что может быть выше похвалы великого СТАЛИНА!»

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3931kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3928

А это уже послевоенные документы. Памятные фотографии с ежегодных встреч ветеранов «Дороги Жизни».

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3907

Вот такой вот музей есть в деревне Коккорево. Если у Вас будет возможность — обязательно посетите его, не пожалеете.

kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3983kokkorevo_2017_leokuznetsoff_img_3903

Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.