Народный музей «Дорога Жизни» в Коккорево
Этот музей, созданный в 1974 году, был первым музеем, посвященным блокадной Дороге Жизни. Сегодня попасть сюда можно только по предварительной договоренности, но мне повезло. Во время экскурсии «Путь, спасший Ленинград» двери музея для нас открылись.
Этот небольшой музей был создан силами ветеранов, работавших на Дороге Жизни. Руководителем и автором работ был бывший командир 64 ОДЭБ на Ладожской ледовой трассе подполковник Л.Ю. Гальперин. Он же передал в музей основной объем архивных документов и фотоматериалов.
После того, как в сентябре 1941 года вокруг Ленинграда замкнулось кольцо блокады, встал вопрос снабжения города, в первую очередь — продовольствием. В срочном порядке были построены порты на западном побережье Ладоги для доставки грузов баржами, однако приближалась зима. Было принято решение организовать движение автомобилей по льду Ладожского озера. 17-19 ноября 1941 года разведгруппа 88 отдельного мостостроительного батальона с помощью двух местных жителей произвела разведку и прокладку ледовой трассы между деревнями Коккорево и Кобона.
26 ноября ледовая дорога получила наименование военно-автомобильная дорога №101 (ВАД-101). Ее штаб разместился в здании школы в Коккорево, где и расположен сегодня музей.
Экспозиция занимает одну большую комнату. Ее основу составляют стенды с фотографиями и документами, рассказывающими о людях, работавших на ледовой трассе.
Одну из стен занимает большая картина, на которой показаны практически все основные моменты работы ВАД-101.
Группа бойцов-дорожников наводит деревянный мост через трещину во льду. За ними несколько солдат на лыжах — они либо контролируют состояние трассы, либо идут на смену расчетов зенитных установок (вдалеке видна одна из них).
Колонна автомобилей ожидает возможности продолжить движение. Первый грузовик попал задним колесом в занесенную снегом яму, его пытаются вытолкать при помощи бревен-рычагов. Двери кабин открыты — по Ладоге ездили только так, чтобы иметь возможность выскочить из машины, если она внезапно провалится под лед. У машин включены фары — после начала работы дороги стало ясно, что потери от авиаударов по демаскированным колоннам существенно меньше, чем от провалившихся в незамеченные в темноте полыньи и трещины грузовиков. На заднем плане — конный обоз с мукой.
«Сестричка» тащит на санях бойца в притрассовый госпиталь. Возможно, он ранен, но скорее всего обморожен. Из-за истощения и усталости бывали случаи, когда водители теряли сознание на трассе и замерзали.
Колонна автобусов и грузовиков возвращается из Ленинграда в Кобону. Машины везут на Большую землю эвакуируемых жителей. Дорога проходит по деревянному мостику через трещину во льду.
Перед картиной — большой стенд со схемой ВАД-101 и фотографиями ее руководителей. Второй справа командир 64 Отдельной дорожно-эксплуатационной бригады Л.Ю. Гальперин. Тот самый, по чьей инициативе создан этот музей.
По бокам стенда поднятые со дна Ладоги реликвии: солдатские каски, оружие, гильзы и даже колеса ушедшей под лед полуторки.
На стендах в музее очень много фотографий. Вот небольшая часть из них: первый обоз с хлебом для Ленинграда в ноябре 1941 года и грузовики на погрузке муки в Кобоне,
грузовик с санным прицепом везет в Ленинград продовольствие — а обратно на автобусах эвакуируют детей,
расчистка ледовой трассы от снега прицепным грейдером и автомобильным плугом.
Уникальные экспонаты: автомобильные пропуска для беспрепятственного проезда по дорогам Ленинградского фронта.
Схема обслуживания ВАД-101 подразделениями 64-й Отдельной дорожно-эксплуатационной бригады зимой 1941—1942 годов.
Стенд, посвященный сержанту Василию Головко, защищавшему Ленинград 900 дней на позициях 14-го укрепрайона Ленинградского фронта. После войны уволенный в запас радист Головко получил грамоту командования, а в приказе об увольнении, среди прочих, есть такие строки: «Являясь участником исторических сражений за честь, свободу и независимость нашей Родины, Вы честно выполнили свой воинский долг. За храбрость, мужество и отвагу, за отличные боевые действия товарищ Сталин дважды благодарил Вас. Что может быть выше похвалы великого СТАЛИНА!»
А это уже послевоенные документы. Памятные фотографии с ежегодных встреч ветеранов «Дороги Жизни».
Вот такой вот музей есть в деревне Коккорево. Если у Вас будет возможность — обязательно посетите его, не пожалеете.
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два