Музей Обуховского завода
Музей Государственного Обуховского завода стал доступен для открытого посещения сравнительно недавно — в 2014 году. В его залах можно узнать немало интересного о предприятии, более полутора веков являющимся одним из столпов российского военно-промышленного комплекса.
Музей расположен по адресу проспект Обуховской обороны, 122, в небольшом двухэтажном особнячке. Работает он с 10 до 17 часов с понедельника по пятницу, суббота и воскресенье — выходные дни. Входной билет стоит 50 рублей, фото и видеосъемка за отдельную плату: 100 и 150 рублей соответственно.
Сразу перед входом нас встречают два маленьких чугунных льва — естественно, Обуховского литья.
Если история человечества началась с обезьяны, то история Обуховского завода — со стальной пушки. Крымская кампания 1853—1856 годов наглядно показала, что время гладкоствольной бронзовой артиллерии закончилось. Будущее было за нарезными стальными пушками, а для их производства требовалась высококачественная сталь. Своей не было, а покупать за границей было слишком дорого. Вот тут как нельзя более кстати и оказалось изобретение талантливого русского инженера Павла Матвеевича Обухова. Работая управляющим на Златоустовской оружейной фабрике и экспериментируя с совершенствованием производства стали, он в 1857 году получает патент на изобретенный им способ получения высококачественной тигельной стали.
Изготовленная из нее пушка выдержала более 4000 выстрелов, в то время как германские и английские конкуренты не осилили и 2000. К тому же сталь Обухова стоила 16 рублей за пуд, а германская 45; английская же была еще дороже. Опуская многочисленные подробности — в 1863 году в окрестностях Санкт-Петербурга началось строительство сталелитейного завода, а год спустя отлита первая болванка для 8-фунтовой пушки. Собирательный образ первой стальной пушки Павла Обухова украшает сейчас первый зал заводского музея.
Не всё шло гладко на новом заводе, хотя он и пользовался поддержкой на самом высоком государственном уровне. Тем не менее, талант и упорство Обухова принесли свои плоды. К 1870 году Обуховский завод стал крупнейшим сталелитейным предприятием России и получил право употреблять на вывесках и изделиях изображения Государственного герба. К 10-летию завода были изготовлены именные офицерские сабли для высокопоставленных покровителей предприятия. Их получили Император Александр II, генерал-адмирал Великий князь Константин Николаевич и управляющий Морским министерством адмирал Н.К. Краббе. Копии этих клинков представлены в музее.
Несмотря на обилие военных заказов, завод изготавливал различное литье гражданского назначения. Диорама во втором зале дает представление о многообразии продукции предприятия.
Здесь рядом с пушкой и стволом пулемета Гочкисса
присутствуют и крышки канализационных люков, и колокол,
и винтовая лестница из чугунных литых деталей.
Образцы заводского оборудования. Слева модель пресса, справа маятниковый копер для испытания металлов и сплавов по методу Шарпи.
А это — реконструкция кабинета директора завода. Предметы интерьера подлинные.
Военная продукция была и остается основным профилем Обуховского завода. В залах музея можно увидеть корабельную 37-мм автоматическую пушку Гочкисса. После испытаний в 1884 году массовое производство таких орудий развернули на Обуховском заводе.
Морская якорная мина начала XX века с гальваноударными взрывателями.
Рядом с миной образцы боеприпасов времен Первой Мировой войны.
Небольшие размеры музея не позволяют разместить здесь крупные натурные образцы, зато в залах очень много макетов. На фото морская торпеда образца 1912 года в масштабе 1:2.
Большая витрина отведена под модели полевых и осадных орудий дореволюционного периода. Среди них 9-фунтовая батарейная дальнобойная пушка образца 1877 года,
2,5 -дюймовая пушка Барановского образца 1882 года,
76-мм полевая скорострельная пушка образца 1902 года,
42-линейная батарейная пушка образца 1877 года,
40-линейная гаубица образца 1910 года,
6-дюймовая осадная пушка образца 1877 года,
8-дюймовая облегченная пушка образца 1877 года
и 6-дюймовый бомбомет (миномет) образца 1915 года.
Модели более тяжелых береговых орудий выставлены в отдельных витринах. Вот так выглядела 280-мм (11-дюймовая) береговая пушка образца 1867 года,
а это 305-мм (12-дюймовая) осадная гаубица образца 1915 года.
Гравюра дает представление о том, как такие артсистемы транспортировали к месту несения службы.
Обуховский завод был основным поставщиком орудий для российского военного флота. На снимке модель двухорудийной башни броненосца «Петр Великий» с 305-мм (12-дюймовыми) пушками образца 1867 года
и внешний вид корабля, на котором она была установлена.
Модель линкора «Императрица Екатерина Великая», спущенного на воду 24 мая 1915 года. Его вооружение: 4 трехорудийные 305-мм башни, 20 130-мм орудий, 5 75-мм пушек и 4 450-мм торпедных аппарата изготовлено на Обуховском заводе.
Мое посещение совпало с выставкой, посвященной русско-японской войне, поэтому три корабля с Обуховскими пушками стояли на отдельном стенде. Среди них бронепалубный крейсер I ранга «Варяг»,
эскадренный броненосец «Петропавловск»
и крейсер I ранга Балтийского флота «Аврора».
Баковое орудие «Авроры» — 152-мм пушка Канэ, выстрел которой провозгласил начало Октябрьской революции, представлено отдельной моделью.
В 1905 году на Обуховском заводе была создана оптическая мастерская и освоен выпуск прицелов, стереотруб, панорам и биноклей.
После революции Обуховский завод почти полностью остановился на три года. В конце 1918 года был начат штучный выпуск 75-сильных полугусеничных тракторов «Холт» для сельского хозяйства.
Тракторную тему завода продолжил в 1924 году и закончил в 1930-м гусеничный трактор с бензиновым двигателем мощностью 40 л.с... По сути, он также являлся копией одной из моделей «Холт». Трактор использовался как в сельском хозяйстве, так и в армии, и выпускался малыми сериями до 100 штук в год.
Однако по окончании Гражданской войны возникла необходимость возобновления производства столь нужной при любом строе военной продукции. Указом Петросовета в 1922 году завод был переименован в Петроградский Государственный Орудийный Оптический и Сталелитейный завод «Большевик».
Интерьеры кабинетов руководства стали поскромнее,
Однако продукция завода тех лет была для молодой Республики Советов бесценной. До ввода в строй промышленных гигантов 1930-х завод «Большевик» был основным поставщиком танков для Красной Армии. С 1928 по 1931 год здесь выпускался первый танк советской разработки Т-18 (МС-1).
Позднее обуховцы делали танки Т-26 и танкетки Т-27,
а закончилась танковая эпопея созданием опытного среднего танка ТГ. Этот многобашенный монстр был разработан под руководством немецкого инженера Эдварда Гротте, однако не прошел испытаний из-за множества конструкторских ошибок и высокой сложности производства.
В середине 1920-х завод приобщился и к авиационной теме. С 1924 года здесь выпускался V- образный двигатель М-5-400, копия американского Liberty L-12. Этот двигатель широко использовался на первых советских самолетах (в частности, на разведчике Р-1), а также устанавливался на танке БТ-5.
С началом работы крупных заводов, построенных в годы первых Пятилеток, «Большевик» смог полностью вернуться к своему привычному занятию — производству стали и выпуску артиллерийских орудий. На фото модель 130-мм корабельной пушки Б-13 образца 1935 года. Этими орудиями вооружались все советские эсминцы и лидеры постройки до 1945 года, ряд канонерских лодок и минных заградителей, большинство береговых батарей. Б-13 использовалась также в составе бронепоездов и железнодорожных артбатарей и стала самым распространенным отечественным морским орудием среднего калибра периода Второй Мировой войны.
Вершиной проектирования башенных корабельных установок стала трехорудийная башня МК-1 с 406-мм орудиями Б-37 образца 1940 года. Такими башнями предполагалось оснастить линейные корабли проекта 23 типа «Советский Союз», а при последующей модернизации и линкоры проекта 24. Опытный ствол Б-37 был изготовлен и начались его испытания, однако опыт Второй Мировой войны показал, что будущего у тяжелых линкоров нет. Проект 23 был закрыт, а вместе с ним закончились и работы по Б-37.
Еще одна интересная страница довоенной истории завода — создание железнодорожных артиллерийских транспортеров. В 1920—1930-е годы СССР испытывал большие трудности с развитием военно-морского флота, однако нуждался в надежной защите протяженной береговой линии. Орудия большого калибра на железнодорожном ходу обладали, с одной стороны, достаточной мощью для противостояния кораблям противника. В то же время, в отличие от береговой артиллерии фортов, они не были привязаны к одному месту и при необходимости могли относительно быстро сменить огневые позиции. Одной из принятых на вооружение установок стал ТМ-1-180 1932 года со 180-мм орудием, аналогичным пушкам крейсера «Киров». Всего было изготовлено 20 таких транспортеров.
Самой мощной советской железнодорожной артустановкой стал ТМ-3-12 1938 года. В качестве орудия на нем были использованы 305-мм орудия главного калибра, поднятые с затонувшего в 1916 году линкора «Императрица Мария». Всего было сделано три такие установки, а на службе в армии они состояли до 1961 года.
Эта пирамидка не произведение скульптора-авангардиста, а образцы мартеновских сталей, производившихся на заводе «Большевик» в 1930—1960-е годы. Этот экспонат можно и потрогать, и даже постучать, проверив на прочность.
В годы блокады обуховцы, как и все ленинградцы, трудились ради Победы. Боеприпасы, пулеметы, ножницы для резки колючей проволоки — о заводчанах точнее всего говорят слова песни: «этот день мы приближали как могли».
Как только блокада была снята, обуховцы сразу же начали выпуск новых образцов вооружений. С 1944 года на заводе начали производство 100-мм пушки БС-3, необходимую для борьбы с новыми моделями немецких танков.
После войны завод, вслед за рванувшим вперед научно-техническим прогрессом, успешно осваивал новые области деятельности. На Обуховском производились, в частности, пусковые установки СМ-63-11 для зенитно-ракетного комплекса С-75. Самолет-разведчик U-2 Гарри Пауэрса был сбит в 1960 году ракетой, выпущенной как раз с такой установки. Рядом можно увидеть станок (какой — не знаю), образец мирной продукции завода того времени.
Освоение космоса было бы невозможно без создания высокотехнологичных космических аппаратов. Завод успешно разработал технологию сварки и освоил производство титановых шаробаллонов — в них на космических кораблях хранятся рабочие газы.
Завод и космос, по большому счету, связаны друг с другом как сиамские близнецы. На Обуховском изготовлены несущие конструкции стартовых столов и фермы обслуживающих мачт космодрома «Байконур»,
стационарные антенны дальней космической связи,
а вымпел завода неоднократно бывал на орбитальных станциях.
Обуховский завод выпускал не только стационарные, но и мобильные антенные установки космической связи.
А ещё, как любое предприятие в СССР, производил технику гражданского назначения и товары народного потребления.
Утюги, я думаю, в комментариях не нуждаются, а красная штука на правом фото — гидроцилиндр для строительной техники.
И снова об оружии, куда же без него… В одном из залов музея можно увидеть 82-мм автоматический миномет 2Б-9 «Василек», принятый на вооружение в 1970 году. Это был едва ли не самый удачный по конструкции миномет своего времени. После модернизации — замены водяного охлаждения ствола на воздушное — он получил индекс 2Б-9М и выпускается до сих пор (во всяком случае, до середины 2016 года выпускался).
По понятным причинам, о том что выпускает Обуховский завод сегодня полной информации нет, она засекречена. Но известно, что одним из основных направлений является выпуск командных пунктов для ракетных войск стратегического назначения. А еще Обуховский завод вносит свой вклад в производство пусковых установок и транспортно-заряжающих машин зенитно-ракетных комплексов «Печора-2М» и С-300 .
Немного подарков из собрания музея. Модель броневика «Остин-Путиловец» к 100-летию предприятия подарена заводу «Большевик» коллективом Ижорского завода.
А скульптурная композиция «Обуховцы» — подарок директору Ижорского завода С.А. Форисенкову к его 60-летнему юбилею от завода «Большевик». В музей, как я понял, передана после смерти Сергея Александровича.
Обо всем интересном, что есть в музее, рассказать очень сложно. Меня, например, практически на выходе заставила улыбнуться вот такая вот печная дверка с поддувалом и поленницей. Оказалось, это не бутафория. Особняк, в котором расположен музей, имеет печное отопление, и при его реконструкции один из «отопительных» участков решили не замуровывать, а сохранить для истории. Мне нравится! А вам?
О других музеях техники можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два