Главная » Музеи, Олдтаймеры, Пассажирский транспорт

Музей истории Санкт-Петербурга

12 мая 2017 Просмотров: 550 Комментариев нет

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5367

Этот музей расположен в Комендантском доме на территории Петропавловской крепости. В зале городского транспорта демонстрируется первый питерский автомобиль «Бенц-Вело». Кроме того, в музее есть интересные макеты кораблей, паровозов и трамваев.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5220

Экспозиция этого музея размещена на двух этажах в трех десятках залов, каждый из которых посвящен одной теме. С «технической» точки зрения интерес представляют только два: «Пути сообщения» и «Городской транспорт». Но как оказалось, и в других залах нет-нет да и мелькнет что-то интересное, и не обязательно «автомобильное». Ну а я в этом обзоре постараюсь рассказать обо всем, что заинтересовало лично меня.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5223

Начало осмотра находится на втором этаже. Первые несколько залов посвящены эпохе прорубания окна в Европу Петром I. Здесь есть большой макет Шлиссельбургской крепости Орешек,

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5226muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5227

фрагменты корпусов и элементы оснастки судов того времени.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5230

Рядом с моделью весельного бота 1723 года должна быть 4-фунтовая пушка, но в день моего визита она оказалась на реставрации.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5237muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5236

В зале по соседству можно увидеть модель кареты времен Екатерины I.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5248muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5246

Не мог пройти мимо этой огромной модели, занимающей почти половину зала — «Подъем Александровской колонны». Ее установили в 1835 году в память о победе Александра I над Наполеоном. Модель сделали позже, в XIX веке, причем не просто в масштабе, но и из соответствующих материалов: леса деревянные, канаты пеньковые а колонна — гранитная.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5290

В зале «Петербургская хроника» я застрял надолго. Во-первых, по периметру стены здесь находится рисованая «панорама» Невского проспекта, от первого дома до последнего.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5270muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5263

На рисунках множество экипажей, встречаются грузовые телеги, водовозные бочки и даже дилижанс.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5254muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5253

Под панорамой устроены стенды с дверками. В закрытом состоянии на дверках изображены отдельные дома Невского проспекта. А если дверки открыть, внутри можно увидеть интересные предметы конца XIX — начала XX веков.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5285muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5289

Например, ручной огнетушитель фирмы «Логе». А еще мне понравился театральный бинокль в виде корабельной пушки.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5292muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5294

Вот мы и добрались до зала «Пути сообщения». На фото модель грузовой барки «Соминка». Такие парусные суда грузоподъемностью до 64 тонн использовались в XIX веке на реках Тихвинского бассейна и Ладожском озере. Служили они в основном для связи Петербурга с Нижегородской ярмаркой, а название получили по имени реки Соминки.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5293muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5301

В 1861 году было основано товарищество «Шлиссельбургское пароходство». Оно осуществляло пассажирские перевозки вверх по Неве, а движение на линии открыл колёсный пароход «Вера».

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5302

Модель речного судна «Муксалма», изготовленная в начале XX века.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5303

А эта модель сделана в 1957 году. Она представляет первый пароход, построенный на механико-литейном заводе К. Берда в 1815 году.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5308muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5316

Долгое время водный транспорт был для Петербурга основным, однако технический прогресс был неумолим. Первая железная дорога общего пользования в России связала Петербург, Павловск и Царское Село (ныне Пушкин). Открыта она была 30 октября 1837 года, а движение осуществляли вот такие паровозы Стефенсона. Интересный факт — до 4 апреля 1838 года паровозы водили поезда по этой дороге только по воскресеньям. В остальные дни движение осуществлялось конной тягой.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5325muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5323

Товарный паровоз серии Д 1845 года, построенный Александровским заводом.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5327muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5328

Слева — форма кондуктора пассажирского поезда, справа — костюм инженера путей сообщения конца XIX — начала XX веков.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5318muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5331

Содержимое дорожного несессера путешественника того времени.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5333muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5338muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5339

Немного отвлечемся от транспорта — сейчас будет несколько залов не в тему. Экспозиция «Деловой Петербург» — стол в кабинете управляющего и оргтехника тех лет: пишущие машинки, арифмометры, чернильницы.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5340muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5341

Торговля и ремесла: в витрине старинные весы, безмены и гири.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5342muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5348muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5345

Модный салон рубежа XIX-XX веков и образцы одежды: дамское и детское платья, костюм горничной.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5350muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5353

Городской быт. Диорама с кухаркой у чугунной дровяной плиты. Перед плитой — ящик для золы. На стенах полки с кухонной утварью и медный рукомойник с раковиной.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5349muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5354

В витринах рядом с сервированными чайными столиками — предметы домашнего обихода: кофемолки, ножеточки, утюги.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5356muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5355

Самый забавный на мой взгляд зал посвящен городским удобствам. По обе стороны от металлической ванны с водогрейным котлом расположены элементы убранства ванной комнаты.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5361muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5362muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5363

На отдельных стендах представлены образцы сантехники и смесителей. Некоторые экспонаты заставляют улыбнуться. Оказывается, в Петербурге выпускали туалетную бумагу под названием «Попкина радость».

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5369muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5374muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5384

А теперь спускаемся по лестнице на первый этаж, делаем пару шагов и вот он — зал «Городской транспорт». Центральное место в нем занимает автомобиль Benz Velo 1896 года. Именно такой «безлошадный экипаж» был первым автомобилем, появившимся в Санкт-Петербурге.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5376

Санки, увы, уехали на реставрацию. Но к лету их обещали вернуть.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5463muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5469

В этом зале есть несколько моделей, изготовленных в 1953—1956 годах. По сегодняшним меркам качество их не очень высокое, но для того времени это было высшим классом. Если учесть, что этим моделям более 60-ти лет, их самих уже можно рассматривать как артефакты той эпохи. На первых фото — коляска извозчика с двумя седоками, работа мастера Я.М. Шура.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5431muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5439

Вторая работа мастера: одноконные дрожки.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5546muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5382

И третья модель Я.М. Шура — конка с империалом.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5386muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5412

«Трамвайный вагон начала XX века» — значится на табличке. Как на мой взгляд — больше всего похож на вагон Ф Путиловского завода. Автор — И.Ю. Берзин.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5447muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5436

«Руссо-Балт С 24/30» 1910 года, макетчик С.П. Григорьев.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5478muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5473

А это не модель, а настольные часы в форме автомобиля. Изготовлены неизвестной мастерской в 1910-е годы.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5497muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5500muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5499

Фирменный знак музея истории Санкт-Петербурга — стенды с раскрывающимися дверками. Снаружи большая фотография кондуктора, извозчика или автомобилиста

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5527muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5523muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5522

А внутри — трамвайные и коночные билеты, ацетиленовые фонари, поддужные колокольчики. И конечно фотографии.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5457muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5404

Фотографий в этом зале вообще множество. Большая их часть скомпонована по темам на нескольких стендах: «Петербургские автомобили»,

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5456muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5428

«Петербургские трамваи»,

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5452muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5491

«Омнибусы, конки, паровики»,

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5481muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5521

«Петербургские извозчики»,

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5388muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5390

«Метрополитен. Неосуществленные проекты».

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5526muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5370muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5501

Если внимательно посмотреть по сторонам, можно найти еще несколько «натурных» экспонатов: автомобильный клаксон, трамвайный тормоз, костюм автомобилиста (или как тогда говорили «шоффера»).

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5556

Вот, в общем-то, и все. Можно было бы и уходить, но напоследок заострю ваше внимание еще на одном экспонате. К юбилею октябрьской революции в последнем зале установили макет «Между февралем и октябрем 1917-го».

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5557

События, представленные на макете, известны сейчас немногим. А при советской власти о них вообще не распространялись. После Февральской революции Матильда Кшесинская с сыном в спешке покинула свой особняк на Большой Дворянской, а опустевшее здание быстренько заняли большевики. Газеты того времени называли здание «главным оплотом ленинцев», но все попытки выселить их судом не увенчались успехом. Макет очень колоритный, особенно если рассмотреть его в деталях: на улицах колонны людей с транспарантами, повсюду грузовики с вооруженными большевиками, а над всем этим гордо реет красный флаг.

muzej_spb_02_2017_leokuznetsoff_img_5561

Для тех, кто захочет увидеть эту красоту своими глазами. Музей истории Санкт-Петербурга находится на территории Петропавловской крепости и работает с 11 до 18 часов (вторник до 17). Не могу сказать точно, но в летний период время работы вроде увеличивается на час (до 19 и 18 соответственно. Выходной день среда. Стоимость основного билета 200 рублей, льготного 120, любительская фото- и видеосъемка бесплатная.

petropavlovka_02_2017_leokuznetsoff_img_5138

О других музеях техники можно прочитать здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.