Музей завода ГАЗ — от «полуторки» до БТРа
Музей Горьковского автозавода, возможно, один из лучших заводских музеев России. Он был создан в 1960-е годы и в своей коллекции имеет ряд уникальных, чудом сохранившихся автомобилей.
Перед входом посетителей встречает вот такая группа манекенов, демонстрирующих комплекты спецодежды рабочих разных цехов. Сравнивая их с архивными снимками начала тридцатых, где рабочие стоят у станков в телогрейках и валенках, понимаешь, какой огромный путь пройден заводом от момента основания до наших дней. А теперь давайте откроем дверь и пройдем на первый этаж, где находится коллекция автомобилей.
Встречают нас «полуторки», с которых в 1932 году и началась история завода: двухосный ГАЗ-АА и его более поздняя трехосная модификация ГАЗ-ААА. Двухосный «ГАЗ-два раз» был до войны самым распространенным автомобилем в СССР, а вот ГАЗ-ААА машина редкая. Выпущено их было не очень много и почти все они отправились служить в Красную Армию. Помимо машин обслуживания — мастерских, заправщиков и т.п. шасси ГАЗ-ААА использовали для постройки бронеавтомобилей и штабных автобусов.
Естественно, во время войны большая часть трехосок была потеряна и сегодня каждый сохранившийся экземпляр — мечта любого коллекционера. В музее Горьковского завода находится, наверное, лучший из уцелевших ГАЗ-ААА. А позади машин можно посмотреть на двигатель, которым они оснащались. И не они одни — моторы ГАЗ-А (после модернизации ГАЗ-М) можно было встретить и на передвижных электростанциях, и на строительно-дорожной технике.
Рядом с первыми Горьковскими грузовиками находятся довоенные легковушки. Первая из них — ГАЗ-А, ее выпуск начался почти одновременно с ГАЗ-АА. Как и Фордовские прототипы, эти машины были унифицированы по многим узлам и агрегатам: двигателю, радиатору, капоту, рулевому управлению, элементам подвески.
ГАЗ-М-1 пришел на смену ГАЗ-А в 1936 году. М-1 расшифровывалось как Молотовец-первый, поскольку Горьковский завод носил имя Молотова. В отличие от предшественника имел закрытый цельнометаллический кузов, подвеску на продольных рессорах с амортизаторами, более мощный двигатель. В народе М-1 получил прозвище «Эмка».
Продукция военного периода представлена в музее первым советским серийным джипом ГАЗ-67Б. Спроектирован он (вернее, его предшественник ГАЗ-64) был в рекордные сроки с широким использованием узлов и агрегатов ГАЗ-М-1 и ее полноприводной модификации ГАЗ-61. ГАЗ-67Б отличался от ГАЗ-64, прежде всего, увеличенной колеей и крыльями на кузове. Основной выпуск этого армейского автомобиля пришелся на послевоенное время: ГАЗ-67Б стоял на конвейере до 1953 года.
Еще одна реликвия военного времени — корпус танка Т-70. С началом войны оказалось, что Красной Армии не хватает легких танков для поддержки пехоты и разведки, и ГАЗу былу поручено освоить выпуск такого танка с автомобильным двигателем. Танк получил индекс Т-60, после модернизации он сменился на Т-70 и выпускался до октября 1943 года. Представленный в музее корпус танка был обнаружен в 2008 году во время реконструкции одного из цехов завода.
Рядом можно увидеть отливку блока цилиндров шестицилиндрового двигателя, изготовленную в 1942 году. Силовая установка танка Т-70 состояла из двух таких двигателей.
Послевоенные грузовики ГАЗ продолжали оставаться самыми распространенными машинами в народном хозяйстве. В первую очередь в этом заслуга 2,5-тонного ГАЗ-51, получившего прозвище «газон». Выпуск 51-го начался в 1946 году, а закончился в 1973-м. Всего было изготовлено почти 3,5 млн автомобилей, а последний сошедший с конвейера ГАЗ-51А отправился в заводской музей.
Преемниками ГАЗ-51 стали ГАЗ-52 грузоподъемностью 2,5 тонны и 3-тонный ГАЗ-53 (выпускались с 1966 и 1961 года соответственно). Оба автомобиля оснащались одинаковой кабиной с панорамным стеклом и интегрированными крыльями, и в ряде случаев их легко спутать. В музее ГАЗа представлен ГАЗ-53.
Полноприводная версия ГАЗ-51 имела обозначение ГАЗ-63 и ГАЗ-63А в варианте с лебедкой. По кабине машины были унифицированы. На базе ГАЗ-63 выпускался легкий бронетранспортер БТР-40.
Наследник ГАЗ-63 уже имел полностью оригинальную компоновку с кабиной над двигателем и выпускался под индексом ГАЗ-66. Это первый советский грузовик, имевший возможность авиадесантирования с парашютом. В народе Шестьдесят-шестой называли «шишигой».
В середине 1950-х годов от создания бронетранспортеров на шасси грузовиков повышенной проходимости отказались. Вместо них ГАЗ разработал семейство восьмиколесных полноприводных машин с несущим бронекорпусом и независимой подвеской всех колес. Первым из них в 1960 году стал БТР-60, а в музее представлен БТР-80 (ГАЗ-5903), созданный в 1984 году.
Для БТРов-"осьминожек" было разработано множество оригинальных узлов и агрегатов. В музее ГАЗ представлен колесный редуктор управляемых колес с герметичными тормозами БТР-70 1976 года. Благодаря герметичности узла срок службы тормозных накладок увеличился в 2-2,5 раза.
ГАЗ успешно разрабатывал не только колесные, но и гусеничные вездеходы. В музее можно увидеть гусеничный ГАЗ-3403, разработанный в 1986 году. Модернизированный вариант этой машины выпускается до сих пор на Заволжском заводе гусеничных тягачей (ЗЗГТ).
Теперь давайте вернемся во времена ГАЗ-51 и посмотрим на развитие легковой ГАЗовской линейки. Первой послевоенной легковой машиной завода ГАЗ стала М-20 «Победа». Это один из немногих советских автомобилей (то ли двух, то ли трех — споры не утихают) оригинальной конструкции, не «слизанных» с зарубежного прототипа.
В музее представлен экземпляр третьей серии с трехбрусной облицовкой радиатора.
Рядом с «Победой» расположился прямой наследник ГАЗ-67Б — ГАЗ-69. Этот автомобиль выпускался в двух вариантах: грузопассажирском с двухдверном и пассажирском четырехдверном. Последний в армии называли «командирским», а на гражданке «председательским», так как его часто выделяли председателям колхозов. Кстати, существовал еще и ГАЗ-73, представлявший кузов от «Победы» на шасси ГАЗ-69.
ГАЗ-12, более известный под названием ЗиМ. Пока Молотов не попал в опалу завод в Горьком носил его имя, и первый горьковский представительский автомобиль 1949 года получил на кузов и колпаки колес шильдики и выштамповки ЗиМ (Завод имени Молотова). ГАЗ-12 был советской машиной с самым плавным ходом благодаря установленной между двигателем и коробке передач гидромуфте (на левом снимке такая муфта в разрезе лежит рядом с машиной). Гидромуфта обеспечивала не только плавность хода, но и возможность трогаться с места на любой передаче.
ГАЗ-21 «Волга», знаменитая «двадцать первая», самый культовый на сегодняшний день автомобиль СССР. Первый большой седан, не только продававшийся, но и покупавшийся (в отличие от «Победы») советскими гражданами — уровень жизни уже возрос до приобретения собственного авто. ГАЗ-21 герой множества кинофильмов той эпохи: «Берегись автомобиля», «Три тополя на Плющихе», «Мертвый сезон» (комитетовские «догонялки» ГАЗ-23), «Бриллиантовая рука» («такси на Дубровку заказывали?»). На фото представлена «двадцать-первая» третьей серии с облицовкй «китовый ус».
«Двадцать-первую» на конвейере сменила «двадцать-четверка» ГАЗ-24. Эта машина — предмет желания и символ успеха поколения 1970-х. Фраза «черная Волга» в то время относилась исключительно к ГАЗ-24 и по степени «крутизны» соответствовала «шестисотому Мерсу» 1990-х или сегодняшним Крузакам-Геликам. На жаргоне ГАЗ-24 иногда называли «лайбой», особенно таксисты (вспомните фильм «Пропавшие среди живых» с Павлом Кадочниковым).
На момент моего посещения музея ГАЗ-24 стоял не очень удачно — его загораживала колонна. Зато рядом отдельно можно было отснять оформление передка, а заодно и двигатель.
Рядом на стене картина «Сборочный конвейер автомобилей „Волга“». Бабы трудятся — мужик руководит. Шутка )))
Опять-таки на момент моего визита в музее не было «Волги» ГАЗ-3102 (теперь вроде уже есть). Она должна была стать преемницей «двадцать-четверки», но в силу ряда причин (в том числе политических) осталась номенклатурной машиной для чиновников среднего звена. Зато я отснял ее двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием и фрагмент переднего дискового тормоза.
«Волга» ГАЗ-31029 1992 года — переходная модель от ГАЗ-24-10 к ГАЗ-3110. Кузов во многом аналогичен ГАЗ-24, новое оформление передка и задняя часть ГАЗ-3102.
Следующей моделью стала ГАЗ-3110, выпускавшаяся с 1997 по 2005 год. Опять же модернизация на основе все того же 24-го кузова и ходовой, она все же пользовалась устойчивым спросом по причине привлекательной цены.
А сейчас снова вернемся на пару-тройку десятилетий назад для того, чтобы окунуться в атмосферу номенклатурной роскоши. На смену ГАЗ-12 ЗиМ в 1958 году пришла «Чайка» ГАЗ-13. В отличие от ЗиМа, она была статусным признаком, маркером принадлежности к партийной элите. В отличие от ЗиМа, «Чайку» нельзя было купить в частные руки вообще, даже если были на нее деньги.
«Чайка» ГАЗ-14 пришла на смену 13-той в 1977 году. Судьба машины трагична — в 1986 году началась Перестройка. Вставший у власти Меченый Михаил затеял борьбу с привилегиями и не нашел ничего лучшего, как в 1988 году издать указ о прекращении производства номенклатурной «Чайки». И не просто о прекращении — на заводе были уничтожены все пресс-формы и документация не только на настоящую машину, но даже на ее масштабную модель. У России две беды — дураки и …
Как и предшественница, 14-я «Чайка» выпускалась в модификации «фаэтон» под индексом ГАЗ-14-05. Такие машины использовались военными чинами при принятии парадов. Таких машин сделано всего 15, первый выпущенный экземпляр хранится в заводском музее.
А что же предполагалось взамен «Чайки»? А предполагалось освоить ГАЗ-3105. Этот автомобиль хоть и назывался «Волга», но по классу был выше. Зато по размерам и помпезности намного уступал «Чайке», так что вроде как должен был прямым ходом отправиться на конвейер… Но вариант 1986 года, с дополнительными полосками остекления на дверях, по слухам не понравился чиновникам. Точнее — их женам — «это что, все на наши коленки будут пялиться?» В те времена (и не только) жены партийных чинуш считали служебный транспорт мужей своими собственными извозчиками, к их мнению прислушивались и ГАЗ-3105 начали переделывать.
Вариант 1994 года получился целомудренным в плане коленок но практически безликим в потоке хлынувших в Россию иномарок. К тому же стоил новый горьковский автомобиль практически вровень с Ауди большого класса. Ну кто тогда думал о патриотизме? Естественно, проект 3105 закрыли.
Последняя «Волга» ГАЗ-3111 выпускалась в опытном порядке с 1998 по 2005 год. Полностью новый кузов, подвеска, двигатель, современный дизайн — и заоблачная цена, учитывая экспериментальное производство. Появись этот автомобиль лет на десять раньше — ГАЗ возможно до сих пор выпускал бы «Волги». Но 3111 суждено было стать последней нижегородской тезкой великой русской реки.
А ведь какие были планы! В музее можно увидеть перспективный типаж легковых автомобилей АО ГАЗ. Чего в нем только нет, даже жилой прицеп к легковому автомобилю. Рядом на стене компоновочный чертеж ГАЗ-3105 и его деревянный макет, продувавшийся в аэродинамической трубе.
А выжить ГАЗу в перестроечное лихолетье помогла «полуторка». Нет, не та, фордовская, а своя, современная. Кооператорам и частным предпринимателям оказался очень нужен полуторатонный грузовичок относительно небольших размеров. Вот тут и настал звездный час машины, имя которой известно сегодня каждому россиянину.
Ну да, это сегодня оно известно. А в начале девяностых ее через раз называли или «Транзель», или «Форзель», намекая на сходство с Форд Транзит. И не верил никто, что русский развозной грузовичок станет самым массовым автомобилем страны в своем классе. И даже наследник у него появится с заморской прибавкой к имени: НЕКСТ. А в далеком 1992 году одна из первых опытных «Газелей» ГАЗ-3302 намотала на полигоне 270000 километров и отправилась в заводской музей.
Рассказ о Горьковском автозаводе был бы неполным без упоминания об огромном количестве опытных разработок, многие из которых опережали свое время. От большинства из них остались только фотографии, но некоторым откровенно повезло.
Например, в музее ГАЗ можно увидеть элементы кузова спортивного автомобиля с турбореактивным двигателем 1964 года
и машины на воздушной подушке ГАЗ-16, спроектированной и испытанной в 1962-ом.
А еще здесь представлен опытный газотурбинный двигатель ГАЗ-99Д, разработанный в 1969 году для седельного тягача МАЗ-6423.
Все, с экспозицией на первом этаже мы закончили. Теперь поднимаемся на второй и продолжаем экскурсию по музею. Встречает нас вот такое панно во всю стену с эмблемой завода и государственными наградами, которых он был удостоен.
Реконструкция рабочего кабинета первого директора ГАЗа С.С. Дьяконова.
Картина «Строительство Нижегородского автозавода» и реконструкция землевозной тачки, основного средства механизации на этом строительстве.
ГАЗ был не просто автозаводом, он являлся одним из столпов промышленности страны. В годы войны вместо мирной продукции завод, наряду с грузовиками, освоил выпуск танков и боеприпасов.
Хотя немцы не дошли до Горького, завод постоянно подвергался авианалетам. Немцы прекрасно понимали важность предприятия для снабжения Красной Армии и всеми силами пытались его разрушить. На одном из стендов фрагменты немецкой авиабомбы, найденные при реконструкции заводской теплоэлектроцентрали в 1983 году.
Тысячи заводчан сражались на фронтах, 40 из них были удостоены звания Героя Советского союза. В ознаменование трудового и боевого подвига автозаводцев ГАЗу после войны на вечное хранение было передано Знамя Государственного Комитета Обороны.
Одни стенды рассказывают о людях завода,
на других представлены макеты автомобилей из конструкторского бюро
либо отдельные узлы и детали, при производстве которых внедрялись новые технологии.
Очень забавная экспозиция посвящена внедрению при покраске кузовов алкидных эмалей. Помимо веера с палитрой, здесь выставлены модели ГАЗ-24, окрашенные новыми эмалями.
Отдельный стенд посвящен дипломам и наградам, полученным заводом в разные годы. Вот, собственно, и все. Думаю, благодаря этой статье вы получили полное представление о музее Горьковского автозавода.
Вместо послесловия.
Использованная в статье съемка сделана в 2013 году. С тех пор в экспозиции появилось как минимум три новые машины. Я очень надеюсь в этом году еще раз побывать в музее (тем более что ГАЗ будет праздновать 85-летие) и дополнить эту статью рассказом о новых экспонатах.
Другие статьи о заводе ГАЗ и его автомобилях можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два