Музей космонавтики и ракетной техники имени В. П. Глушко
В канун 60-летия начала космической эры приглашаю всех в самый интересный космический музей России — музей космонавтики и ракетной техники имени Валентина Глушко. Место встречи — Питер, Петропавловская крепость.
Вы спросите — какое отношение имеет Петропавловка к космосу? А самое прямое. Именно здесь разрабатывали и испытывали первые ракетные двигатели, именно здесь работали инженеры и конструкторы, чьи имена навеки вписаны в историю космонавтики.
Всё началось в конце двадцатых годов прошлого века. Созданная Н. И. Тихомировым в 1921 году в Москве при главном артиллерийском управлении Красной Армии лаборатория по изучению реактивного движения в 1927 году была перебазирована в Ленинград. Годом позже, в 1928-м, она стала называться Газодинамическая лаборатория (ГДЛ). Первоначально лаборатория занималась только созданием ракет на собственной разработке — бездымном пироксилиновом порохе.
Успешные испытания этих ракет привели к увеличению штата лаборатории и расширению тематики работ. В частности, ГДЛ приступила к разработке пороховых авиационных ускорителей и жидкотопливных ракетных двигателей (ЖРД). В Иоанновском равелине Петропавловской крепости располагались кабинеты инженеров и конструкторов, испытательные стенды и производственные помещения.
Немного отвлекусь от ГДЛ и расскажу о первых «космических» шагах молодого Валентина Глушко. Он родился в Одессе в 1908 году, а в 1919-м был зачислен в Реальное училище. Одновременно Глушко занимался в консерватории по классу скрипки и руководил Кружком общества любителей мироведения.
В 1921 году, после прочтения романов Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны», В. П. Глушко решает посвятить себя созданию межпланетных летательных аппаратов, о чём сообщает в одном из писем К. Э. Циолковскому. Да, тому самому — ещё будучи школьником, Глушко вступил в переписку с Константином Эдуардовичем и продолжал её до 1930 года. (На фото — бюст Циолковского во внутреннем дворе Иоанновского равелина).
В 1924 году В. П. Глушко получает диплом об окончании профтехшколы и публикует первые научно-популярные статьи о полётах в космос. В 1925 году он по путёвке Наркомпроса УССР поступает в Ленинградский государственный университет, а весной 1929-го представляет дипломную работу — межпланетный корабль «Гелиоракетоплан». Макет этого аппарата в масштабе 1:100 представлена в музее.
«Гелиоракетоплан» должен был оснащаться электрическими реактивными двигателями (ЭРД), получающими энергию от солнечных батарей. Внутри двигателя электрический разряд превращал рабочее тело — металлические проволоки, ртуть или электролит — в поток частиц с огромной кинетической энергией, обеспечивая тем самым космическому кораблю возможность движения. После публикации третьей части дипломной работы «Метал как взрывчатое вещество» ему предложили продолжить работы по разработке ЭРД в Газодинамической лаборатории.
В штат ГДЛ Глушко был зачислен 15 мая 1929 года в должности начальника второго отдела (по разработке ЭРД), а университет так и не закончил… В феврале того же года Глушко, не получавший стипендию, не смог внести плату за обучение в первом полугодии и был отчислен из ЛГУ. На снимках — макет в натуральную величину первого в мире работоспособного электрического ракетного двигателя, созданного В. П. Глушко в 1929—1933 годы.
Помимо собственно двигателей, В. П. Глушко успешно создал испытательные стенды для исследований как электрических, так и жидкостных двигателей. В музее воссоздана обстановка рабочего кабинета конструктора и лаборатории испытаний ЭРД.
К сожалению, уровень развития техники 1930-х годов не позволил создать достаточно эффективный ЭРД и компактную электростанцию для него. Работы были временно прекращены и возобновились только после войны. Первыми космическими аппаратами, использовавшими ЭРД в условиях реального полёта, стали советские «Восход-1» (ионный двигатель) и «Зонд-2» (плазменный). Их запуск состоялся в 1964 году, а в наши дни ЭРД широко используются при создании межпланетных космических аппаратов и спутников Земли.
В ходе работы над ЭРД стало ясно, что этот тип двигателя подходит только для движения в космосе. Для преодоления земного притяжения и вывода космического аппарата на орбиту необходимы жидкотопливные двигатели (ЖРД) большой мощности. Соответственно, все усилия В. П. Глушко сосредоточил на создании именно таких двигателей. В воссозданном интерьере кабинета конструктора на рабочем столе можно увидеть первый советский ЖРД 1931 года ОРМ-1.
Ещё один ОРМ-1 в разобранном виде представлен по соседству, на слесарном верстаке. Да, детали первых ракетных двигателей точили и обрабатывали обычным слесарным инструментом, а собирали, что называется «на коленке». Кстати, ОРМ-1 состоял из 93 деталей.
Одновременно с ОРМ-1, В. П. Глушко создал двигатель ОРМ для испытания готовых смесей ракетного топлива: окислителя и горючего.
В 1932 году В. П. Глушко разработал в ГДЛ серию экспериментальных двигателей для выбора типа зажигания, конструкции форсунок, а также для отработки методов запуска и систем смешения компонентов при работе на различных топливах. На снимке макеты двигателей ОРМ-4, ОРМ-5 и ОРМ-8.
По результатам испытаний для увеличения срока работы двигателя было предложено плакировать внутреннюю поверхность камеры сгорания красной медью либо наносить на неё огнеупорную теплоизоляционную обмазку. На фото: слева ОРМ-9, справа ОРМ-12.
Отвлечёмся от ЖРД и посмотрим, чем ещё занималась Газодинамическая лаборатория. Опыты с ракетами на бездымном шашечном порохе оказались весьма успешными. В 1928 году был произведён первый в СССР успешный пуск ракетного снаряда РС. Дальность полёта составила 1300 метров.
Первоначально эти ракеты разрабатывались без оперения, позднее их оснастили хвостовыми стабилизаторами. Первое боевое применение нового оружия состоялось в 1939 году на реке Халхин-Гол, где истребители И-16 успешно произвели залп снарядами РС-82 по самолётам противника.
Забегу немного вперёд — снаряды РС-132 для знаменитых реактивных установок БМ-13 «Катюша» тоже начали разрабатывать здесь, в ГДЛ, в 1928 году.
Вернёмся в начало тридцатых к твердотопливным ракетам. Третий отдел ГДЛ базировался на Комендантском аэродроме и занимался самолётами. Конструкторы ГДЛ во главе с В. А. Артемьевым сконструировали твердотопливные реактивные ускорители, а начальник отдела В. И. Дудаков установил их на самолёт и разработал основы техники его пилотирования. Первые положительные результаты были получены в 1931 году. Два ракетных ускорителя установили на нижнем крыле самолёта У-1.
Использование реактивных ускорителей во время взлёта сокращало длину разбега (до 80%), давало возможность стартовать с неподготовленной площадки , в плохую погоду либо с большим перегрузом, а в воздухе обеспечивало кратковременный разгон для ухода от преследования либо наоборот, чтобы догнать врага. Успехи впечатляли: бомбардировщик ТБ-1 в 1933 году взлетел на шести ускорителях с полосы длиной 55 метров (без них ему было нужно для разбега 280 метров). Однако не всё было так гладко — при неправильном размещении на крыле мгновенное увеличение тяги негативно влияло на конструкцию самолёта в целом, а большой шлейф газов от ускорителей выводил из строя хвостовое оперение. Вплоть до начала 1950-х годов твердотопливные ускорители в советской авиации распространения не получили.
Газодинамическая лаборатория была не единственным ракетным конструкторским бюро в СССР. В Москве, например, с 1931 года успешно работала ГИРД (Группа изучения ракетного движения). Среди руководителей её отделов были Ф. А. Цандер, М. К. Тихонравов, Ю. А. Победоносцев и С. П. Королёв. На фото макеты ракеты ГИРД-09 и её двигателя РД-09. Он был разработан в 1932—1933 годах М. К. Тихонравовым и стал первым в мире реактивным двигателем, работавшим на гибридном топливе смешанного агрегатного состояния. Окислителем был жидкий кислород, а горючим — желеобразный раствор канифоли в бензине.
Первая в СССР ракета на жидком топливе ГИРД-10 (Х). Разработана в 1933 году по руководством С. П. Королёва по проекту Ф. А. Цандера (левый снимок). И двигатели, сконструированные Ф. А. Цандером (правый снимок). Слева — первый опытный ОР-1, справа 10 (Х) ракеты ГИРД-10 (Х).
А ещё была ленинградская ЛенГИРД, возглавляемая Я. И. Перельманом и Н. А. Рыниным. Группа занималась пропагандой ракетной техники, разработала ряд экспериментальных ракет. На фото макет регистрирующей ракеты конструкции В. В. Разумова.
31 октября 1933 года по распоряжению маршала Тухачевского ГДЛ и ГИРД были объединены в Реактивный научно исследовательский институт (РНИИ), позднее переименованный в НИИ-3. На фото ЖРД конструкции В. П. Глушко, созданные в 1933 году. На тот момент это были самые мощные ЖРД в мире. На левом снимке слева ОРМ-50 для ракеты ГИРД-05, справа ОРМ-52 для разрабатывавшихся в ГДЛ ракет РЛА. На правом снимке макет ракеты РЛА-1 на улице перед входом в музей.
Макет крылатой ракеты 212 конструкции С. П. Королёва с двигателем ОРМ-65 В. П. Глушко. Первый полёт ракеты состоялся 29 января 1939 года.
В годы войны В. П. Глушко работал над созданием ЖРД-ускорителей для боевых самолётов. Двигатель РД-1X3 устанавливался в хвостовой части самолётов Пе-2, Як-3, Ла-7Р. Использование ЖРД, пусть даже кратковременное, во время воздушного боя казалось оправданным, тем более что у немцев к концу войны появились первые реактивные истребители Me-262.
Однако ЖРД того времени были мало приспособлены для авиации. Они не отличались надёжностью, были сложны в эксплуатации и слишком прожорливы. РД-2, испытанный в 1947 году, стал последней «разгонялкой», созданной В. П. Глушко.
А дальше мы уже начали стучать в космические двери. В 1954—1957 годах В. П. Глушко создаёт ракетный двигатель первой ступени РД-107 для первой в мире межконтинентальной двухступенчатой баллистической ракеты Р-7.
РД-108 — модификация РД-107, двигатель второй ступени с четырьмя рулевыми камерами для ракеты Р-7.
А вот и двигатель третьей ступени, ЖРД модели РД-0109 (он же РД-448). Разработка 1959—1985 годов воронежского КБ химавтоматики, главный конструктор С. А. Косберг.
Именно эта ракета вывела в 1957 году на орбиту первый искусственный спутник Земли.
А созданные С. П. Королёвым на её основе ракеты-носители серии «Восток» подняли на орбиту все космические аппараты «Восток», «Луна», спутники серий «Космос», «Метеор» и «Электрон». «Восток-1» с Юрием Гагариным на борту преодолел земное притяжение именно на такой ракете.
Не знаю почему, но по соседству с двигателями первых ракет-носителей расположился вот такой вот прибор для измерения рентгеновского и ультрафиолетового излучения Солнца.
И снова двигатели… ЖРД модели РД-0110 (он же РД-461). Разработан в 1963—1967 годах воронежским КБ химавтоматики, главный конструктор С. А. Косберг. Устанавливался в качестве двигателя третьей ступени на ракетах-носителях «Союз» (пилотируемые пуски) и «Прогресс» (грузовые пуски).
РД-214 разработан КБ под руководством В. П. Глушко (ГДЛ-ОКБ) в 1952—1957 годах. Первый отечественный ЖРД азотно-кислотного класса устанавливался на первой ступени ракет-носителей «Космос» и обладает наибольшими тягой и удельным импульсом среди известных двигателей этого класса. Космос — космосом, но изначально этот двигатель создавался для баллистической ракеты средней дальности Р-12.
Для второй ступени ракеты-носителя «Космос» был разработан РД-119. Этот ЖРД обладает наивысшим удельным импульсом среди известных ракетных двигателей кислородного класса с высококипящим горючим.
Ну и собственно макет ракеты-носителя «Космос».
РД-301, единственный в мире фторный ЖРД, прошедший полный объём стендовых испытаний, включая официальные. В качестве горючего используется жидкий аммиак, окислитель — жидкий фтор. Предназначен для разгонных блоков и разгонных ступеней ракет-носителей.
Однокамерный ЖРД многократного включения, используется как рулевой двигатель.
Модели спутников (масштаб 1:10) серии "Космос" для исследований в области физики: слева «Космос-97», справа «Космос-144».
Слева «Космос-157», справа «Протон-4» для исследования частиц высоких и сверхвысоких энергий.
Как только человек научился зависать и парить в невесомости, его сразу потянуло к чему-нибудь твёрдому. Ближе всего оказалась Луна, и первое что сделали люди — сфоткали её обратную сторону и сваяли лунный глобус.
Первую удачную посадку на спутник Земли произвела станция «Луна-9» 3 февраля 1966 года. Станция около 8 часов передавала на Землю панорамные снимки Луны и подтвердила гипотезу о метеорно-шлаковом строении её поверхности.
В 1970 году исследовать лунную поверхность отправили Луноход-1. Это чудо на восьми ажурных колёсиках-катках могло ездить со скоростью 4 км/ч,
а управлялось дистанционно с Земли по радиоканалу. Пилотировать Луноход было занятием не для слабонервных: радиосигнал от Луны до Земли шёл 2 секунды, а картинка с телекамер движения запаздывала от 6 до 20 секунд в зависимости от рельефа местности.
Тем не менее, Луноход-1 передал на Землю первые панорамные снимки Луны. Рядом образцы телекамер советских спутников 1970—1980-хх годов.
Немного о технике для космической фотосъёмки. На фото слева не кусок вентиляционной трубы небоскрёба, а бленда космического объектива «Жемчуг-18» спутника «Янтарь-4К1» (1979—1983 год). А на правом снимке перед вами спускаемая капсула аппаратов космической фоторазведки типа «Янтарь», «Феникс» и «Октан». В ней на Землю доставлялись отснятые плёнки.
Вообще в желании познать неведанное человек готов запускать железо как угодно далеко. Например, на Марс. Межпланетная станция «Марс-1», запущенная 1 ноября 1962 года, стала первым космическим аппаратом, выведенным на траекторию полёта к красной планете. Но из-за утечки азота в системе ориентации связь с ней прекратилась задолго до того, как цель была достигнута. Тем не менее, «Марс-1» успела провести 61 сеанс радиосвязи и передала на Землю массу телеметрической информации. 21 марта связь была окончательно потеряна. Предполагают, что 19 июня 1963 года «Марс-1» прошёл в 193 тыс. км от Марса и улетел в Сторону Солнца.
Кроме макета станции «Марс-1», в музее можно увидеть прибор оценки проходимости (ПрОП-М) для исследования физических и механических свойств грунта Марса.
Связь с космическими аппаратами обеспечивают не только наземные станции. Научно-исследовательское судно «Космонавт Юрий Гагарин» с 1971 по 1991 год совершило 19 рейсов для организации сеансов связи с космическими кораблями и орбитальными станциями.
Ещё немного моделей? Вот аппарат дистанционного зондирования Земли «Лотос-С», разработанный «КБ „Арсенал“ имени Фрунзе».
А вот так выглядит МКС в масштабе. Эта модель пополнила коллекцию музея совсем недавно, к ней даже табличку сделать не успели.
Это уже не модели, а настоящие предметы и вещи, побывавшие в космосе. Витрина с гидрокостюмом и оболочкой скафандра СК- II лётчика-космонавта Ю. В. Романенко.
Инструменты для работы в невесомости специальной конструкции — чтобы не улетели. На заднем плане две космические перчатки от скафандров. В левой работал В. А. Ляхов, в правой А. П. Александров.
Ложемент кресла «Казбек-У» космического корабля «Союз».
Стенд с космической едой. Тюбики и баночки периодически меняют на свежие.
Входной люк космического корабля многоразового использования «Буран».
Спускаемый аппарат космического корабля «Союз-16». Этот корабль разрабатывался в рамках совместного советско-американского полёта «Союз-Аполлон» и для него специально разработали андрогинно-периферийный стыковочный узел АПАС-75.
Внешний вид корабля «Союз» — одиночного (слева) и пристыкованного к «Аполлону» (справа).
Советский орбитальный комплекс «Союз»-"Салют-6"- «Прогресс», предшественник многозвенных космических станций.
Космонавт Олег Артемьев передал в дар музею бортовую космонавигационную карту с МКС-39 и двигатель мягкой посадки спускаемого аппарата корабля «Союз ТМА-12М».
Макет ЖРД РД-170 первой ступени ракеты-носителя «Энергия» (слева) и американские ракеты-носители Atlas-III и Atlas-IV, которые летают на российских двигателях РД-180 (справа).
В завершение можно сфотографироваться на память. Например, с парящим над тобой космонавтом.
Или самому «примерить» скафандр, просунув голову в отверстие шлема.
Ещё голову можно просунуть в иллюминатор космического корабля. Пусть не настоящего, но на фотке ведь этого не видно! Зато внутри есть шкала-линейка, на которой отмечен рост Юрия Гагарина, Германа Титова, Алексея Леонова и Валентины Терешковой. Можно сравнить свои показатели с данными первых космонавтов.
В общем-то, на этом осмотр экспозиции в здании музея заканчивается. Пора на выход, тем более что на улице осталось ещё кое-что интересное. О ракете РЛА-1 я уже говорил, а об этом шарике — нет. Это спускаемый аппарат топографического спутника «Комета» 1981 года, побывавший в космосе и успешно вернувшийся на Землю.
А вот эта витрина, похоже, используется для сменных экспозиций. Несколько лет назад в ней был Луноход-1, а в день моего визита были выставлены азотнокислотно-диметилгидразиновый (я не знаю как это, просто переписал табличку) двигатель РД-219 второй ступени ракеты-носителя (либо баллистической Р-16) и камера сгорания ЖРД 11Д49 второй ступени ракеты-носителя «Космос-3». Узнать подробнее о смысле этой экспозиции мне не удалось — было поздно, музей закрывался и спросить было не у кого.
Информация для тех, кто захочет посетить музей самостоятельно. Он расположен на территории Петропавловской крепости, справа от входа (ближайшая станция метро «Горьковская»). Музей открыт с 11 до 18 часов, во вторник до 17, среда — выходной день. Касса закрывается на полчаса раньше (расположена напротив музея), входной билет 150 рублей (льготные по 100).
О других музеях техники можно прочитать здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два