Райка, которая уцелела — ЗиЛ 4102 на выставке в Сокольниках
Их было всего два — один чёрного цвета, другой золотистого. Перспективные «членовозы» с индексом 4102 должны были сменить в ГОНе машины 115-й серии. На заводе их прозвали «Мишка» и «Райка», по именам будущих владельцев. Однако Горбачёву ЗиЛ 4102 не понравился, и дальнейшую работу по нему прекратили. Машины повторили судьбу кремлёвских заказчиков с точностью до наоборот. Мишка больше не существует, а Райка жива до сих пор…
По иронии судьбы, разработка ЗиЛ 4102 началась именно по указанию Горбачёва. Последний Генсек и первый и последний Президент СССР пытался казаться большим демократом, поэтому новое семейство «членовозов» начали создавать не с лимузина, а с седана. Кузов ЗиЛ 4102 пятиместный, в нём отсутствуют откидные сиденья среднего ряда и перегородка между салоном и местом водителя.
Экстерьер машины, в отличие от предыдущих моделей, был лишён помпезной вычурности и обилия хрома. Однако вся основная «новизна» скрывалась внутри. ЗиЛ 4102 стал первым отечественным «членовозом» с несущим кузовом. Отсутствие рамы заставило конструкторов серьёзно поработать над снижением массы кузова с целью уменьшения вибраций при движении.
Панели крыши пола, крышка багажника, капот и бампера сделали из стеклопластика. В результате новая машина весила на полтонны меньше, чем предшествовавший ей седан ЗиЛ 41041.
Ещё один интересный нюанс — в салоне установлена кассетная магнитола с кучей наворотов типа автопоиска, программируемого воспроизведения и тому подобных.
Советская промышленность таких чудес техники в тот момент не выпускала, так что скорее всего эта магнитола была сделана специально для горбачёвского ЗиЛа в паре экземпляров.
ЗиЛ 4102 создавался в сжатые сроки, с широким использованием обходных технологий, поэтому при ближайшем рассмотрении не производит впечатления машины для первых лиц государства. Возможно, поэтому заказчику он и не понравился. Работы по проекту ЗиЛ 4102 высочайшим повелением Горбачёва были прекращены, а два построенных опытных экземпляра отправили на задворки заводского гаража.
Судьба чёрного Мишки незавидна — его вскоре разобрали на запчасти (осталась лишь передняя часть кузова с бампером и фарами). А вот Райка чудом сохранилась до наших дней. Сейчас её можно увидеть на выставке «Завод ЗИЛ 100 лет легенде» в Сокольниках (подробнее читайте здесь >>>).
Другие статьи об автомобилях ЗИЛ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два