Путь, спасший Ленинград — экскурсия по Дороге Жизни
4 февраля я наконец-то принял участие в экскурсии по Дороге Жизни «Путь, спасший Ленинград», организованной клубом «Петербургский краевед». Собственно, вся программа моей зимней поездки в Питер строилась вокруг этой экскурсии. И я ни разу не пожалел, что поехал вместе с «Краеведом». Отдельно хочу поблагодарить Светлану и Михаила, взявших безлошадного меня на борт своего УАЗа.
Зима — не самое лучшее время года для поездок с целью пофотографировать. Снег затрудняет подход ко многим объектам, закрывает белыми шапками фрагменты памятников и монументов, а ещё может внезапно пойти. В прямом смысле слова как снег на голову. И испортить белыми мухами картинку в кадре. Прибавьте к этому мороз, короткий световой день и запотевающий объектив и станет понятно, почему зима не лучшее время для прогулок фотографа. Но на Дорогу Жизни на Ладожском озере съездить зимой нужно обязательно. Именно зимний период работы этой трассы сегодня наиболее известен, именно автомобильная дорога по льду Ладоги ассоциируется у большинства с Дорогой Жизни. Поэтому вперёд, в снежное февральское утро по пути, спасшему Ленинград.
Полное снятие Блокады Ленинграда произошло 27 января 1944 года. Эта дата объявлена в России Днём воинской Славы, и к ней приурочиваются различные праздничные мероприятия. В связи с этим нам не очень повезло. Наша экскурсия совпала с проведением велопробега по Дороге Жизни, и чтобы не куковать до сумерек на перекрытом автоинспекцией шоссе, нам пришлось пропустить несколько монументов, чтобы обогнать велоколонну. Первые снимки я сделал в 10.39 на 10-м километре Дороги Жизни.
Здесь на Румболовской горе установлен памятник легендарной «полуторке» ГАЗ-АА. Именно такие машины составляли основу автопарка на Ладожской трассе. От этого памятника, стартовали и велосипедисты, вы можете их заметить в правой части кадра. Кстати, в этот день моё отношение к двухколёсным любителям здорового образа жизни стало резко отрицательным. Почему-то они не считают своих железных коней транспортными средствами и лезут к памятникам фотографироваться в обнимку с ними. После чего прислоняют велик к постаменту и идут осматривать достопримечательности налегке. А на замечания с просьбой убрать инородное железо реагируют крайне агрессивно «А чё, мешает что ли??!». Интересно, а если бы я вот так вот мотоцикл прислонил, они бы промолчали?
Извините, но наболело. Продолжаем экскурсию. «Полуторку» мы проскочили не останавливаясь, а вот на 12-м километре притормозили. Из машин правда выходить не стали, опять же чтобы опередить велосипедистов. Хотя место здесь очень интересное. Военная дорога от Ладоги до Ленинграда сильно петляла, чтобы затруднить возможность её обстрела и бомбардировок. В 1960-е годы ставшее мирным шоссе спрямили, но один из участков оставили на память потомкам. Теперь только здесь, в районе деревни Романовка, можно увидеть фрагмент Дороги Жизни с оригинальным покрытием военного времени. Рядом с ним установлены три памятные стелы. Подойти к этому месту можно только пешком, так что пришлось оставить это до следующего раза.
Первая остановка — у памятника «Катюша» на 17-м километре у деревни Корнево. Надпись на информационной табличке гласит: «Во время войны здесь находилась одна из зенитных батарей, защищавших Дорогу Жизни от вражеских самолётов. Над проектом памятника работал архитектор Л.В.Чулкевич, который командовал автоколонной, доставлявшей по этой трассе продовольствие и боеприпасы в осаждённый Ленинград. С ним вместе создавали композицию молодые коллеги зодчего — А.Левенков и П.Мельников (Павла Мельникова мальчишкой вывезли по этой дороге на Большую землю, а родители его погибли во время блокады).
Главный замысел авторов — выразить стойкость защитников Ленинграда, передать идею сокрушительного отпора врагу. Они применили оригинальное изобразительное средство: четырнадцатиметровые двутавровые балки напоминают орудийные стволы».
Следующая остановка между 30-м и 31-м километром у деревни Ириновка. Здесь находится одно из братских захоронений, где покоятся останки более чем 500 человек. Это и защитники города, погибшие во время артобстрелов и авианалётов, и жители Ленинграда, умершие во время пути на Большую землю. Памятник на могиле выполнен в виде кирпичной стены с гранитными мемориальными табличками. Перед стеной установлено несколько гранитных стел с историями некоторых погибших, а чуть в стороне — плита со стихами Михаила Исаковского: «Куда б ни шёл, ни ехал ты, но здесь остановись, могиле этой дорогой всем сердцем поклонись».
Продолжаем наше путешествие. Памятный объект на 38-м километре проезжаем без остановки, хотя даже если бы мы и вышли из машин, толку было бы мало. Бункер, в котором размещался пункт обеспечения телефонной связи с Большой землёй, обнесён забором, калитка заперта, так что едем дальше.
Времени уже в обрез, и остановку на мемориале «Разорванное кольцо» оставляем на обратную дорогу. Сворачиваем вправо, в сторону деревни Коккорево. Эта маленькая деревушка, название которой происходит от финского слова kokko («большой костёр» на празднике Юханнус, аналоге Ивана Купала), в 1941-м оказалась опалённой настоящим огнём большой воины. 17 ноября 1941 года на лёд Ладоги из Коккорево вышла первая группа разведчиков для изучения толщины льда для прокладки автомобильной дороги. Позднее здесь же разместился командный пункт по строительству ледовой трассы, а затем штаб Военно-автомобильной дороги №101.
Здание школы, где находился штаб, сохранилось до наших дней. В нём 19 мая 1974 года был открыт Народный музей Дороги Жизни, созданный работавшими на ней ветеранами. Сейчас этот музей является филиалом Музея обороны и блокады Ленинграда в Соляном переулке. Попасть сюда можно только по предварительной записи в определённые часы, поэтому мы так и торопились обогнать велопробег. Музей хотя и небольшой, но интересный, по нему будет отдельная статья. Подробнее читайте здесь.
После посещения музея мы отправились к югу от Коккорево, где размещалась береговая батарея Краснознамённого Балтийского флота, оборонявшая Дорогу Жизни. Построена она, кстати, была задолго до начала войны, в начале 1930-х, когда по Ладоге ещё проходила граница между СССР и Финляндией. Проезжаем вдоль берега (едем по льду!), сворачиваем в прибрежные заросли а дальше пешком по сосновому бору.
Первый объект на нашем пути — железобетонный командно-дальномерный пост. Государством не охраняется, поэтому состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Залезать наверх не запрещено, нас только предупредили, что в целях безопасности на лестницах одновременно могут находиться не более двух человек. Я наверх не полез, как оказалось, не зря. Слазившие наверх участники увидели внутри кучи мусора — пачки от чипсов и шоколадок, а стены украшали надписи ЖЕКА-96 и ДМБ-97. Умеют отдыхать Жека с ДМБ…
Гуляем немного вперёд по зимнему сосняку — и видим бетонный бункер, где скорее всего располагался командный пункт. Дверь в него закрыта, но рядом есть ещё один, открытый. Внутри, естественно, разруха, мусор и старый чугунный унитаз… Не хранят у нас памятники истории, если возле них нет солдата с ружьём.
Впереди ещё много интересного, так что запрыгиваем в машины — и снова в путь. Следующая остановка — железнодорожная станция «Ладожское озеро». Небольшая тупиковая станция в годы войны стала развитым железнодорожным узлом с пятью путями широкой колеи и примыкающим озёрно-речным портом.
Здесь происходила перевалка зимой нетранзитных автомобильных (а в период навигации доставляемых по воде) грузов в железнодорожные вагоны для дальнейшей доставки в Ленинград. В 1974 году вместо старого станционного здания было выстроено новое, по форме напоминающее противотанковый надолб. В 1975 году на втором и третьем этажах станции открылся музей, рассказывающий о подвиге Ладожских железнодорожников. Подробнее читайте здесь.
Рядом со станцией Ладожское озеро установлен паровоз-памятник Эш-4375, работавший в годы войны на местной железнодорожной ветке. (Подробнее о мемориале паровозу Эш-4375 читайте здесь).
Следующая точка нашего маршрута — Осиновецкий маяк. Башня маяка высотой 74 метра была построена в 1911 году. Во время войны на этом участке заканчивалась сухопутная часть Дороги Жизни и начиналась водная. Подойти к маяку нам не удалось, хотя некоторым путешественникам удавалось даже подняться наверх с экскурсией. С их слов (и фоток), на маяке установлена мемориальная табличка с надписью: «Отсюда в 1941 — 1943 годах по легендарной „Дороге жизни“ под непрерывными бомбежками и обстрелами врага переправляли на Большую землю женщин, детей и раненых защитников Ленинграда. Подвиг героев Ладожской трассы будет жить вечно».
Недалеко от маяка, на берегу Ладоги, находится база отдыха (с ресторанчиком) «Мир маяков», где наша группа устроила небольшой привал, а заодно и пообедала. Очень вкусно и относительно недорого, так что будете в тех краях — советую зайти.
Далее наш путь лежал к Ладожскому кургану. Здесь находится братская могила с которой связана, наверное, самая трагическая страница блокады. 17 сентября 1941 года на Ладоге затонула баржа, на которой эвакуировали из осаждённого города курсантов и выпускников военно-морских училищ, офицеров гидрографического общества управления ВМФ, сотрудников Севзапречпароходства вместе с членами их семей. Причиной трагедии стало влияние нескольких факторов. Сильно перегруженная баржа вышла на Ладогу с опозданием в несколько часов. Несмотря на резкое ухудшение погоды, выход из порта не был отменён. На барже не было достаточного количества ни спасательных средств, ни оборудования для откачки воды. Начавшийся шторм не дал возможности подойти к тонущей барже сопровождавшему катеру, а ледяная вода не оставляла шансов на спасение бросившимся в неё людям. В результате спасли едва ли 200 человек, а больше тысячи ленинградцев навсегда остались в водах Ладоги… По количеству жертв эта трагедия превзошла катастрофу «Титаника». Тела, выброшенные волнами на берег, захоронили в районе Ладожского кургана. Позднее здесь же стали хоронить погибших при защите города бойцов, водителей автомашин и железнодорожников. По данным ОБД «Мемориал» в братской могиле на Ладожском кургане покоятся останки 706 человек.
К половине четвёртого мы добрались-таки к конечной точке нашего маршрута — музею «Дорога Жизни». Напротив музея вот такой вот сквер с повязанными пионерскими галстуками деревьями. А в его центре — закладной камень с надписью «Здесь будет установлен памятник всем погибшим на ЛАДОГЕ».
И вот он, долгожданный музей! Почему долгожданный? Дело в том, что раньше он был расположен в старом деревянном здании. А к 70-летию Победы был построен новый современный музейный комплекс. Судя по опубликованным в сети обзорам, экспозиция в нём периодически пополняется, поэтому и было интересно посмотреть всё своими глазами.
Увы, к моменту нашего приезда начался снег. Моя уличная съёмка по этой причине подпорчена белыми мухами, но общее представление о новом музее, я надеюсь, она составить поможет. Сразу замечу — похоже что в ближайшее время экспозицию снова дополнят. Кое-где заметны пустые площадки, а на некоторых экспонатах нет табличек. Хороший повод вернуться сюда ближе к лету…
Ладно, берём билеты, проходим через проходную — и сразу сворачиваем налево. Ряд артиллерийских орудий состоит из двух 76-мм пушек, двух гаубиц и одной зенитки.
Правее от пушек установлены два корабля Ладожской флотилии — самоходный плашкоут (тендер) и буксир «Ижорец-8». Между судами есть площадка с лестницами для осмотра рубок и палуб, но смысла туда лезть не было — они были засыпаны снегом. Так что ждём лета.
Если обойти их со стороны кормы, то можно увидеть фрагменты боевых кораблей, несших боевое дежурство на Ладоге: канонерских лодок «Бира» и «Бурея» и сторожевого корабля «Конструктор».
А если топать вдоль носовых частей, справа от буксира увидишь морской осветительный буй «Железница». Бетонное здание на заднем плане за судами — павильон для крупногабаритной техники. Мы туда ещё зайдём. А вот павильон справа от буксира пока что закрыт, там установлен ожидающий реставрации катер «Малый охотник».
Оставляем его слева от себя и идём в сторону набережной. Справа видим большую площадь с транспортным самолётом Ли-2 в центре.
Чуть дальше находится мачта с канонерки «Бира», и оставив её справа, мы окажемся в крайней левой точке набережной. На другом берегу вдали посёлок Кобона. Именно там была отправная точка грузовиков и кораблей с Большой земли в блокадный Ленинград.
Отсюда открывается отличный вид на Ладогу, а вот спуститься к воде здесь не получится. Сверху на набережной установлены ограждения, а берег заполнен противодесантными надолбами.
Поворачиваем направо и движемся вдоль набережной курсом на маяк. По правому борту — первая площадка с артиллерийскими системами ладожских судов. Она пока что в процессе оформления, таблички есть только на три экспоната из пяти. Самый интересный среди них — башня с орудием от танка Т-34. Ими вооружали бронекатера Ладожской военной флотилии.
В центре набережной — памятный знак в честь работавших на Ладоге вспомогательных судов. Среди них отмечены буксирный пароход «Гидротехник», пробивший 20 мая 1942 года льды Ладоги, открыв тем самым весеннюю навигацию, и землечерпалка «Рыженькая», работавшая на углублении акватории Осиновецкого порта для подхода больших транспортных судов.
Ещё десяток шагов вперёд — и мы на второй площадке с корабельным вооружением. Здесь можно увидеть артиллерийские установки Б-13 и Б-13-3с, а также командно-дальномерный пост канонерской лодки «Бира».
Снег в этот момент начал усиливаться, и остаток пути до основного здания музея я проделал почти бегом. Благо снимать на улице оставалось совсем немного. Тем не менее, в объектив моей камеры попали закладной камень на месте будущего монумента героям Дороги Жизни (здание за ним в кадре и есть основной корпус)
и пара корабельных орудий 21-К.
Рядом со входом в музей то ли братская могила, то ли монумент — солдатские каски на камне. Таблички рядом нет (или снегом засыпало). Всё, на улице смотреть больше нечего. Можно идти внутрь музея.
Его двухэтажное здание выполнено в виде клина, основная часть экспозиции расположена внизу. На снимке виден еще один корпус справа — там находятся интерактивные стрелковый тир и симулятор «Полуторка». Покататься-пострелять на них может каждый желающий (за отдельную плату), но я туда так и не добрался. Попытаю счастья в следующий приезд.
Итак, музей «Дорога Жизни». Здесь несколько отличных настенных схем плюс большой макет Осиновецкого порта с развитием железнодорожных путей.
На стенах множество фотографий и документов военной поры, а на стендах предметы, так или иначе связанные с обороной Ленинграда и Дорогой Жизни. Причём как военные, так и гражданские. Рядом со стрелковым оружием здесь разложен набор медицинских инструментов полевого госпиталя, а неподалёку от реактивных снарядов «Катюши» — паёк блокадного хлеба и продуктовые карточки.
Несколько витрин занимают образцы обмундирования и экипировки работавших и сражавшихся здесь бойцов и специалистов. Самый большой интерес вызывает снаряжение для работы под водой. В таких костюмах водолазы прокладывали по дну озера силовые и телефонные кабели для обеспечения города электричеством и связью.
Очень много моделей автомобилей и судов, а для полноты впечатления в коллекции музея собрано более десятка картин, дающих наглядное представление об условиях работы на Дороге Жизни.
Для натурных образцов техники в музейном комплексе отведён отдельный павильон. Центральное место здесь принадлежит автомобилям-труженикам Ладожской трассы — грузовикам ГАЗ-ММ и ЗиС-5 и автобусу АТУЛ-АЛ2. Периметр заполнен менее габаритной техникой — различными минами, артиллерийскими орудиями, навигационными приборами. Есть даже полевая кухня. (Подробнее о музейной экспозиции читайте здесь >>>).
В общем, музей мы покинули уже в глубоких сумерках, а пока доехали до комплекса «Разорванное кольцо», совсем стемнело. Съёмка в темноте даже с максимальным ISO желаемых результатов не принесла, а попытки использовать вспышку в снегопад обернулись россыпью белого гороха в кадре.
Более-менее сносно получился только вечный огонь. И ещё несколько кадров с тёмной зениткой и горящими вдалеке автомобильными фарами, передающими настроение Дороги Жизни времён войны…
Экскурсия на этом закончилась, но наш экипаж сдаваться и не думал. На обратном пути мы ещё заехали на мемориал «Цветок жизни», а после по моей просьбе всё-таки свернули к композиции «Регулировщица» на первом километре Дороги Жизни.
Ночь, снег, зенитка и девушка с флажками, не дающая везущим в блокадный город продовольствие машинам сбиться с пути.
Здесь экскурсия по Дороге Жизни для меня и моих спутников в тот день и завершилась. Ещё раз выражаю благодарность экипажу УАЗа-Патриот Михаилу и Светлане, а также нашему гиду-экскурсоводу Григорию Попову. И очень надеюсь вернуться в эти места ещё раз.
О других памятниках технике можно прочитать здесь, а о музеях здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Дополнительно оплачиваются билеты в Музей Дороги жизни в поселке Осиновец и в музей на станции Ладожское озеро.
Оставить комментарий или два