Музей «Дорога Жизни» в Осиновце — часть 2: павильон крупногабаритных экспонатов
Вторая часть статьи про музей «Дорога жизни» в Осиновце посвящена экспозиции в павильоне для крупногабаритных экспонатов.
Центральную часть здесь занимают работавшие на Дороге Жизни автомобили. «Полуторка» ГАЗ-АА, хотя судя по крыльям это более поздняя её версия ГАЗ-ММ. Самый массовый советский грузовик того времени. К началу войны в парке Красной Армии числилось 151100 «полуторок». Представленный в музее «Дорога Жизни» экземпляр поднят в 1947 году со дна Ладожского озера специалистами КБФ «ЭПРОН» в 1947 году.
ЗиС-5 грузоподъёмности 3 тонны, второй по массовости советский грузовик довоенного периода. Данный автомобиль входил в состав 5-й роты 190-го отдельного автотранспортного батальона 17 ОАБ и работал на ледовой трассе зимой 1941—1942 и 1942—1943 годов.
Автобус АТУЛ-АЛ2. Такие автобусы на доработанном шасси ЗиС-5 с третьей дополнительной осью с 1935 года строили на заводе авторемонтного управления Ленсовета (АТУЛ). Для работы на городских маршрутах. В годы блокады они были мобилизованы для эвакуации жителей города, в первую очередь детей.
Вдоль одной из стен расположились средства борьбы с кораблями противника. Вот гальваноударная якорная учебная мина образца 1908/39 года.
Корпус минного защитника образца 1926года системы П.П.Киткина на якоре.
Корпус большой гальваноударной корабельной мины КБ образца 1931 года.
Корпус морской мины образца 1912 года (в разрезе) на якоре.
Отводящие буи петлевого электромагнитного трала ПЭМТ-4: жёлтый — левый, красный — правый.
Рядом с минами пристроился стереоскопический дальномер ДМ на тумбовой установке с тральщика «Земляк».
Более поздний прибор — стереодальномер 4-метровой базы 1945 года на треноге, расположился рядом с Полуторкой.
А это кожух 3-метрового артиллерийского дальномера с острова Сухо, пострадавший от вражеской бомбы во время боя 22 октября 1942 года.
Ветровой щиток с рубки малого охотника типа МО-4. Перед ним — часть корабельного умывальника со сторожевого корабля «Конструктор».
Одна из 228 соединительных муфт, смонтированных на пяти силовых электрокабелях, проложенных по дну Ладожского озера осенью 1942 года.
120-мм полковой миномёт образца 1938 года. Дальность стрельбы 5700 м, вес 280 кг. Скорострельность 15 выстрелов в минуту, вес мины 15,9 кг.
45-мм корабельную пушку 21-К мы уже видели на улице. Массовый выпуск этого орудия начался в 1934 году. К началу войны на вооружении находилась 2161 пушка, в том числе 322 на кораблях Балтийского флота. Вес пушки 507 кг, вес снаряда 2,14 кг. Начальная скорость снаряда 335 м/с, скорострельность 30 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 5,5 км.
Тумбовая пулемётная 12,7-мм установка Дегтярёва-Шпагина образца 1938 года. (На заднем плане виден флагшток канонерки «Бира»).
В углу павильона расположилась полевая кухня. Правда, к Дороге Жизни этот экземпляр, выпущенный в 1959 году, отношения не имеет.
Несколько экспонатов без табличек: станок для постановки глубинных бомб и что-то трубообразное. Во всяком случае, точно не гильза от снаряда.
Стенды с поднятыми со дна Ладоги военными реликвиями.
Хотя и вражеских останков на дне хватает. Примером служат эти фашистские каски и корпус немецкой авиационной донной магнитной мины.
Всё, в этом павильоне экспонатов больше нет. Третья, заключительная часть статьи будет посвящена экспозиции в основном здании музея.
Первая часть статьи (открытые площадки) здесь.
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два