Музей «Дорога Жизни» в Осиновце — часть 1: экспозиция на улице
Впервые я оказался здесь в феврале этого года, во время экскурсии «Путь, спасший Ленинград» клуба «Петербургский краевед» (подробнее об этом здесь >>>). Февраль не лучшее время для поездок такого рода, но Дорогу Жизни я хотел увидеть именно зимой. Именно ледовая трасса ассоциируется в первую очередь с Дорогой Жизни, а заснеженная Ладога в полной мере даёт осознать величие подвига ленинградцев.
Музей Дорога Жизни раньше был расположен в старом деревянном здании, но к 70-летию Победы был построен новый современный музейный комплекс с несколькими большими павильонами. Так как в музее собрана достаточно большая коллекция, свой обзор я разбил на три части. Первая посвящена уличной экспозиции. Увы, из-за начавшегося снега съёмка подпорчена белыми мухами, но летом у меня будет возможность это исправить.
А сейчас вперёд, на осмотр музея! Слева от входа расположился ряд артиллерийских орудий, участвовавших в обороне Ленинграда и боях по снятию блокады — две пушки, две гаубицы и зенитка.
Полковая 76-мм пушка образца 1927 года, модернизированная в 1930-34 годах. Скорострельность 10-12 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 7100 метров. Расчёт 7 человек. Представленный в музее экземпляр выпущен в 1938 году Кировским заводом в Ленинграде.
Дивизионная 76-мм пушка ЗиС-3 образца 1942 года. Скорострельность до 25 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13290 метров. Расчёт 6-8 человек. Представленный в музее экземпляр выпущен в 1942 году.
122-мм гаубица М-30 образца 1938 года. Скорострельность 5-6 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 11800 метров. Расчёт 8 человек. Представленный в музее экземпляр выпущен в 1938 году на заводе №92 в Горьком.
152-мм гаубица образца 1938 года. Скорострельность до 4 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 13700 метров. Расчёт 8 человек. Представленный в музее экземпляр выпущен в 1943 году на заводе №9 в Свердловске.
85-мм зенитная пушка образца 1939 года. Боевая масса 4500 кг, скорострельность до 20 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы 15000, досягаемость по высоте 10000 метров. Расчёт 7 человек. Представленный в музее экземпляр выпущен в 1939 году на заводе №8 имени Калинина в подмосковных Подлипках.
Рядом с пушками установлены два корабля Ладожской флотилии. Между ними есть площадка с лестницами для осмотра рубок и палуб, но смысла туда лезть не было — они были засыпаны снегом. Так что ждём лета, а пока осматриваем корабли «с земли».
Самоходный двухтрюмный тендер. Габаритные размеры 14300×3800х1500 мм. Весной 1942 года на судостроительных заводах Ленинграда было изготовлено 118 тендеров двух типов: двухтрюмных водоизмещением 25 тонн и однотрюмных водоизмещением 12,5-15 тонн. Оба типа тендеров комплектовались двигателями ЗиС-5 и развивали скорость 5-6 узлов (9-11 км/ч). В сутки тендер делал три рейса, а за навигацию 1942 года они в общей сложности совершили 1048 рейсов через Ладожское озеро. Тендеры использовались не только на Балтике, но и на Чёрном море в качестве десантных судов. Представленный в музее «Дорога Жизни» тендер восстановлен на Балтийском заводе и установлен на площадке в июле 1980 года.
Буксирный пароход «Ижорец №8» построен на Ижорской верфи в 1935 году. Длина судна 23,2 м, ширина 5,8 м, высота борта 2,5 м, осадка 1,5 м. Этот буксир одним из первых начал перевозки по линии Осиновец-Новая Ладога в 1941 году. Кроме перевозки грузов, он участвовал в прокладке электрокабелей и топливного трубопровода по дну озера. Работавшие на Ладоге буксиры перевезли за навигацию 1942 года на баржах Северо-Западного речного пароходства свыше 44 тысяч тонн грузов. Командир буксира «Ижорец №8» Николай Дмитриевич Бабошин за умелые действия и проявленное мужество был награждён орденом «Красная Звезда».
Слева по борту у «Ижорца» — малый морской осветительный буй «Железница». Такие буи весом 750кг обозначали в навигацию трассу «Дороги Жизни» и были в ведении Гидрографической службы Ладожской военной флотилии.
За кормой буксира и тендера находится площадка корабельного оборудования. Здесь можно увидеть части судов, воевавших на Ладоге, продолживших работать после войны и списанных на слом в 1960-е годы. В частности, фрагмент борта с буквами бортовой надписи, гребной винт и якоря канонерской лодки «Бурея». Спущенная на воду в 1940 году как грунтовозная шаланда Балттехфлота Спецгидростроя НКВД, в июле 1941 года «Бурея» была переоборудована в канонерскую лодку и передана Ладожской флотилии. В августе 1945 её разоружили и вернули Балттехфлоту, а в конце 1960-х вывели из эксплуатации. Фрагменты канонерки переданы в музей с судоразделочной базы Ленинградского областного управления «Вторчермет». (Флагшток «Буреи» находится в павильоне крупногабаритной техники, о котором я расскажу во второй части. Отдельно флагшток я не снял, но его видно на заднем плане орудия.)
Точно так же из грунтовозной шаланды была переоборудована и канонерская лодка «Бира». Она принимала участие в высадке десанта на остров Ускалонпя, оказывала огневую поддержку войскам на берегу, сопровождала транспорты через Ладогу, вела бой с вражеским десантом в районе острова Сухо. «Бира» дважды получала серьёзные повреждения. 6 октября на рейде в Осиновце в результате попадания авиабомбы были затоплены кормовые помещения лодки. 8 мая 1942 года бомба попала уже в носовую часть, полностью разрушив её вместе с ходовой рубкой. Капитан погиб на месте, а лодка легла на грунт. На следующий день, заделав пробоину, канонерка перешла на ремонт в Новую Ладогу, а в середине сентября снова вернулась в строй. Сегодня в музее «Дорога Жизни» можно увидеть швартовый кнехт, гребной винт и 13-метровую мачту канонерской лодки «Бира». И ещё один фрагмент этой лодки размещён в экспозиции на набережной, но о нём чуть ниже.
Якорь Холла сторожевого корабля «Конструктор» (бывшего эсминца «Сибирский стрелок» постройки 1905 года). С первых дней войны «Конструктор» вошёл в состав Ладожской военной флотилии, а 12 сентября 1941 года сопровождал и охранял первый караван с хлебом из Новой Ладоги в Осиновец.
Если отсюда пойти в сторону набережной, обязательно пройдёшь мимо павильона с катером «Малый охотник». Павильон пока что закрыт, так как катер ожидает реставрации.
Выйдя на набережную, можно полюбоваться видами Ладоги. Или перегнуться через ограждения и посмотреть на противодесантные надолбы, которыми усеян берег. После чего пройти к площадкам с корабельными артиллерийскими системами. Первая площадка на момент моего приезда похоже была в стадии оформления, и из пяти орудий таблички были только на трёх.
Поэтому что за орудие вот это
и вот это я не знаю. Не специалист я в корабельных артсистемах, а врать не хочу. С остальными вроде проще.
37-мм спаренная автоматическая зенитная установка В-11. Вес 3400 кг, скорострельность 160-180 выстрелов в минуту. Расчёт 7-8 человек. Технический проект установки разработан в 1940 году. Гос испытания прошли на полигоне Ржевка под Ленинградом, а корабельные — в 1944 году на большом охотнике «Штурман».
85-мм артиллерийская установка 90-К широко применялась на кораблях Ладожской флотилии. Боевая масса 5300 кг, скорострельность 15-18 выстрелов в минуту. Дальность стрельбы 15500 м, расчёт 9 человек. Экземпляр в музее «Дорога Жизни» выпущен в 1942 году на Ленинградском заводе «Большевик» (Обуховском заводе).
На бронекатерах Ладожской флотилии часто устанавливали башенные артиллерийские установки подбитых или вышедших из строя танков. Как например эта башня Т-34 с 76-мм пушкой и толщиной брони 20-90 мм.
На второй площадке с корабельной артиллерией три экспоната. 130-мм артустановка Б-13-3с устанавливалась на канонерские лодки. Скорострельность 6-10 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 25 км. Расчёт 11 человек. Данный экземпляр выпущен в 1939 году заводом №232.
Один из вариантов этой артсистемы -130-мм Б-13 1940 года. Скорострельность 7-8 выстрелов в минуту, дальность стрельбы 25,5 км. Вес 7200 кг, расчёт 11 человек.
А вот и ещё один обещанный фрагмент канонерской лодки «Бира»- командно-дальномерный пост. Такие бронированные конструкции размещаются на мачтах или высоких надстройках корабля, служат для установки оптических дальномеров и визира центральной наводки и являются командным пунктом управляющего артиллерийским огнём.
Между артиллерийскими площадками находится монумент вспомогательным судам Ладожской флотилии. Якорь Холла и фрагмент ковшовой цепи принадлежат землечерпалке «Рыженькая». Благодаря непрерывной работе землечерпалок акватория Осиновецкого порта была углублена для возможности подхода к причалам больших буксиров и барж. На памятнике также есть табличка в честь буксира «Гидротехник», вскрывшего 20 мая 1942 года ладожский лёд, открыв тем самым навигацию.
Совсем рядом установлен закладной камень на месте будущего монумента героям Дороги Жизни (здание за ним в кадре — основной корпус музея).
В самом центре открытой площадки расправил крылья основной транспортный самолёт времён войны Ли-2. Помимо дороги через Ладогу, в блокадный Ленинград существовал ещё и воздушный мост. Для авиаперевозок использовались переделанные тяжёлые бомбардировщики ТБ-3 и более современные Ли-2. При грузоподъёмности 1500—1700 кг они развивали скорость до 250 км/ч, а для отражения воздушных атак на них устанавливалась пулемётная турель. Транспортными самолётами в осаждённый город было доставлено более 11 тысяч тонн грузов, а в тыл эвакуировано более 50 тысяч человек, в том числе 13 тысяч детей.
Между самолётом и основным корпусом музея «Дорога Жизни» пристроилась пара 45-мм орудий 21-К. Такие скорострельные пушки устанавливались на военные корабли всех типов, а в годы блокады их нередко снимали для вооружения наземных батарей, отражавших атаки немцев на подступах к городу. В частности, эти два орудия входили в число артсистем бронепоезда №7 «Балтиец».
Первая часть статьи про музей «Дорога Жизни» на этом закончена. Во второй части я расскажу об экспозиции павильона крупногабаритных экспонатов.
Другие статьи по теме обороны и блокады Ленинграда можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два