Арктический вездеход КАМАЗ — новинка от МПЗ
Мытищинский приборостроительный завод (МПЗ) представил новую разработку — аварийно-спасательный автомобиль для работы в условиях Крайнего Севера. Заказчиком машины является МЧС, а в качестве шасси использован доработанный КАМАЗ-65224.
Об истории создания этого автомобиля и об особенностях его конструкции на состоявшейся 15 февраля встрече с журналистами рассказал Генеральный директор МПЗ Борис Рафаилович Бейзерман. Пару лет назад МЧС проявило интерес к приобретению аварийно-спасательного автомобиля для работы в условиях Крайнего Севера и Арктики. При этом ни одно из предлагавшихся на тот момент на рынке вездеходных шасси не удовлетворяло всех требований заказчика.
С одной стороны, машина должна была обладать высокой проходимостью для движения по бездорожью. С другой, вездеходность не должна была быть помехой при движении по дорогам общего пользования на высоких скоростях. Плюс обслуживание машины должно было производиться на уже существующей сети сервисных и ремонтных станций, с использованием распространенных запасных частей.
Как образец желаемого шасси, заказчик назвал вездеход ЗиЛ-497200. В начале 1990-х Правдинский завод радиорелейной аппаратуры (ПЗРА) выпустил небольшую партию этих автомобилей, и отдельные экземпляры работают в МЧС до сих пор. Многие элементы ходовой части ЗиЛ-497200 заимствованы у "космического" вездехода Синяя Птица, благодаря чему он обладает исключительной проходимостью.
Однако пообщавшись с представителями ПЗРА, инженеры МПЗ пришли к выводу о невозможности использования ЗиЛовской машины даже в качестве прототипа. Воссозданный в наши дни, такой вездеход с 90% оригинальных узлов (одна торсионная независимая подвеска чего стоит) оказался бы заоблачно дорогим по цене и нереально сложным в обслуживании.
Поэтому на МПЗ было решено создать собственную версию трёхосного вездехода с колёсной формулой 2×2х2 на базе полноприводного КАМАЗа. Благо МПЗ является официальным партнёром КАМАЗа и не имеет проблем ни с комплектующими, ни с технической документацией. За основу взяли КАМАЗ-65224 и сдвинули второй мост к центру колёсной базы. Благодаря этому удалось повысить проходимость машины без изменения габаритов шасси за счёт улучшения распределения массы по осям (одно из требований заказчика). Как «побочный эффект» возросла плавность хода — передняя часть с кабиной, получив дополнительную поддержку среднего моста, перестала «нырять» на ухабах.
Вслед за средним мостом вперёд «уехала» и раздаточная коробка, что привело к необходимости установки нового переднего кардана. По сравнению с «родным» от КАМАЗ-65224 он немного короче. Кардан среднего моста оставили без изменений, для чего пришлось помудрить с подвеской. Длины КАМАЗовского кардана не хватало для обеспечения ей достаточного хода, и средний мост подвесили на рычагах (нижних продольных и верхнем U-образном) сложного профиля, обеспечивающих кинематику с минимальным изменением длины кардана. Такая схема заставила отказаться от жёсткого крепления рессор подвески среднего моста. В процессе испытаний выяснилось, что рессоры со скользящими концами в данном случае ведут себя ничуть не хуже.
Главная фишка вездехода МПЗ — задний ведущий мост с управляемыми колёсами. Его конструкция — полностью оригинальная разработка МПЗ, на которую сейчас оформляется патент. Проанализировав особенности эксплуатации ЗиЛ-497200 выяснилось, что за счёт гидроуправления заднего моста у этой машины на скоростях свыше 70 км/ч возникали автоколебания задней оси. Гидравлика просто «не успевала» срабатывать, и управлять машиной становилось если не невозможно, то чрезвычайно сложно. Поэтому на МПЗ отказались от гидравлики и создали собственную, полностью механическую систему рулевого управления. Среди её особенностей — запаздывание поворота задних колёс. Они начинают поворачиваться только после того, как угол поворота передних колёс превысит 4,7°. Изменили также и тяги управления переднего моста для смещения центра поворота от передней оси к средней. Благодаря этим мерам вездеход МПЗ при повороте не срывается в занос и для управления им не нужно специальных навыков. Задний мост машины — стандартный КАМАЗовский, с установленными на нём поворотными узлами собственной разработки. Так как поворотные узлы заднего моста — одна из немногих оригинальных частей вездехода, МПЗ даёт на них 5-летнюю гарантию.
Несмотря на то, что вездеход МПЗ будет эксплуатироваться в очень холодном климате, конструкторы отказались от двойного остекления кабины. В условиях работы МЧС-овской технички обеспечить герметичность стеклопакетов не всегда возможно, а любое попадание влаги между стёкол приводит к моментальному запотеванию и потере видимости. При минус сорока это равносильно медленной смерти, поэтому инженеры высказались в пользу установки более мощного отопителя.
Мытищинский вездеход для Севера комплектуется также автономным бензогенератором (на случай непредвиденной остановки) и лебёдкой в задней части рамы для самовытаскивания. Отдельная гордость конструкторов МПЗ — лестницы для доступа в кузов. В транспортном положении они складываются и задвигаются под платформу. В рабочем — раскладываются, образуя жёсткую конструкцию без опоры на грунт. В условиях, когда машина может остановиться не только на твёрдой земле, но и на рыхлом снегу, и в топком болоте, эту особенность трудно переоценить.
Так чем же так примечателен новый вездеход КАМАЗ? При сохранении габаритов и дорожного просвета базового автомобиля (КАМАЗ-65224) мытищинский вездеход имеет более плавный ход и возросшую процентов на 30 проходимость. За счёт управляемого заднего моста радиус поворота машины длиной 9,5 метра составляет всего 8 метров (по внешнему колесу). Благодаря возросшей манёвренности вездеход МПЗ может без проблем передвигаться в условиях ограниченного пространства, там, куда заказан путь обычной полноприводной машине. При этом, несмотря на высокие внедорожные показатели, по дорогам общего пользования он может двигаться с высокой транспортной скоростью как обычный грузовик. 95% узлов и деталей вездехода МПЗ стандартные КАМАЗовские, то есть с обслуживанием, ремонтом и запчастями проблем не будет.
На этом, собственно, можно было бы и закончить, но хочется сказать ещё пару слов о перспективах. Показанный 15 февраля вездеход МПЗ — уже пятая такая машина, сделанная на заводе. В ближайшее время её отправят на специальные испытания для определения дальнейших путей модернизации, хотя некоторые моменты ясны уже сейчас. Во-первых, МПЗ планирует создать подобный вездеход на базе КАМАЗ-43118, так как для машин технической помощи и им подобных с массой надстройки до полутора тонн грузоподъёмность КАМАЗ-65224 просто не нужна (для показанной на снимках машины она составляет 6 тонн). Во-вторых, есть желание заменить обычные рессоры малолистовыми. А ещё (это уже в-третьих) для северных модификаций сделать систему поддержания температуры двигателя, автоматически прикрывающую выхлопной коллектор и не дающую двигателю слишком остыть и заглохнуть. Такими системами оснащаются грузовики некоторых зарубежных компаний (в частности, Volvo), но для отечественных машин она пока не разработана.
Тем временем интерес к манёвренному вездеходу проявляют не только спасатели из МЧС. Среди потенциальных заказчиков, например, пожарные. В своё время было закуплено много тяжёлых пожарных автомобилей, которые не могут развернуться ни в тесных дворах, ни в узких проездах. Управляемая задняя ось для таких машин была бы оптимальным решением проблем с маневрированием. Равно как и для тяжёлых строительных машин — кранов, бетононасосов, самосвалов, которые порой не то что развернуться — заехать на небольшую стройплощадку не в состоянии. Так что перспективы у вездехода МПЗ большие. Будем надеяться, что их реализация станет делом ближайшего будущего.
Другие статьи о вездеходах можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
«...Однако пообщавшись с представителями ПЗРА, инженеры МПЗ пришли к выводу о невозможности использования ЗиЛовской машины даже в качестве прототипа. Воссозданный в наши дни, такой вездеход с 90% оригинальных узлов (одна торсионная независимая подвеска чего стоит) оказался бы заоблачно дорогим по цене и нереально сложным в обслуживании...»
Резюме: автомобиль для нищих руко...попов.
P.S. Спасибо за, как всегда, обстоятельную статью.
Оставить комментарий или два