100 лет ЗиЛ — юбилейный год основания великого завода
Демократам удалось уничтожить одно из легендарных предприятий России, три четверти века олицетворявшего ее мощь — московский автозавод имени Лихачева. Уж слишком дорого стоит теперь земля, на которой он был построен, чтобы новое руководство города смогло обуздать свою жадность. Но вот память о великом предприятии в сердцах людей уничтожить невозможно. 2 августа в Москве прошли торжественные мероприятия, посвященные 100-летию закладки первого камня автозавода в Тюфелевой роще.
Началось все в полдень с возложения цветов к памятнику легендарному директору ЗиС Ивану Лихачева, установленному у второй проходной завода. Памятник уцелел чудом — кабинет Лихачева, историческое наследие России, находившийся в здании по соседству, самым бесцеремонным образом уничтожили. В стенах здания устроили музей хоккейной славы (ну как же без него, самое нужное дело для Москвы), а под это дело растащили и повыкидывали на свалку вещи Лихачева.
Как когда-то снесли храм Христа-Спасителя, а на его месте вырыли бассейн для физкультурников. Остается надеяться, что новоявленный музей постигнет та же судьба, что и бассейн с сомнительной репутацией.
Однако вернемся к юбилейным торжествам. Во дворе дома культуры завода была развернута экспозиция автомобилей, выпущенных заводом в разное время. Времена нынче тяжелые, поэтому количество представленных автомобилей едва превысило десяток. К слову, пять лет назад на 95-летие завода техники было намного больше.
ЗиС-101А-Спорт
◊◊◊
ЗиС-115
◊◊◊
ЗиЛ-111Д
◊◊◊
ЗиЛ-41051
◊◊◊
ЗиЛ-41047
◊◊◊
ЗиЛ-117
◊◊◊
ЗиЛ-41041
◊◊◊
АМО-4 пожарная линейка
◊◊◊
ЗиС-33
◊◊◊
ЗиС-42
◊◊◊
УралЗиС-355
◊◊◊
ЗиЛ-130-80
Зато в холлах дома культуры на отдельных стендах было представлено множество экспонатов, так или иначе связанных с историей завода.
Здесь можно было увидеть фотографии, модели, эскизы перспективных разработок, а также всевозможную сувенирную продукцию: марки, значки, этикетки, открытки. Кроме этого, на первом этаже каждый желающий мог взят на память номера заводской многотиражки последних лет существования завода.
В ходе торжественного заседания ветераны завода поделились своими воспоминаниями о трудовых буднях предприятия, внесшего неоценимый вклад как в индустриальное развитие страны в мирное время, так и в Победу в Великой Отечественной войне. С поздравительными речами выступили также представители отраслей народного хозяйства, деятельность которых была немыслима без продукции завода ЗиЛ — от космонавтов до сотрудников отраслевых НИИ.
Кульминацией юбилейных торжеств стала презентация книги, выпущенной к вековому юбилею ЗиЛ «Завод и люди 1916—2016». Трехтомное издание в основной массе состоит из воспоминаний и свидетельств людей, причастных к истории Московского автозавода, от руководителей до простых сотрудников. Многие из этих материалов ранее не публиковались, некоторые были опубликованы частично.
Авторский коллектив (слева направо): выпускающий редактор Анастасия Куркова, авторы-составители Владимир Мазепа и Максим Шелепенков. Держать книгу улыбаясь нелегко — трехтомник весит 7 килограммов.
Вместо послесловия…
Если московские власти не нашли возможности достойно поздравить заводчан с юбилеем, то страна своих героев не забывает. В день 100-летия ЗиЛ издательство «Марка» и Почта России выпустили конверт первого дня со специальным гашением, посвященный юбилею предприятия.
Другие статьи об автомобилях ЗиЛ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Будем надеяться, что предприятие все-таки возродиться. Как ни как, но из заделов деталей машины собираются.
Оставить комментарий или два