Главная » Крупный план, Легковые, Олдтаймеры

Предки «Москвича»: малолитражки КИМ-10

8 мая 2016 Просмотров: 665 Комментариев нет

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4020

Если б не было войны… В канун Дня Победы самое время вспомнить о том, чего лишилась на Родина из-за развязанной Германией войны. Если б не было той войны, Советский Союз, в числе прочего, начал бы выпуск малолитражек для личного пользования. Серийное производство КИМ-10 началось в апреле сорок первого года.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4021sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4030

Печально известный Автодор, мобилизовавший в двадцатые годы советских граждан на расширение и улучшение дорог под предлогом дать каждому трудящемуся по автомобилю, загнулся не сдержав слова. Собранные пожертвования и бесплатный труд в виде субботников пошли на пользу исключительно грузовому автопарку страны. А про простых людей снова вспомнили только к концу тридцатых. В августе 1938 состоялось совещание Автопрома, где было предложено наладить выпуск малолитражек на заводе КИМ, а в марте 1939 вышел приказ о реконструкции завода и его оснащении под выпуск 50000 автомобилей в год. На заводе организовали собственный конструкторско-экспериментальный отдел, а за основу взяли совместную разработку НАТИ и завода ГАЗ.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4943sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4949

Прототипом для нее являлся английский Ford Prefect 1939 года, неприхотливая и надежная, и в то же время достаточно современная машина. Две двери, четыре места, 30 лошадей под капотом, зависимая рессорная подвеска, барабанные тормоза с механическим приводом. И в то-же время — полунесущий кузов, часы на панели приборов (атрибут «люксовых» современников) и «аллигаторный» капот, впервые в СССР. Кузовные штампы по советским эскизам изготовили в Америке, а штамповку панелей предполагалось производить на ГАЗе.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4945sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4944

Первый КИМ-10-50 (такой индекс получил автомобиль с кузовом седан), сошел с конвейера 25 апреля 1940 года. В следующие два дня собрали еще две машины, и троицу отправили на Первомайский парад. Однако реальное серийное производство началось только через год, в апреле 1941-го. Как раз к этому времени завод КИМ получил все необходимое оборудование и разобрался с предприятиями-смежниками. А вскоре грянула война, и в конце июня выпуск первой советской малолитражки прекратили. Вместе с открытым вариантом КИМ-10-51 успели построить чуть более 500 машин.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4031sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4038

Версий появления четырехдверного КИМ-10-52 на свет несколько. Самая популярная из них — Сталину не понравилось, что для посадки на задние сиденья нужно беспокоить пассажиров, сидящих спереди. Так или иначе, конструкторы ГАЗА в спешном порядке разработали четырехдверный КИМ-10-52, взяв за основу Opel Olympia 1938 года.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4921sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4930sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4927

Машина стала рамной, а двигатель и ходовую часть взяли от КИМ-10-50. По кузову 10-52, кроме количества дверей, отличался от 10-50 весьма заметно.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4715sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4686sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4946polytech_mus_2013_leokuznetsoff_img_8136

Сократилась высота оконных проемов, округлилась облицовка радиатора,

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4948polytech_mus_2013_leokuznetsoff_img_8141sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4939sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4902

уменьшилась выштамповка багажника, V- образное лобовое стекло уступило место плоскому. Для производства все было подготовлено, КИМ-10-52 должен был стать первой массовой советской малолитражкой, а стал редким коллекционным экспонатом.

sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4924sovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4925

Изготовили всего две машины — и началась война… А после Победы к теме КИМ решили не возвращаться и наладили выпуск копии Opel Kadett. Но это уже другая история.

фsovietcars_vdnx_2014_leokuznetsoff_img_4028

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.