Предки «Москвича»: малолитражки КИМ-10
Если б не было войны… В канун Дня Победы самое время вспомнить о том, чего лишилась на Родина из-за развязанной Германией войны. Если б не было той войны, Советский Союз, в числе прочего, начал бы выпуск малолитражек для личного пользования. Серийное производство КИМ-10 началось в апреле сорок первого года.
Печально известный Автодор, мобилизовавший в двадцатые годы советских граждан на расширение и улучшение дорог под предлогом дать каждому трудящемуся по автомобилю, загнулся не сдержав слова. Собранные пожертвования и бесплатный труд в виде субботников пошли на пользу исключительно грузовому автопарку страны. А про простых людей снова вспомнили только к концу тридцатых. В августе 1938 состоялось совещание Автопрома, где было предложено наладить выпуск малолитражек на заводе КИМ, а в марте 1939 вышел приказ о реконструкции завода и его оснащении под выпуск 50000 автомобилей в год. На заводе организовали собственный конструкторско-экспериментальный отдел, а за основу взяли совместную разработку НАТИ и завода ГАЗ.
Прототипом для нее являлся английский Ford Prefect 1939 года, неприхотливая и надежная, и в то же время достаточно современная машина. Две двери, четыре места, 30 лошадей под капотом, зависимая рессорная подвеска, барабанные тормоза с механическим приводом. И в то-же время — полунесущий кузов, часы на панели приборов (атрибут «люксовых» современников) и «аллигаторный» капот, впервые в СССР. Кузовные штампы по советским эскизам изготовили в Америке, а штамповку панелей предполагалось производить на ГАЗе.
Первый КИМ-10-50 (такой индекс получил автомобиль с кузовом седан), сошел с конвейера 25 апреля 1940 года. В следующие два дня собрали еще две машины, и троицу отправили на Первомайский парад. Однако реальное серийное производство началось только через год, в апреле 1941-го. Как раз к этому времени завод КИМ получил все необходимое оборудование и разобрался с предприятиями-смежниками. А вскоре грянула война, и в конце июня выпуск первой советской малолитражки прекратили. Вместе с открытым вариантом КИМ-10-51 успели построить чуть более 500 машин.
Версий появления четырехдверного КИМ-10-52 на свет несколько. Самая популярная из них — Сталину не понравилось, что для посадки на задние сиденья нужно беспокоить пассажиров, сидящих спереди. Так или иначе, конструкторы ГАЗА в спешном порядке разработали четырехдверный КИМ-10-52, взяв за основу Opel Olympia 1938 года.
Машина стала рамной, а двигатель и ходовую часть взяли от КИМ-10-50. По кузову 10-52, кроме количества дверей, отличался от 10-50 весьма заметно.
Сократилась высота оконных проемов, округлилась облицовка радиатора,
уменьшилась выштамповка багажника, V- образное лобовое стекло уступило место плоскому. Для производства все было подготовлено, КИМ-10-52 должен был стать первой массовой советской малолитражкой, а стал редким коллекционным экспонатом.
Изготовили всего две машины — и началась война… А после Победы к теме КИМ решили не возвращаться и наладили выпуск копии Opel Kadett. Но это уже другая история.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два