Коллекция Мосгортранса: ретро-автобусы
Коллекция Мосгортранса насчитывает несколько десятков машин. Конечно, в первую очередь это пассажирский транспорт — автобусы, троллейбусы и трамваи, но есть немало грузовиков и легковых автомобилей. Увидеть все это собрание целиком невозможно, так как музея Мосгортранса пока не существует. Однако периодически эти машины принимают участие в различных праздниках и ретро-пробегах. Единственная возможность увидеть всю технику сразу — посмотреть серию фотообзоров, где будут фото ретро-автомобилей снятые в разные годы. Первая часть — ретро-автобусы. Все фото кликабельны, если что-то понравится можно открыть в большом размере и скачать фото ретро-автобуса. Таблички на машинах — без комментариев)))
ЗиС-8
Выпускался в Москве на заводе имени Сталина с 1934 по 1941 год. На городских маршрутах столицы его можно было встретить до 1951 года. В коллекции Мосгортранса автобус, прошедший в предвоенные годы капитальный ремонт на заводе Аремкуз.
◊◊◊
АКЗ-1
Большим заводам в первые послевоенные годы было не до автобусов, поэтому автотранспортные предприятия и мастерские решали проблему обновления автопарка своими силами. АКЗ-1 выпускался заводом Аремкуз на шасси грузового ЗиС-150 с использованием элементов кузова списанных довоенных автобусов ЗиС-16. С 1947 по 1948 год построено около 70 машин.
◊◊◊
ГЗА-651
Родоночальник обширного семейства областных и служебных автобусов на шасси ГАЗ-51. Производство началось в 1949 году — именно тогда выпущен представленный экземпляр. После перепрофилирования предприятия из ГЗА (Горьковский завод автобусов) в ГЗТМ (Горьковский завод торгового машиностроения) 651-ю модель передали на ПАЗ, а позднее на КавЗ. А по документации ГЗА подобные автобусы строили еще с десяток предприятий по всему Союзу.
◊◊◊
КАвЗ-651 Рица
Новодел, или по-научному «реплика». Воссозданный по фотографиям курортный автобус для обслуживания туристов и экскурсионных групп. В середине 1950-х мастерские Сочинского автоуправления построили около 100 таких машин. В кино один из таких автобусов мелькает на заднем плане в фильме «Голубая стрела».
◊◊◊
КАвЗ-663
Служебный автобус на полноприводном шасси ГАЗ-63. Курганский завод выпускал такие машины с 1967 по 1970 год, представленный экземпляр сделан в 1968-м.
◊◊◊
ЗиС-154
Первый послевоенный автобус завода ЗиС, прогрессивная по тем (да и не только по тем) временам конструкция. Фактически, это первый отечественный автобус-гибрид: установленный сзади дизель ЯАЗ вращал генератор, а от него работал тяговый электромотор заднего моста. Увы, качество оставляло желать лучшего: дизель шумел и дымил, обслуживать электротрансмиссию толком не умели… В общем , выпускался 154-й всего два года, с 1947 по 1949.
◊◊◊
ЗиС-155
Пришел на смену ЗиС-154. Откровенно неудачная даже по мнению заводчан машина. В основу положено шасси грузовика, поэтому пассажировместимость пришлось уменьшить, а узкие дверные проемы обзавелись крутыми высокими ступеньками. Установленный спереди двигатель обеспечивал салон ароматами отработанных газов, к тому же нещадно грелся — узкие вентиляционные щели не обеспечивали необходимый приток воздуха. Тем не менее, ЗиС-155 продержался на конвейере с 1949 по 1957 год. Кстати, помните фильм «Операция Ы»? Сцену с хулиганом Федей снимают в салоне ЗиС-155, хотя до этого к остановке постоянно подъезжали ЗиЛ-158. Да и пируэты с дракой внутри снова изображает 158-й.
◊◊◊
ЗиЛ-158
По сравнению с ЗиС-155, которого сменил на конвейере в 1957 году, несомненно шаг вперед. Но не все так просто. Новый кузов и возросшая пассажировместимость — и в то же время обшивка на заклепках (их было около 4,5 тысяч), высокие ступеньки, створки дверей, открывающиеся наружу и пачкающие пассажиров в дождливую и слякотную погоду (еще раз вспомните, как Шурик под дождем садится в автобус в «Операции Ы»). Тем не менее, самый массовый городской автобус своего времени.
◊◊◊
Аремкуз 2- ПН-4
Автобусный пассажирский прицеп выпускался московским заводом Аремкуз с 1960 по 1961 год. Изготовлено 50 экземпляров. Попытка решить проблему резко возрастающего в часы пик пассажиропотока по методу ряда европейских стран. В часы максимального количества пассажиров автобус работает на линии с прицепом, в остальное время без него. С появлением сочленённых моделей автобусные поезда в СССР потеряли актуальность.
◊◊◊
ЛиАЗ-158В
На самом деле, в документации обозначался как ЛиАЗ ЗиЛ-158 либо «ЗиЛ 158 Ликинской сборки», После того, как в 1961 году с ЗиЛа убрали автобусное производство, выпуск 158 модели наладили в Ликино. Принципиальных отличий от московской модели автобус не имел, выпускался до 1965 года.
◊◊◊
ЛиАЗ-677
После начала производства в 1967 году и выхода первых машин на линии вызывал восторг у пассажиров. По сравнению с 158-м 677-й изнутри казался дворцом. Особенно поражала огромная накопительная площадка в заднем свесе всего с двумя ступеньками (передний дверной проем был с тремя ступеньками). А еще сбоку дверных проемов стояли прикольные круглые корзинки из эбонита с рельефной надписью «для использованных билетов». Особенности конструкции — гидромеханическая передача, пневматическая подвеска. Автобусы так называемой «первой серии» легко узнать по массивным круглым «плошкам» задних фонарей.
◊◊◊
ЛиАЗ-677М
Модернизированный в 1977, но добравшийся до конвейера только в 1982 автобус начал устаревать уже с началом выпуска. Узнать его можно по квадратным поворотникам над фарами спереди, задним блок-фонарям и бамперам (с 1986 года). Модернизация не решала проблем, изначально заложенных в конструкцию. Бензиновый двигатель, изначально создававшийся для военного грузовика Урал, при работе на автобусе жрал (другого слова не подберешь) 50 литров дорогого бензина на сотню. Сильно портили впечатление и прошедшие капремонт автобусы: подтекающие форточки, загазованность салона из-за обветшавшей системы отопления выхлопными газами. Именно в то время 677-й получил прозвище «скотовоз». Выпуск на ЛиАЗе прекращен в 1994 году.
◊◊◊
ЛАЗ-695Б
Первая модель Львовского автобусного завода, выпускалась с 1956 по 1958 год. Оригинальным был только кузов, вся ходовая часть: двигатель, коробка передач, мосты — московские (ЗиЛ).
◊◊◊
ЛАЗ-695Е
Дальнейшее развитие ЛАЗ-695Б с новым ЗиЛовским V- образным двигателем. Проектировался как пригородный и междугородный автобус, однако очень часто использовался и на городских маршрутах. Отсюда возникал диссонанс — современный внешний вид снаружи и «допотопная» теснота в салоне из-за четырехрядной планировки сидений. Это наглядно продемонстрировано в фильме «Служебный роман»: в одном из эпизодов товарищ Новосельцев едет в давке на работу именно в салоне такого ЛАЗа. Выпускался ЛАЗ-695Е с 1963 по 1970 год. В 1964 году автобус получил круглые колесные арки, а с 1969 года — ведущий мост Raba.
◊◊◊
RAF- 976
Первая собственная разработка Рижской автобусной фабрики, служебный автобус вагонной компоновки РАФ-251 на шасси ГАЗ-51, выпускалась до 1958 года. После этого его сменил модернизированный (главное отличие — оформление передка) РАФ-976. Классический пример «грузобуса», или «бурбухайки»: ходовая от грузовика, кузов «я его слепила из того что было», но: лучше ехать на таком, чем сто верст плестись пешком.
◊◊◊
Ikarus- 55
Туристический автобус выпускался в Венгрии с 1953 по 1961 год. Поставлялся в СССР в рамках экономического сотрудничества стран-членов СЭВ. Собственно, из-за этого сотрудничества, отдавшего на откуп венграм производство туристических и сочлененных автобусов для стран Варшавского договора, собственные советские разработки в этих направлениях не блистали ни новизной, ни качеством.
◊◊◊
Ikarus-180
Первый сочлененный автобус, вышедший на маршруты крупных городов Советского Союза. Выпускался с 1967 по 1975 год, в эксплуатации находился до 1980 года.
◊◊◊
Ikarus- 280.33М
Самая распространенная «гармошка» на улицах советских городов конца XX века. Впрочем, с открытием границ и появлением «своих» моделей автобусные парки безболезненно перешли на отечественные новинки и европейский сэконд-хенд, а завод Икарус усилиями новых капиталистических друзей благополучно канул в Лету. Из собственных воспоминаний — в салоне Икаруса зимой было холодно как в погребе, а слой инея с окон соскребался ногтями с большим усилием. Еще на дверях были таблички «ОСТОРОЖНО ОТКРЫВАЕТСЯ ВОВНУТРЬ!». При этом точка восклицательного знака почти сливалась с палочкой, и «Ь» читался как «Ы». Вот такая Кин-Дза-Дза по-венгерски...
◊◊◊
По мере появления новых фотографий я буду дополнять ими этот обзор.
Другие статьи о коллекции Мосгортранса музей московский транспорт можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые снимки, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два