Главная » выставки, Памятники, Строительные и дорожные

Первый автокран АК-75 Клинцовского завода на выставке СТТ в Москве

20 апреля 2016 Просмотров: 2 198 Комментариев нет

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0843

Памятник поехал в гости. Скажете, так не бывает? Очень даже бывает. Тем более если памятник — автомобиль, а повод — полувековой юбилей.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_9304

В 2012 году Клинцовский автокрановый завод отпраздновал 50 лет с о дня выпуска первого крана АК-75. По случаю этой круглой даты, на проходившей в Москве в июне выставке «Строительная техника и технологии» (СТТ) на стенде концерна «Кудесник» (в него сегодня входит Клинцовский завод) посетители могли увидеть копию того самого исторического автокрана. Нет, с постамента его, конечно, никто не снимал. Все гораздо проще. У проходной завода машина встала на вечную стоянку осенью, а до этого прокатилась в Москву. На радость всем любителям истории отечественной техники.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0846

Найти комплектный автокран АК-75 полувековой давности в наши дни — задача нереальная. План по вторчермету в СССР перевыполняли из года в год, так что отслуживших свое рабочих лошадок плановой экономики без раздумий отправляли на убой в мартены. Вот и приходится сегодня создавать заново историческую технику, руководствуясь старыми чертежами. А если повезет, то и кое-какие оригинальные части найти удается. Но это очень редко, так что основной упор делается все-таки на мастерство нынешних умельцев.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_9262

К чести Клинцовских мастеров, с поставленной задачей они справились отлично. АК-75 воссоздан в мельчайших деталях, и узнать в нем «новодел» под силу разве что очень искушенному специалисту. И ведь это не просто внешнее сходство. Кран может работать, так что называть его макетом неправильно — это полноценная действующая модель, на языке реставраторов «реплика».

ctt_2012_leokuznetsoff_img_9268

Очень впечатляет воссозданный в мелочах механический привод механизмов крана. Гидропередачи в те годы были делом далекого будущего. Краны шестидесятых приводились в действие от коробки отбора мощности шасси посредством редукторов, муфт и карданных валов. Если внимательно посмотреть на кран АК-75, можно заметить редуктор лебедок с цепными муфтами и системой соединительных валов.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0740

А со стороны кабины крановщика в глаза бросаются пневмокамеры управления лебедками: стрелоподъемной, грузовой и грейферной. Ни о какой электронике тогда речи не шло. Автокран АК-75 управлялся рычагами и педалями, а привод исполнительных механизмов был либо механическим, либо пневматическим. Если заглянуть под кабину, можно увидеть блок с тягами, идущими к редукторам и распределителю пневмосистемы.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0845ctt_2012_leokuznetsoff_img_9273

Откидные опоры тоже раскладываются вручную, никакой гидравлики с дистанционным управлением. Впрочем, для начала шестидесятых АК-75 был вполне современным краном. По сравнению с предыдущей моделью АК-5 на нем имелись ограничители грузоподъемности и подъема стрелы, а также звуковая сигнализация срабатывания ограничителя грузоподъемности.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_9264ctt_2012_leokuznetsoff_img_0754

Благодаря усилению конструкции стрелы и установке грузового полиспаста увеличенной кратности, грузоподъемность возросла до 7,5 тонн. Стрела АК-75 была разъемной: в базовой версии длина равнялась 7,5 метра, а при помощи центральной вставки ее можно было увеличить до 12 метров.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_9271

По сравнению с предшественником, АК-75 также оснащался противовесом. На его заднем торце размещался фирменный заводской знак. А вот здесь откровенный ляп изготовителей «реплики». Если перед нами первый кран завода, то на табличке должно быть указано «Клинцовский механический завод». Имя Щорса предприятию было присвоено в 1964-м, но тогда перед нами — не первый кран. Досадная мелочь, хотя общее впечатление от машины она не портит.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0849

Ну и пару слов хочется сказать о шасси. Хотя основным шасси для крана АК-75 был ЗиЛ-164, в него была заложена возможность установки на новый ЗиЛ-130, производство которого стартовало в 1962 году. Одновременно, ЗиЛ до 1964 года продолжал выпуск модернизированного ЗиЛ-164А, так что обе эти машины в равной степени послужили в свое время базой для 7,5-тонного Клинцовского автокрана.

ctt_2012_leokuznetsoff_img_0848

Другие материалы по выставке СТТ читайте здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.