«Моторы войны» 2016 — обзор выставки
С 18 по 20 марта 2016 года в МВЦ «Крокус-Экспо» прошла международная выставка исторической военной техники «Моторы войны». На одной выставочной площадке была собрана экспозиция, демонстрирующая военный потенциал практически всех стран-участниц Второй Мировой войны.
В рамках выставки была представлена техника из государственных и частных музеев: Центрального музея бронетанкового вооружения и техники в Кубинке, Государственного Военно-технического музея в Черноголовке, Музея техники Вадима Задорожного, самарского Музея внедорожных машин, «Военного ангара», Военно-патриотического клуба «Дивизион».
Здесь можно было увидеть и редкие машины из частных коллекций Вячеслава и Людмилы Лен, мастерской Евгения Шаманского, членов клуба «Моторы войны».
Одной из самых интересных экспозиций в рамках выставки была экспозиция первых советских вездеходов. Начиналась она с реплики экспериментальной машины Р-1 Пигмей (подробнее читайте здесь),
а «гвоздем программы» стали две полноприводные командирские «Эмки» ГАЗ-61. Таких автомобилей было выпущено 173, а показанные на выставке экземпляры принадлежали маршалам Жукову и Коневу.
Тему военных ГАЗ-М1 дополняли артиллерийский тягач ГАЗ-М-416 (изготовлено 34 машины, все они принимали участие в боях за Москву в 1941 году)
и легкий бронеавтомобиль ФАИ-М на агрегатах все той же «Эмки».
Завершал тему военных внедорожников СССР ГАЗ-67Б, получивший прозвище «Иван-Виллис» за схожесть с американским прототипом.
Крупных танков на выставке не было — очень сложно закатывать в павильон тяжелые гусеничные машины. Зато легким танкам и танкеткам место нашлось.
Красная армия была представлена легкими танками Т-60 и Т-70 начала войны,
а также довоенными плавающими танками Т-37А и Т-38
и танкеткой Т-27.
Войска Германии представляли танк Т-2 (на момент нападения на СССР эти машины составляли 38% от общего числа танков Вермахта)
и 105-мм самоходная артиллерийская установка leFH 18-4 auf Geschutzwagen Lr.S.(f). После кампании 1940 года немцы захватили несколько сотен французских бронетранспортеров Lorraine 37L (о нем чуть ниже). Сначала их использовали как тягачи, позднее часть переделали в такие вот самоходки.
Из других образцов немецких гусеничных машин в «Моторах войны» приняли участие трактор Famo
и полугусеничный мотоцикл NSU Kettenkrad HK 101 SdKfz 2. За четыре года войны их построили почти 10 тысяч.
Колесные машины Германии были представлены шикарной экспозицией штабных и командирских машин — от шикарного Horch-853A, позволить который могли себе только высшие чины Третьего Рейха, до плавающего Volkswagen W-166, второй по численности машины в немецкой армии.
Помните немецкую самоходку, переделанную из французского гусеничного бронетранспортера? Неподалеку от не располагался «донор» Lorraine 37L, что называется, в «чистом виде». Машину на выставку привезли из музея в Черноголовке, где она стоит в тесном полутемном ангаре и рассмотреть ее весьма затруднительно.
Равно как и легкий гусеничный транспортер Renault 31R с прицепом. А здесь — красота, технику можно не только посмотреть, но и сфотографировать во всех ракурсах.
Военная техника Франции в России вообще известна мало. Поэтому ее появление на любой выставке всегда вызывает повышенный интерес. Как вам понравится полноприводный Hotchkiss W15T 1936 года — машина, обладавшая уникальной проходимостью для своего времени (установленные на бампере катки предназначены для преодоления оврагов и рвов).
А вот еще один француз — артиллерийский тягач Laffly M7T1 1939 года. До капитуляции Франции успели сделать всего 175 таких автомобилей.
Завершал французскую тему грузовик Citroen 45, выпускавшийся с 1933 по 1953 год.
Еще меньше известна у нас техника Италии военного периода. На «Моторах войны» в этом году можно было увидеть парочку грузовиков FIAT
и прекрасно отреставрированный полноприводный артиллерийский тягач FIAT-Spa TL.37. Еще один экземпляр такого тягача, ожидающий реставрации, можно было увидеть неподалеку.
Заканчивает рассказ о технике стран Оси японский легкий танк Ха-Го, непременный участник всех слетов «Моторы войны». Танк оснащался дизельным двигателем, что в те годы встречалось не так часто.
Переходим к машинам стран Антигитлеровской коалиции. Американская часть выставки порадовала замечательной подборкой Доджей разных моделей — от классических WC- 10 WC-56 до редкого трехосного WC- 63 и санитарного варианта WC- 54.
Не обошлось и без знаменитого «Виллиса», первого крупносерийного джипа в мире. Именно эта машина стала прообразом для советских джипов семейства ГАЗ-64/67.
А еще на базе агрегатов таких джипов Ford выпускал плавающий десантный автомобиль GPA.
Один из самых массовых бронетранспортеров армий Союзников, полугусеничный М5 компании International-Harvester.
Но самой известной у нас американской машиной того времени был, безусловно, Студебеккер. Поставлявшиеся в СССР по Ленд-Лизу грузовики этой фирмы использовались не только по своему прямому назначению. Часть из них послужила базой для установки реактивных минометов БМ-13 «Катюша», так как шасси отечественного ЗиС-6 оказалось для этого малопригодным. На «Моторах войны» миномет БМ-13 на шасси Studebaker-US6 представил клуб «Дивизион».
У большинства россиян Студебеккер ассоциируется с армейским грузовиком, хотя фирма выпускала и легковые автомобили, и даже автобусы. Этот гусеничный тягач модели M 29C Weasel был разработан компанией Studebaker после неудачных действий союзников в Норвегии. По окончании войны эти вездеходы с успехом эксплуатировались в северных районах США и Канады.
Кстати, о Канаде. Во время войны расположенные там филиалы крупных американских заводов с успехом выпускали военную технику. Например, грузовики общего назначения Ford F60L,
бронетранспортеры Chevrolet C15TA
и артиллерийские тягачи Chevrolet 8840/CGT Cab 12.
Военную технику Англии представляли три машины: легкий бронированный разведчик Daimler Scout Car Dingo Mk.III,
командирский Humber FWD
и тягач Morris Commercial C8.
Мастерская Евгения Шаманского традиционно представляет на выставке «Моторы войны» не только реализованные проекты, но и машины, находящиеся в процессе реставрации. В этом году посетители могли увидеть артиллерийский тягач СТЗ-5, работы по восстановлению которого идут полным ходом.
Возможно, уже на следующий год он предстанет на очередном слете «Моторы войны» в таком же идеальном виде, как этот ЗиС-42, также отреставрированный мастерской Шаманского несколько лет назад.
Другие статьи про «Моторы Войны» можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два