Они везут правительство или подобный груз — членовозы для генсеков на выставке «95 лет ГОНу»
Юбилейная 25 Олдтаймер-Галерея Ильи Сорокина совпала по дате проведения с еще одним автомобильным юбилеем. Выставка ГОН, посвященная 95-летию Гаража Особого Назначения, обслуживающему первых лиц государства, стала ключевой темой Галереи ретро-автомобилей.
Юбилейная выставка ГОН была весьма обширной. На ней были представлены практически все модели автомобилей, обслуживавшие советских и российских «шишек» разных рангов. Помимо Гаража Особого Назначения, машины для нее предоставили и автомобильные музеи, и частные коллекционеры. Поэтому рассказ о выставке ГОН в Сокольниках я разделил на несколько частей, и начну с автомобилей отечественного производства.
Первым советским правительственным автомобилем был Л-1, детище Кировского завода в Ленинграде. Автомобиль, созданный в 1933 году на базе люксового Buick, в серию не пошел. Сил у завода хватило только на шесть машин, и до наших дней ни одна не дожила.
Преемником Л-1 стал ЗиС-101, выпуск которого в 1936 году начался в Москве на заводе имени Сталина. За основу был взят все тот же Buick, но конструкцию существенно переработали: усилили раму и узлы подвески, избавились от некоторых сложных «второстепенных» узлов. Кузов машины изготавливался по классической технологии для дорогих машин тех лет — металлические панели вручную собирались на деревянном каркасе. Шикарно, но дорого и нетехнологично. Однако именно ЗиС-101 стал первым серийным правительственным автомобилем первой в мире страны народной власти, очередной победой трудового народа на пути к коммунизму, так что цена вопроса значения не имела.
В 1939 году машину модернизировали — кузов стал цельнометаллическим, двигатель форсировали до 116 л.с., что увеличило скорость машины до 125 км/ч. Внешне получивший индекс ЗиС-101А отличался в первую очередь новой полукруглой облицовкой радиатора. Выпуск автомобиля продолжался до 1941 года и был прекращен после начала войны. Общее количество выпущенных ЗиС-101 и -101А составляет чуть более 9000 машин, включая модификации для скорой помощи и такси.
Первым советским послевоенным автомобилем оказался представительский ЗиС-110 — его выпуск начался еще до окончания Второй Мировой войны. Первый собранный экземпляр отправился в испытательный пробег 11 августа 1945 года. Несмотря на внешнее сходство, ЗиС-110 не являлся копией автомобиля Packard. Габаритные размеры и пропорции кузова машин весьма заметно различаются, поэтому говорить можно только о сохранении стилистики.
На базе ЗиС-110 выпускалось несколько модификаций. Самая «распиаренная» из них — бронированный ЗиС-115 для высшего руководства СССР. Благодаря бронекапсуле, скрытой под кузовными панелями, ЗиС-115 был на 1700 кг тяжелее своего гражданского собрата. Внешне бронированный ЗиС можно отличить по центральной фаре спереди, выпуклым колпакам колес и специальным шинам без белых боковин.
Достаточно распространенная модификация — фаэтон ЗиС-110Б. Помимо «государевой службы», открытый ЗиС широко использовался как таксомотор (особенно в южных регионах страны, в частности, в Крыму).
В 1955-56 годах, для поездок членов правительства в районы целинных земель, был разработан и полноприводный вариант «сто-десятого». Автомобиль получил раму оригинальной конструкции, а в ходовой части применялись узлы полноприводного грузовика ГАЗ-63. Полноприводный автомобиль получил индекс 110П и был изготовлен в трех экземплярах: один седан и два фаэтона.
На смену ЗиС-110 в 1959 году пришел ЗиЛ-111. Дизайн машины в модном тогда «аэрокосмическом» стиле во многом напоминал американский Packard. Впрочем, многие фирмы увлекались тогда козырьками над фарами, плавниками на задних крыльях и хромированными фальш-решетками, так что новый ЗиЛ выглядел вполне современно. В 1959 году в серию пошел ЗиЛ-111А с установкой для кондиционирования воздуха.
С 1960 года на базе ЗиЛ-111А мелкими партиями начали строить кабриолет ЗиЛ-111В. На одной из таких машин встречали первого космонавта Юрия Гагарина. А в наши дни пара сохранившихся фаэтонов используется в качестве парадных автомобилей в Бишкеке.
Автомобильная мода в пятидесятые годы менялась быстро, и не успев побыть новинкой, ЗиЛ-111 устарел морально (по крайней мере внешне). Сверхдержава не могла позволить себе отставать от полета дизайнерской мысли, и в 1962 году свет увидела рестайлинговая версия, получившая индекс ЗиЛ-111Г. Это был первый советский автомобиль со сдвоенными фарами, хотя внешность этой машины многие считают шагом назад.
Кабриолеты на базе ЗиЛ-111Г имели индекс ЗиЛ-111Д. Их было изготовлено 8 штук.
Уже к моменту начала производства рестайлингового «сто-одиннадцатого» было ясно, что косметические меры эту машину не спасут. Конструкция машины в целом устарела, и стране был нужен новый лимузин высшего класса. Им стал ЗиЛ-114, увидевший свет в год 50-летия Октябрьской революции. Машина имела Х-образную раму с лонжеронами объемного сечения, обеспечивающая лимузину длиной более 6 метров повышенную жесткость на кручение и устойчивость к ударам. На снимках — предсерийный ЗиЛ-114, в таком виде он выпускался до 1971 года.
В 1971-м «сто-четырнадцатый» подвергся рестайлингу. Машины можно различить по оформлению передней части кузова, задним фонарям, колпакам колес. ЗиЛ-114 выпускался до 1978 года.
Увеличение габаритов правительственных машин привело к необходимости выпуска их более компактных и маневренных версий для решения задач сопровождения и эскортирования. Первым «членовозом», имевшим младшего брата, стал ЗиЛ-114. Его компактная версия получила индекс ЗиЛ-117. Пятиместный седан был на 600 мм короче и имел менее роскошную отделку салона.
Короткобазный седан оказался идеальной базой для парадного фаэтона. Таких машин под индексом ЗиЛ-117В выпущено 11 экземпляров.
На агрегатах ЗиЛ-117 в 1978 году был построен опытный экземпляр с панелями кузова ЗиЛ-4104. От серийных кабриолетов (ЗиЛ-41044) его можно отличить по отсутствию хромированных ободков в оформлении передних фар и поворотников и другим мелким деталям.
Преемником ЗиЛ-114 стал ЗиЛ-4104, выпуск которого начали в 1978 году. Вообще-то, жизнь свою он начал как ЗиЛ-115, но после принятия в СССР новой системы классификации транспортных средств получил четырехзначный индекс. Основное отличие от предшественника — форсированный до 315 л.с. двигатель увеличенного объема с двумя верхними распредвалами вместо одного нижнего. Ну и естественно внешний вид с отдельной облицовкой радиатора. В народе этот стиль назвали Ха-Бэ-Эм (Хочу Быть Мерседесом).
В 1983-м внешность машины слегка подправили — переднюю светотехнику объединили в единый блок, поменяли задние фонари — и под индексом ЗиЛ-41045 выпускали еще два года.
Последняя косметическая операция правительственному ЗиЛу была проведена в 1986-м. Новая оптика, новая облицовка радиатора, новый индекс ЗиЛ-41047... и новая страна. Свежий ветер перестройки, поднятый Горбачевым, не только сдул с поста генсека незадачливого реформатора, но и поставил крест на выпуске отечественных «членовозов». Новые лидеры новой России отдали предпочтение колесницам с буржуйской родословной. Хотя формально выпуск ЗиЛ-41047 не прекращен, последние две машины этой модели собрали в 2002 году для президента Казахстана. Так что перед вами последний отечественный лимузин высшего класса…
Если в выпуске правительственных ЗиЛов уже поставлена жирная точка, то мой рассказ о юбилейной экспозиции ГОНа еще не окончен. Немецкая фирма Trasco Bremen, специализация которой — бронированные машины для сильных мира всего, в девяностые мечтала о жирных заказах из новой России. В 1994 году она забронировала по высшему классу три автомобиля ЗиЛ-41047. Два из них отправили обратно в Москву, а третий уехал на тестовые стрельбы. Испытание огнем он успешно выдержал, но вот двух его собратьев укатали русские дороги. Бременские мастера на славу забронировали кузов, а вот ходовую часть усилить не доперли. В результате отяжелевшие ЗиЛ-41047 ТБ, подвеска которых не была рассчитана на постоянный двойной перегруз, быстро отправились для ремонта на ЗиЛ, где после и остались как резервные машины. Да, а обстрелянный экземпляр из Германии возвращать не стали — зачем деньги на перевоз зря тратить?
А что же наши специалисты — бронированные ЗиЛы не делали? Как бы не так, делали и даже очень. С 1983 по 1999 год было изготовлено 25 автомобилей скрытого бронирования на базе семейства 4104. Первые два автомобиля с бронекапсулой на базе ЗиЛ-4104 получили индекс ЗиЛ-4105 и были отправлены на полигон для тестового обстрела.
С 1984 по 1985 год бронированная версия под индексом ЗиЛ-41051 выпускалась на базе ЗиЛ-41045. Всего таких машин сделали десять, но бронекапсулы шести из них позднее использовали для ЗиЛ-41052.
Ну и наконец последний броневик ЗиЛ-41052 (донор ЗиЛ-41047). 13 машин сделали в период с 1987 по 1999 год, однако на службу в ГОН их приняли только в 2003-м, и то после переделки салона. Есть информация, что был заложен и 14-й ЗиЛ-41052, но доделать не смогли, и он до сих пор прячется в спеццехе ЗиЛа. И умирает вместе с заводом.
Не членовоз, но на базе правительственного ЗиЛа. Перед вами специальный автомобиль сопровождения ЗиЛ-41072 «Скорпион». Предназначен для охраны правительственных кортежей, оборудован широкими подножками, поручнями внутри и снаружи кузова и прочими полезными мелочами, позволяющими охране на ходу отстреляться от батальона злоумышленников. В 1989 году изготовлено 8 таких автомобилей.
Завершить эту часть обзора я хочу парочкой ЗиЛов, стоявших на выставке вне экспозиции ГОНа. Черный лимузин — ЗиЛ-41047, такой же стоял и в ГОНовских рядах. А вот белый ЗиЛ-41041, пятиместный седан на его базе, в экспозиции ГОНа отсутствовал. ЗиЛ-41041 выпускался с 1986 по 2000 год и изготовлен в количестве 26 экземпляров.
Выставка ГОН не ограничивалась показом машин советского производства. Вторая часть обзора будет посвящена зарубежным автомобилям, в разное время входивших в Гараж Особого Назначения.
Другие статьи об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два