Главная » Новости, Пассажирский транспорт

Российский рынок автобусов: новинки 2015 года

27 февраля 2016 Просмотров: 5 600 Комментариев нет

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4257

Несмотря на падение общего объема продаж автобусов в России, говорить о глубоком кризисе рынка не приходится. Продолжается активный перевод транспорта на газовое топливо, благодаря экологам все большее внимание уделяется автобусам с электродвигателем. Организация выделенных полос для общественного транспорта дала возможность использовать полноценные городские автобусы там, где раньше могли двигаться только «маршрутки». Переход в 2016 году на стандарт Евро-5, новые требования к безопасности и комфорту — все эти факторы гарантируют стабильный спрос на новые машины. Возможно, руководствуясь именно этими соображениями, в 2015 году основные производители автобусов не только не покинули российский рынок, но и показали новые модели.

gaz-new-logo

Главным генератором новостей в прошлом году была «Группа ГАЗ». Компания приняла решение о распространении бренда ГАЗ на автобусную линейку всех входящих в нее предприятий. И если уже выпускаемые автобусы до конца жизни на конвейере будут нести прежние обозначения — ЛИАЗ, ПАЗ, КАВЗ, то все новые разработки будут ГАЗами, с бегущим оленем на передней панели. Проведенный ребрендинг, в первую очередь, значительно упростит продвижение новых машин на зарубежных рынках (в прошлом году доля экспорта «Группы ГАЗ» составила 22%). А на внутреннем рынке с машинами нового бренда, возможно, не будут возникать негативные ассоциации, связанные с проблемами моделей-предшественников.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4511busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4956

Ну а теперь перейдем собственно к новым автобусам. До недавнего времени российский рынок полноценных городских автобусов средней пассажировместимости не баловал особым разнообразием. Отечественный ПАЗ-3237, белорусский МАЗ-206, да небольшой выбор зарубежных машины, в основном китайских. Хотя для замены «маршруток» в первую очередь необходимы автобусы именно такого класса. Положение решил исправить ЛИАЗ, представивший на выставке «Мир автобусов 2015» низкопольный трехдверный ЛИАЗ-429260 длиной 9,5 метра. Кстати, весной он еще нес на себе ЛИАЗовский логотип.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1015comtrans_2015_leokuznetsoff_img_9854

После ребрендинга, осенью на салоне COMTRANS этот автобус представили уже с ГАЗовской эмблемой, переработанным дизайном передних и задних панелей кузова и измененным салоном. Автобус оснащен 210-сильным дизелем ЯМЗ-534 стандарта Евро-5, автоматической трансмиссией ZF 6AP-1000B либо Allison T2100 — на выбор и портальными мостами ZF. Планируется выпуск как трехдверной городской, так и двухдверной пригородной версий ЛИАЗ-429260.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4375comtrans_2015_leokuznetsoff_img_8476

Под ребрендинг попала и новинка Павловского автобусного завода — малый автобус Vector-3. Вместо ПАЗовского трилистника в серию этот автобус пойдет с ГАЗовским оленем.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4417busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4430comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1017busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5217

Vector-3 представляет собой классический малый автобус с высоким полом на коммерческом шасси Isuzu, рассчитанный на перевозку 33 пассажиров. Коробка передач механическая, 5-ступенчатая Isuzu-MYY5T, мощность дизельного двигателя Isuzu-4JJ1 123,7 л.с.. После тестовых испытаний в разных регионах России двенадцати опытных автобусов, в 2016-м Vector-3 обещают запустить в серию.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1096comtrans_2015_leokuznetsoff_img_9787

Главной автобусной новинкой «Группы ГАЗ» стал малый автобус Vector NEXT, созданный совместно конструкторами ПАЗа и специалистами Объединенного Исследовательского центра ГАЗ. В отличие от Vector-3, в основу Vector NEXT положена автобусная модификация российского шасси ГАЗон NEXT. Среди основных особенностей можно назвать пневматическую заднюю подвеску, интегральное рулевое управление, дисковые тормоза. Дизель ЯМЗ-5344 с системой EGR стандарта Евро-5 развивает мощность 150 л.с. и работает в паре с механической коробкой передач C40R13. В ходе презентации представители завода упомянули о трех собранных Vector NEXT с разными вариантами салона, отправленных на испытания. Начать серийное производство обещают в 2016 году.

electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4831electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4719electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4728

КАМАЗ активно расширяет свое присутствие на рынке электротранспорта. Весной 2015 года он представил сразу два новых электробуса второго поколения, созданные совместно с компанией Drive Electro. Базой для большого городского КАМАЗ-52994Э послужил НЕФАЗ-5299, донором кузова электромаршрутки КАМАЗ-2257Э стал турецкий Otokar Centro (foto 10). Оба электробуса в качестве накопителей энергии используют литий-титанатные батареи. Одно из их достоинств — возможность сверхбыстрой зарядки (около 6 минут). При этом запас хода у КАМАЗ-52994Э составляет 100 км, у КАМАЗ-2257Э — 70 км.

electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4811electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4636electrotrans_2015_leokuznetsoff_img_4758

И если в свете последнего обострения отношений с Турцией будущее КАМАЗ-2257Э весьма туманно, перспективы КАМАЗ-52994Э не так уж плохи. По экологичности электробус не уступает троллейбусу, а обустройство конечных пунктов зарядки на порядок дешевле строительства разветвленной контактной сети. Интерес к таким машинам проявляют транспортники многих крупных городов, но высокая цена электробусов пока сдерживает их широкое распространение. Однако при серийном выпуске цена элекробуса будет однозначно ниже, и он имеет все шансы стать прямым конкурентом троллейбуса.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5259busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5408

Сам НЕФАЗ в то же время бурно развивает тему газомоторных автобусов. В крупных городах перевод пассажирского транспорта на газ является приоритетным направлением. Снижение затрат на топливо, сокращение вредных выбросов и улучшение экологической обстановки при использовании газа очевидны, и средства на новую газомоторную технику находят несмотря на кризис. А спрос рождает предложение. Большой городской НЕФАЗ-5299 предлагается как в низкопольном, так и в комбинированном варианте, с высоким полом в задней части салона. На автобусе установлен газовый двигатель Mercedes-Benz M906 и автоматическая коробка передач Voith Diva 5. С 2015 году все НЕФАЗ-5299, за исключением высокопольных модификаций, получили новый салон с измененной перегородкой кабины водителя, корпусом силового агрегата, панелями пола и поручнями. Благодаря этому облегчается перемещение пассажиров в салоне и сокращается время простоя на остановках для высадки и посадки.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_9789comtrans_2015_leokuznetsoff_img_0157

Газовую тему развивает и единственный независимый производитель автобусов в России — Volgabus из города Волжский. Новый междугородный Volgabus- 528512 Sерпанtин по кузову максимально унифицирован с городской машиной, в качестве силовой установки имеет китайский двигатель Yuchai YC6G260N-50 мощностью 260 л.с. и механическую коробку передач ZF 6S1311BO. Запас хода 400 км обеспечивают восемь металлокомпозитных баллонов, установленные на крыше.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1275comtrans_2015_leokuznetsoff_img_97871

Немного опоздав с выводом на российский рынок своих газомоторных автобусов, белорусский МАЗ в 2015-м пытался наверстать упущенное. Завод представил несколько работающих на газе машин, среди которых — 12-метровый полунизкопольный МАЗ-103-965 вместимостью 105 пассажиров. Автобус оснащен 279-сильным двигателем Mercedes-Benz OM 906 LAG EEV Евро-5 и автоматической трансмиссией Allison T310R.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4506busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_4911

Минский автозавод также показал в России свою полностью новую разработку МАЗ-232 длиной 9,2 метра. Этот автобус может работать как на пригородных, так и на междугородных маршрутах. В первом случае он перевозит 50, во втором 35 пассажиров. Плавность хода машине обеспечивает полностью пневматическая подвеска. Дизельный двигатель Mercedes-Benz OM924LA v/2 Евро-5 развивает мощность 160 л.с. и агрегатируется с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S1010BO.

Для европейских производителей на российском рынке настали не лучшие времена. Мало того, что прыгнувший вверх курс доллара/евро к рублю свел к минимуму преимущества их машин перед конкурентами. Так еще и многие комплектующие для них турецкого производства, а это значит, что такая техника не сможет участвовать в тендерах госструктур. Ну и проблема с запчастями — львиная их доля на нашем рынке тоже родом из Турции, и гарантировать, что они в одночасье не станут «персонами нон-грата» в России, не рискнут даже самые отчаянные оптимисты.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_8205comtrans_2015_leokuznetsoff_img_8304

Тем не менее, без премьер не обошлось и у основных европейских производителей автобусов. Mercedes-Benz впервые привез в Россию Setra S415UL business с двигателем OM-936 Евро-6 и 6-ступенчатой механической коробкой GO 190-6 (под заказ предлагают и «автоматы» ZF либо Allison). В России представили самую короткую машину этого семейства с салоном межгород-пригород. С одной стороны, автобус оборудован багажными отсеками под полом и удобными креслами для 51 пассажира. С другой — 29 человек могут ехать стоя, а напротив второй двустворчатой двери находится достаточно просторная накопительная площадка.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1237comtrans_2015_leokuznetsoff_img_9697

Очень близкую по классу машину впервые показала в России и компания MAN. Lion's Intercity R61 на метр длиннее Сетры и берет на борт 59 пассажиров в варианте «межгород». Стоячих мест в салоне естественно не предусмотрено, накопительной площадки тоже нет. Двигатель MAN D0836 LOH64 Евро-5 развивает мощность 290 л.с. и работает в паре с 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF 6S-1900.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_8732comtrans_2015_leokuznetsoff_img_9722

Премьера от Scania — российский показ флагманского туристического автобуса Scania Touring, детища СП Scania-Higer. Автобус с колесной формулой 6×2/4 оснащается двигателем мощностью 450 л.с. стандарта Евро-5 и автоматизированной коробкой передач Opti Cruise. В туристическом варианте в салоне размещаются 57 человек, в междугороднем количество пассажиров увеличивается до 59.

А вот кому сложившаяся ситуация на российском автобусном рынке однозначно на руку — так это китайцам. Турки здесь больше не игроки (по крайней мере в обозримом будущем), европейцев парализовал обвалившийся рубль. Для автобусов из Поднебесной открыты все дороги, тем более что цены китайцы предлагают не заоблачные, а по качеству их последние разработки уже соответствуют самым высоким мировым стандартам.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_1101comtrans_2015_leokuznetsoff_img_0235

Доказательством может служить новый туристический автобус Golden Dragon XML6139JR, по-своему уникальная машина, не имеющая аналогов в своем классе. Использование немецких комплектующих позволило китайцам создать автобус, не уступающий европейским машинам. Сварной несущий кузов обработан методом электрофореза, что повышает его прочность и улучшает устойчивость к коррозии. Экономичный дизель Cummins ISM11E5-440 мощностью 440 л.с. работает в паре с автоматической коробкой передач Allison T450. Вне зависимости от комплектации автобус обязательно оборудован туалетом, а в салоне могут разместиться 55 либо 57 пассажиров (плюс водитель и экскурсовод).

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_0249comtrans_2015_leokuznetsoff_img_0250

Десять салонных отопителей и кондиционер обеспечивают комфортную поездку в любое время года на любое расстояние. Пассажирские кресла с возможностью регулировки наклона спинки имеют также возможность регулировки по ширине. Есть у этого автобуса еще одна особенность, которая обеспечивает ему однозначное преимущество перед конкурентами. Его технические характеристики таковы, что по правилам Единого таможенного тарифа Таможенного союза он облагается НУЛЕВОЙ ставкой ввозной таможенной пошлины (основание: решение Совета ЕврАзЭс №13 от 04.03.2014).

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5595busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5527

И завершает обзор новинок 2015 года еще один китайский автобус, туристический Higer KLQ 6122B. Многие журналисты называют его самой стильной новинкой 2015 года. Разделенное на две части остекление передней части наводит на мысль о двухпалубном лайнере, однако это впечатление ошибочно. Нижний уровень автобуса полностью отведен под багажные отсеки внушительного объема, а в салоне, в зависимости от модификации, могут с комфортом разместиться от 47 до 51 пассажира. Автобус комплектуется двигателем Cummins ISL340-50 Евро-5 мощностью 340 л.с. и 6-ступенчатой механической коробкой передач ZF Drivetech.

busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5512busworld_kolomna_2015_leokuznetsoff_img_5522

Наступивший 2016 год для автобусного рынка России не будет спокойным. Переход в июле на стандарт Евро-5 приведет к частичному обновлению парка, а продолжающиеся санкции заставят эксплуатационников искать более надежных поставщиков как новых машин, так и запасных частей к ним. По прогнозам, европейцы рискуют потерять значительную часть рынка, а китайцы имеют все шансы значительно упрочить свои позиции в России. Насколько эти прогнозы точны — узнаем через год.

comtrans_2015_leokuznetsoff_img_0274

Другие статьи о пассажирском транспорте можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.