Главная » Вездеходы, Военные, выставки, Крупный план, Новости

Хоть в Арктику, хоть в армию — вездеход ЧЕТРА ТМ 140

20 декабря 2015 Просмотров: 4 965 Комментариев нет

chetra-tm-140-collage

Компания ЧЕТРА-ПМ продолжает продвижение на рынке модернизированного вездехода ЧЕТРА ТМ 140 А. После премьерного показа на форуме Армия-2015, новая машина в начале декабря была представлена на V Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Одно из главных отличий ТМ 140 А — возможность бронирования вездехода для использования в качестве боевой машины в условиях Крайнего Севера.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0772vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0356

Впервые на широкой публике вездеход ТМ 140 появился в 2013 году, на выставке "Вездеход". Причем сразу в двух вариантах. Машину с пассажирским модулем на стандартных гусеницах можно было детально осмотреть на стенде ЧЕТРА-ПМ в павильоне, а ходовые качества бортового вездехода с краном-манипулятором на гусеницах с уширителями была возможность протестировать на заснеженной площадке для тест-драйвов.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0174vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0390

Новый вездеход однозначно понравился заказчикам. Стальной сварной корпус дает машине возможность не только двигаться по бездорожью на гусеницах, но и преодолевать водные преграды вплавь. Движение по воде обеспечивается за счет вращения гусениц. Благодаря независимой подвеске опорных катков ТМ 140 отличается плавностью хода, нечасто встречающейся на технике такого класса.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0173vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0171

Просторный кабинный модуль рассчитан на перевозку семи человек. Сиденья заднего ряда можно трансформировать в спальное место. На водительском месте нет привычных на гусеничных машинах рычагов управления трансмиссией. Основные функции управления на ТМ 140 сосредоточены на джойстике, выполненном в виде штурвала. Задний ход включается отдельной кнопкой на панели приборов.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0312vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0311

В средней части вездехода расположен модуль силовой установки. Здесь находится сердце вездехода — 6-цилиндровый V- образный дизель ЯМЗ-236Б с непосредственным впрыском топлива. Коробка передач гидромеханическая, 6-ступенчатая, с электрогидравлическим управлением. Крутящий момент от коробки передач через угловой редуктор передается к двум планетарным двухступенчатым механизмам поворота. В модуле силовой установки слева и справа имеются двери, а в полу — 4 люка для доступа к трансмиссии и топливному баку. Это дает возможность эксплуатировать и обслуживать вездеход длительное время в автономном режиме, что очень важно в условиях Крайнего Севера.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0158vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0159

Система отопления вездехода двухконтурная. Автономный контур включает в себя тепловентилятор с автоматом поддержания заданной температуры, зависимая работает от системы охлаждения двигателя.

ctt_2015_leokuznetsoff_img_9615vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0353vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0162

В задней части вездехода расположена грузовая бортовая платформа. Задний борт имеет откидную секцию с раскладывающейся секцией. По заказу откидными секциями могут быть оснащены и боковые борта.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0313vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0316vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0320vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0315vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0336

В кузове можно установить пассажирский или медицинский модуль, либо технологическое оборудование: буровую установку, кран-манипулятор, цистерну-топливозаправщик.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0493vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0413

Дальнейшим развитием преимуществ конструкции ЧЕТРА ТМ 140 стал проект «Четра-Караван», получивший в конце 2014 года премию Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, а также почетный диплом за вклад в реализацию национальных интересов России в Арктике на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Суть проекта в следующем. Из вездеходов ТМ 140 формируются караваны, состоящие минимум из трех единиц: топливозаправщика, «грузовика» и машины со специальным модулем (пассажирским, медицинским, ремонтным и т.п.). В качестве опции на вездеходы может быть установлена система «Круиз-контроль», при которой оператор управляет первой машиной, а остальные следуют за ней на «автопилоте» благодаря оборудованию для телеметрической связи.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0385vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0492

Как отмечают эксперты, такие караваны являются наиболее эффективным решением для решения транспортно-логистических задач в регионах Заполярья и Крайнего Севера, где невозможно строительство развитой сети дорог и сопутствующей инфраструктуры (заправок, станций техобслуживания). «ЧЕТРА-Караван», адаптированный к суровому климату Крайнего Севера, уверенно чувствующий себя на бездорожье и работающий по принципу «все свое ношу с собой», способен без труда решать самый широкий спектр задач — от сопровождения поисково-разведочных экспедиций до снабжения товарами местного населения.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_1080vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0389

При этом, как утверждают разработчики, вездеходы ЧЕТРА ТМ 140 не причиняют вреда уникальной природе Крайнего Севера. Они имеют очень низкое удельное давление на грунт (0,026МПа), а их гусеницы не разрушают почвенно-травяной покров тундры.

ctt_2015_leokuznetsoff_img_9626armiya_2015_leokuznetsoff_img_4732

Неудивительно, что новым вездеходом заинтересовались военные. В июле 2015 года на форуме Армия в Кубинке на площадке Курганмашзавода (входит в «ЧЕТРА-ПМ») впервые был представлен новый вездеход ТМ 140 А в «боевой» арктической окраске. Машина сразу привлекла к себе внимание специалистов, тем более что ранее прошла информации о намерениях Минобороны принять на вооружение новые образцы вездеходной техники, прошедших испытания в Заполярье. Что за машины испытывались неизвестно, но очень похоже на то, что среди них был и ТМ 140 А (возможно, в специальном исполнении для армии).

armiya_2015_leokuznetsoff_img_4736armiya_2015_leokuznetsoff_img_4693

Об особенностях конструкции показанного на форуме ТМ 140 А представители завода, впрочем, тоже особо не распространялись. В общих чертах — на модернизированном вездеходе усилена конструкция кабины, установлены новая 6-ступенчатая трансмиссия «Синтез» и дополнительная независимая тормозная система, обновлена система предпускового подогрева двигателя. Основные характеристики остались без изменений. Двигатель — дизель с турбонаддувом ЯМЗ-236Б2 мощностью 250 л.с., грузоподъемность 4 тонны (7 человек + 3500 кг груза), скорость 45 км/ч на грунте и 4 км/ч по воде, запас хода 550 км.

Самая интересная строчка в табличке с характеристиками - эксплуатационная масса; после значения «11200 кг» есть сноска «без брони». Таким образом несложно сделать вывод, что ТМ 140 А в недалеком будущем будет призван на военную службу.

armiya_2015_leokuznetsoff_img_4740armiya_2015_leokuznetsoff_img_4742

Более того, рядом с вездеходом был показан образец двери кабины с броневой защитой, разработанной ОАО «НИИ стали». Бронирование выполнено по классу 3 по ГОСТ Р-50744-95 и обеспечивает защиту от пуль 7,62 мм (автомат АКМ) и 5,45 мм (автомат АК-74).

Учитывая намерения России развивать освоение северных территорий и арктического шельфа, потребность в технике для защиты интересов страны в суровых климатических условиях при полном бездорожье будет стабильно высокой. Бронированный ТМ 140 А может выполнять как чисто транспортные функции (перевозка личного состава, военных грузов), так и быть базой для монтажа боевых модулей. Причем с минимальным набором вооружения ТМ 140 А может быть использован для патрулирования, а при установке более серьезных артиллерийских систем или пусковых для ракет надежно защитить охраняемые объекты от необдуманных действий соседей. В любом случае, у «Курганмашзавода» есть все возможности превратить ТМ 140 А в многоцелевой вездеход для армии.

armiya_2015_leokuznetsoff_img_4711armiya_2015_leokuznetsoff_img_4726armiya_2015_leokuznetsoff_img_4728den_pobedy_2015_leokuznetsoff_img_3324

Для справки.

ОАО «Курганмашзавод» (входит в ЧЕТРА-ПМ) помимо гражданской продукции (вездеходы ТМ, погрузчики с бортовым поворотом МКСМ, прицепы к легковым автомобилям) выпускает широкий спектр военной техники: боевые машины пехоты БМП-3, боевые машины десанта БМД-4М, бронетранспортеры БТР-МДМ. Среди последних разработок — универсальная платформа для боевых машин Курганец-25.

vezdexod_2013_leokuznetsoff_img_0153

Другие статьи о технике Курганмашзавода можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.