Хоть в Арктику, хоть в армию — вездеход ЧЕТРА ТМ 140
Компания ЧЕТРА-ПМ продолжает продвижение на рынке модернизированного вездехода ЧЕТРА ТМ 140 А. После премьерного показа на форуме Армия-2015, новая машина в начале декабря была представлена на V Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее» в Санкт-Петербурге. Одно из главных отличий ТМ 140 А — возможность бронирования вездехода для использования в качестве боевой машины в условиях Крайнего Севера.
Впервые на широкой публике вездеход ТМ 140 появился в 2013 году, на выставке "Вездеход". Причем сразу в двух вариантах. Машину с пассажирским модулем на стандартных гусеницах можно было детально осмотреть на стенде ЧЕТРА-ПМ в павильоне, а ходовые качества бортового вездехода с краном-манипулятором на гусеницах с уширителями была возможность протестировать на заснеженной площадке для тест-драйвов.
Новый вездеход однозначно понравился заказчикам. Стальной сварной корпус дает машине возможность не только двигаться по бездорожью на гусеницах, но и преодолевать водные преграды вплавь. Движение по воде обеспечивается за счет вращения гусениц. Благодаря независимой подвеске опорных катков ТМ 140 отличается плавностью хода, нечасто встречающейся на технике такого класса.
Просторный кабинный модуль рассчитан на перевозку семи человек. Сиденья заднего ряда можно трансформировать в спальное место. На водительском месте нет привычных на гусеничных машинах рычагов управления трансмиссией. Основные функции управления на ТМ 140 сосредоточены на джойстике, выполненном в виде штурвала. Задний ход включается отдельной кнопкой на панели приборов.
В средней части вездехода расположен модуль силовой установки. Здесь находится сердце вездехода — 6-цилиндровый V- образный дизель ЯМЗ-236Б с непосредственным впрыском топлива. Коробка передач гидромеханическая, 6-ступенчатая, с электрогидравлическим управлением. Крутящий момент от коробки передач через угловой редуктор передается к двум планетарным двухступенчатым механизмам поворота. В модуле силовой установки слева и справа имеются двери, а в полу — 4 люка для доступа к трансмиссии и топливному баку. Это дает возможность эксплуатировать и обслуживать вездеход длительное время в автономном режиме, что очень важно в условиях Крайнего Севера.
Система отопления вездехода двухконтурная. Автономный контур включает в себя тепловентилятор с автоматом поддержания заданной температуры, зависимая работает от системы охлаждения двигателя.
В задней части вездехода расположена грузовая бортовая платформа. Задний борт имеет откидную секцию с раскладывающейся секцией. По заказу откидными секциями могут быть оснащены и боковые борта.
В кузове можно установить пассажирский или медицинский модуль, либо технологическое оборудование: буровую установку, кран-манипулятор, цистерну-топливозаправщик.
Дальнейшим развитием преимуществ конструкции ЧЕТРА ТМ 140 стал проект «Четра-Караван», получивший в конце 2014 года премию Международного конкурса научных, научно-технических и инновационных разработок, направленных на развитие и освоение Арктики и континентального шельфа, а также почетный диплом за вклад в реализацию национальных интересов России в Арктике на IV Международном форуме «Арктика: настоящее и будущее». Суть проекта в следующем. Из вездеходов ТМ 140 формируются караваны, состоящие минимум из трех единиц: топливозаправщика, «грузовика» и машины со специальным модулем (пассажирским, медицинским, ремонтным и т.п.). В качестве опции на вездеходы может быть установлена система «Круиз-контроль», при которой оператор управляет первой машиной, а остальные следуют за ней на «автопилоте» благодаря оборудованию для телеметрической связи.
Как отмечают эксперты, такие караваны являются наиболее эффективным решением для решения транспортно-логистических задач в регионах Заполярья и Крайнего Севера, где невозможно строительство развитой сети дорог и сопутствующей инфраструктуры (заправок, станций техобслуживания). «ЧЕТРА-Караван», адаптированный к суровому климату Крайнего Севера, уверенно чувствующий себя на бездорожье и работающий по принципу «все свое ношу с собой», способен без труда решать самый широкий спектр задач — от сопровождения поисково-разведочных экспедиций до снабжения товарами местного населения.
При этом, как утверждают разработчики, вездеходы ЧЕТРА ТМ 140 не причиняют вреда уникальной природе Крайнего Севера. Они имеют очень низкое удельное давление на грунт (0,026МПа), а их гусеницы не разрушают почвенно-травяной покров тундры.
Неудивительно, что новым вездеходом заинтересовались военные. В июле 2015 года на форуме Армия в Кубинке на площадке Курганмашзавода (входит в «ЧЕТРА-ПМ») впервые был представлен новый вездеход ТМ 140 А в «боевой» арктической окраске. Машина сразу привлекла к себе внимание специалистов, тем более что ранее прошла информации о намерениях Минобороны принять на вооружение новые образцы вездеходной техники, прошедших испытания в Заполярье. Что за машины испытывались неизвестно, но очень похоже на то, что среди них был и ТМ 140 А (возможно, в специальном исполнении для армии).
Об особенностях конструкции показанного на форуме ТМ 140 А представители завода, впрочем, тоже особо не распространялись. В общих чертах — на модернизированном вездеходе усилена конструкция кабины, установлены новая 6-ступенчатая трансмиссия «Синтез» и дополнительная независимая тормозная система, обновлена система предпускового подогрева двигателя. Основные характеристики остались без изменений. Двигатель — дизель с турбонаддувом ЯМЗ-236Б2 мощностью 250 л.с., грузоподъемность 4 тонны (7 человек + 3500 кг груза), скорость 45 км/ч на грунте и 4 км/ч по воде, запас хода 550 км.
Самая интересная строчка в табличке с характеристиками - эксплуатационная масса; после значения «11200 кг» есть сноска «без брони». Таким образом несложно сделать вывод, что ТМ 140 А в недалеком будущем будет призван на военную службу.
Более того, рядом с вездеходом был показан образец двери кабины с броневой защитой, разработанной ОАО «НИИ стали». Бронирование выполнено по классу 3 по ГОСТ Р-50744-95 и обеспечивает защиту от пуль 7,62 мм (автомат АКМ) и 5,45 мм (автомат АК-74).
Учитывая намерения России развивать освоение северных территорий и арктического шельфа, потребность в технике для защиты интересов страны в суровых климатических условиях при полном бездорожье будет стабильно высокой. Бронированный ТМ 140 А может выполнять как чисто транспортные функции (перевозка личного состава, военных грузов), так и быть базой для монтажа боевых модулей. Причем с минимальным набором вооружения ТМ 140 А может быть использован для патрулирования, а при установке более серьезных артиллерийских систем или пусковых для ракет надежно защитить охраняемые объекты от необдуманных действий соседей. В любом случае, у «Курганмашзавода» есть все возможности превратить ТМ 140 А в многоцелевой вездеход для армии.
Для справки.
ОАО «Курганмашзавод» (входит в ЧЕТРА-ПМ) помимо гражданской продукции (вездеходы ТМ, погрузчики с бортовым поворотом МКСМ, прицепы к легковым автомобилям) выпускает широкий спектр военной техники: боевые машины пехоты БМП-3, боевые машины десанта БМД-4М, бронетранспортеры БТР-МДМ. Среди последних разработок — универсальная платформа для боевых машин Курганец-25.
Другие статьи о технике Курганмашзавода можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии , отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два