Главная » выставки, Мотоциклы, Олдтаймеры

Почётный мотоэскорт России: накануне юбилея

28 июня 2015 Просмотров: 1 031 Комментариев нет

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8223

Ни одно важное государственное мероприятие, ни один визит в Россию глав зарубежных держав не обходится без сопровождения автомобильного кортежа мотоциклистами. В следующем году Почётному мотоэскорту России исполнится 60 лет. На проходившей в марте этого года Олдтаймер-Галерее Ильи Сорокина истории Почётного мотоэскорта был посвящён отдельный стенд.

С момента создания СССР из-за жёсткой системы организации безопасности высших руководителей государства их появления на публике были крайне немногочисленны. В основном они принимали участие в парадах и праздничных демонстрациях на Красной площади, съездах Советов, сессиях Верховного Совета СССР. В связи с этим, развитие государственного протокола и дипломатического этикета было существенно ограничено.

Ситуация изменилась в середине 50-х годов. Расширение внешнеполитических связей советского руководства, взаимные визиты глав государств и членов правительств потребовали установления норм протокола, соответствующих общемировым стандартам протокольной практики. Обеспечение безопасности высокопоставленных лиц во время таких визитов стало едва ли не самым приоритетным направлением начавшейся работы.

Для снижения риска нападения во время следования кортежа правительственных автомобилей службы безопасности многих государств практиковали увеличение скорости движения. Однако увеличивать её до бесконечности нельзя. Поэтому идея организации почётного мотоциклетного эскорта, который при необходимости мог стать дополнительным рубежом охраны, пришлась как нельзя более кстати.

*

bosch_moskau_klassik_2015_leokuznetsoff_img_3434

на фото: мотоциклисты Почётного эскорта готовятся к показательным выступлениям на полигоне ФСО во время проведения ралли ретро-автомобилей Bosch Moskau Klassik , 2015 г.

*

21 января 1956 года в составе Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля КГБ СССР был образован отдельный мотоциклетный взвод. Главной его задачей было обеспечение безопасности советских руководителей и зарубежных делегаций во время следования кортежей. Кроме того, эскорт мотоциклистов значительно усиливал торжественныо-парадный эффект при приёме высокопоставленных зарубежных гостей.

Согласно штатно-должностной структуре мотоциклетного взвода было предусмотрено три офицерские должности: командир взвода, его заместитель и заместитель по технической части. Во взводе было также 4 командира отделений, 4 старших мотоциклиста и 12 рядовых мотоциклистов. Все эти должности замещались военнослужащими сверхсрочной службы. Кроме того, в подразделении проходили срочную службу 12 солдат-пулемётчиков.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8266

на фото: удостоверение личности мотоциклиста отдельного мотоциклетного взвода Отдельного полка специального назначения Управления Коменданта Московского Кремля Акимова П.П., 1967г.

*

Первым заданием мотоциклетного взвода Отдельного полка особого назначения должно было стать сопровождение кортежа Президента Югославии Иосипа Броз Тито, визит которого должен был состояться в июне 1956 года. Это событие должно было произойти всего через полгода после образования отдельного мотоциклетного взвода, и при подготовке мотоциклистов возникло немало проблем. На подготовку к мероприятию отводилось всего около трёх месяцев, при этом ни опыта создания и функционирования подобных подразделений, ни подготовки и обучения мотоциклистов, в стране не было. Некоторые военнослужащие первого набора не имели даже минимального уровня водительского опыта. При этом на начальном этапе обучение было организовано собственными силами, без привлечения инструкторов со стороны.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8268

на фото: курс вождения мотоциклов (КМВЦ-60), Москва, Воениздат МО СССР, 1961г.

*

Из воспоминаний ветерана подразделения Д.В.Горбачёва: «Тренировки проводились на спортивной базе в Кучино, в две смены. Занятия проводились в две смены, практически круглосуточно. Освоение правил дорожного движения, материальной части и тренировки по вождению велись практически одновременно. К началу занятий мотоциклы закупить не успели, поэтому первые две недели приёмы взаимодействия в составе расчёта отрабатывали на велосипедах.»

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8267

на фото: техническая документация на мотоцикл «Эскорт-78» (Днепр-14.9), 1978г.

*

Несмотря на предельно короткое время, отведённое на подготовку первого почётного эскорта, с поставленной задачей справились в срок. 1 июня 1956 года эскорт мотоциклистов выехал на своё первое задание по сопровождению и обеспечению безопасности кортежа Президента Югославии Иосипа Броз Тито. При этом мотоциклисты столкнулись с неожиданными трудностями, предусмотреть которые во время подготовки было невозможно. Например, встречающие кортеж советские граждане, находившиеся вдоль трассы следования машин, не ожидали столь торжественного проезда и толпились на проезжей части и зачастую препятствовали следованию с заданной скоростью. Тем не менее, мотовзвод успешно справился с возложенной задачей и провёл своё первое эскортирование на высшем уровне.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8880-1

на фото: встреча первого космонавта Ю.А.Гагарина 14 апреля 1961 года

*

Помимо сопровождения высших государственных лиц, мотоциклисты принимали участие во время торжественных встреч экипажей первых советских космических кораблей. В период с 1961 по 1969 годы мотоциклетный взвод Почётного эскорта обеспечил восемь таких мероприятий. Во время одного из них произошёл инцидент, который доказал необходимость принятия мер повышенной безопасности при следовании кортежей с высокопоставленными лицами.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8880-2

на фото: встреча экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5» В.А.Шаталова, А.С.Елисеева, Е.В.Хрунова и Б.В.Волынова 22 января 1969 года

*

22 января 1969 года, во время церемонии встречи экипажей космических кораблей «Союз-4» и «Союз-5», при въезде кортежа в Московский Кремль, около Боровицких ворот по одной из машин террорист В.И.Ильин открыл огонь из двух пистолетов ПМ по одной из машин. Пропустив певрый открытый автомобиль с космонавтами, ильин обстрелял вторую машину, в которой по его мнению должен был находиться руководитель СССР Л.И.Брежнев. Однако во втором автомобиле также находились космонавты — Г.Т.Береговой, А.А.Леонов, А.Г.Николаев и В.В.Терешкова. Ильин успел произвести двенадцать выстрелов до того момента, как был обезврежен сотрудниками охраны. Водитель обстрелянной машины Гаража особого назначения, старшина сверхсрочной службы И.Е.Жарков получил смертельное ранение. Большего количества жертв удалось избежать благодаря умелым действиям сержанта сверхсрочной службы В.А.Зацепилова. Он направил свой мотоцикл на Ильина, тем самым перекрыв ему сектор обстрела. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1969 года, за отвагу и мужество, проявленные при выполнении служебного долга, мотоциклист почётного эскорта В.А.Зацепилов и шофёр ГОНа И.Е.Жарков (посмертно) были награждены орденом Красной Звезды.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8883-1

на фото: сержант сверхсрочной службы Василий Алексеевич Зацепилов

*

В последние годы, мотоциклисты почётного эскорта принимают участие не только в сопровождении кортежей высших государственных лиц, но и в крупных общественных событиях страны.

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8265

на фото: служебное удостоверение сотрудника Почётного эскорта 8-го отдела 9-го управления КГБ СССР Мурзина Е.И., 1990г.

*

Среди них церемония переноса Вечного огня на Поклонную гору (2009 г.), празднование 50-летия первого полёта человека в космос (2011 г.), сопровождение Олимпийского огня на Красную площадь (2013 г.), международный военно-музыкальный фестиваль «Спасская башня»(2014 г.).

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_88722015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8874

на фото: шлемы мотоциклистов Почётного эскорта:

слева ЗШ-М (1974—1984 гг.)

справа ЗШ-М2 (1984—1993 гг.)

*

*

2015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_88752015_oldtimer_gallery_xxiii_leokuznetsoff_img_8876

на фото: шлемы мотоциклистов Почётного эскорта:

слева Schuberth BMW-3 (1932012 гг.)

справа Schuberth-C3 (с 2012 г.)

*

О мотоциклах, в разные годы состоявших на службе в Почётном мотоэскорте, читайте здесь.

Другие материалы об Олдтаймер-Галерее можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.