Марнское такси: столетие подвига
Сто лет назад, в сентябре 1914 года, была проведена одна из самых ярких военных операций с участием автомобилей, поставившая точку в споре о пригодности автомобиля к службе в армии. Рвущиеся к Парижу немецкие войска были остановлены французскими частями, оперативно переброшенными к линии фронта парижскими таксомоторами Рено.
В начале двадцатого века однозначного ответа на вопрос о целесообразности замены в армии конной тяги на автомобильную не было. Между сторонниками гужевого и моторизованного транспорта велись споры, по накалу страстей не уступавшими реальным фронтовым баталиям. Лошади были привычнее, не требовали специально обученного персонала, уверенно преодолевали и заснеженные дороги, и распутицу в межсезонье. Автомобили же в то время были сложны в эксплуатации, их обслуживание требовало квалифицированных механиков и водителей, да и проходимость оставляла желать лучшего. Точка в этих дебатах, решившая спор в пользу автомобиля, была поставлена в ночь с 7 на 8 сентября 1914 года.
Первая мировая война была в самом разгаре. В 50 километрах от Парижа разворачивалось одно из самых крупных сражений той войны. Германские войска уверенно наступали, французам грозило полное окружение. Резервов для обороны уже не оставалось, все части были на фронте. 2 сентября французское правительство покинуло столицу, опасаясь взятия города немцами. Начальником в Париже остался военный комендант, генерал Жозеф Галлиени, твёрдо решивший защищать город до последнего.
7 сентября в Париж прибыла Марокканская дивизия — одна из немногих оставшихся у французов резервных частей. В тот же день авиаразведка доложила, что немцы оголили свой фланг в районе реки Марна. Сложилась удачная обстановка для контрудара — но как перебросить дивизию на 50 километров за одну ночь?
Точный автор идеи использовать парижские такси неизвестен. Однако известно, что по приказу коменданта Галлиени полицейские Парижа в течении нескольких часов останавливали все столичные такси. Пассажиров высаживали, а водители получали приказ: двигаться на площадь у Дома Инвалидов. В ответ на вопрос об оплате, таксисты слышали «получите по счётчику». (Полицейские не соврали — с водителями действительно расплатились. Каждый получил в среднем по 130 франков, в пересчёте на сегодняшний курс это примерно 15000-18000 рублей).
В результате этих действий удалось собрать порядка 600 машин. За два рейса такси быстро перебросили к Марне около 6000 солдат и офицеров. Многие из них вступали в бой, что называется, «с колёс». В результате немцы были не только остановлены — 9 сентября началось германское отступление от Парижа.
Эту блестящую военную операцию французы окрестили «Марнское чудо», а главный её участник — парижский таксомотор, с тех пор именуют «Марнское такси». «Марнскому такси» поставили памятники, в его честь выпустили почтовую марку и бессчётное количество сувениров. А что за автомобиль удостоен такой чести?
Право называться «Марнским такси» принадлежит сегодня автомобилю Рено. Хотя в переброске к Марне Марокканского корпуса участвовали и автомобили других марок, подавляющее большинство таксомоторов были именно этой фирмы, с характерным ромбиком на капоте-утюге.
Самым массовым среди «Марнских такси» был Renault модели AG, выпускавшийся с 1905 года. Это был очень удачный автомобиль, едва ли не самая массовая европейская машина тех лет. AG имел двухцилиндровый двигатель объёмом 1,2 литра мощностью 9 л.с., 3-ступенчатую коробку передач и барабанные тормоза задних колёс.
Для работы в качестве такси использовали машины с кузовом «фиакр»: пассажиры располагались в закрытом салоне (иногда со складным верхом сзади), а водитель находился спереди на открытом с боков и спереди диванчике. Для защиты от дождя, впрочем, имелся складной тент, но комфортными такие условия работы язык назвать не поворачивается.
В 1910 году на смену модели AG пришёл Renault AX. Новая машина имела более мощный 12-сильный двигатель и ряд других улучшений.
В частности, водительское место получило переднюю стенку с ветровым стеклом. Машины этой модели также широко использовались в качестве таксомоторов и внесли свой вклад в победу на Марне.
Другие статьи о Renault вы можете посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст: Леонид Кузнецов
Фото: RM Auctions, Christian Decombas и из сети Интернет
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источники
Оставить комментарий или два