Главная » выставки, Грузовые, Новости, Олдтаймеры

УралЗиС-355М: миасский потомок московской трёхтонки

6 августа 2014 Просмотров: 4 234 Комментариев нет

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 1

Первые советские грузовики отличались завидным долгожительством на конвейере. Прямой потомок освоенного в начале 1930-х годов ЗиС-5 выпускался до 1965 года.

История автозавода Урал началась в 1941 году. Решением Государственного комитета обороны в Миассе было организовано литейное и автомоторное производство на базе эвакуированных мощностей московского завода ЗиС. Первый цех нового завода начал работу в марте 1942 года, месяцем позже были собраны первые двигатели и коробки передач. А годом позже завод был преобразован в автомобильный и стал называться УралЗиС. В июле 1944-го здесь начали выпускать ЗиС-5В, упрощённую модификацию довоенной трёхтонки (до этого машину выпускал завод УльЗиС, впоследствии УАЗ).

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 6

С окончанием войны московский ЗиС начал осваивать производство новой модели ЗиС-150. А на Урале продолжался выпуск хоть и простоватой, но недорогой и потому востребованной в разрушенном войной народном хозяйстве трёхтонки. Естественно, послевоенные УралЗиСы постепенно возвращали себе упразднённые военным временем «излишества»: передние тормоза, вторую фару. Крылья машины снова стали штампованными, но кабина по-прежнему оставалась деревянной.

Однако было ясно, что архаичному грузовику в ближайшее время нужна замена. Предполагалось освоить производство полностью новой машины. Однако, в силу ряда причин, от него пришлось отказаться. Вместо этого на свет появился УралЗиС-355М, в основе своей сохранивший конструкцию ЗиС-5. Его производство началось в 1958 году.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 8УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 9

Двигатель автомобиля Урал-355 представлял собой модернизированный мотор ЗиС-5 с увеличенной степенью сжатия и возросшей до 95 л.с. мощностью. А вот 4-ступенчатая коробка передач, подвеска и мосты остались прежними.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 14УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 19УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 18

В то же время, машина получила совершенно новые кабину, капот и оперение. Кабина, собственно, была аналогична кабине ГАЗ-51. А вот передняя часть — крылья, капот и облицовки были более массивными, ем у горьковской машины. В плане условий труда для водителя, это был несомненный шаг вперёд.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 17УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 20УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 12

Цельнометаллическая «газоновская» кабина была однозначно комфортабельней, чем угловатая деревянная ЗиСовская. А вот с точки зрения эксплуатации УралЗиС явно проигрывал и московским, и горьковским новым грузовикам. В частности, на нём отсутствовали разъёмы для подключения тормозной системы прицепа.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 13УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 11

Единственная розетка, имевшаяся на грузовике — штепсель для подключения электрооборудования, поэтому грузоподъёмность прицепа ограничивалась пятью сотнями килограммов.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 15УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 7

Но это по паспорту. В хозяйствах и базовый грузовик, имевший по документам грузоподъёмность 3500 кг, часто возил по 5, а то и по 6 тонн, благо прочная рама это позволяла.

Основная масса УралЗиСов была отправлена на освоение целины, а также в автохозяйства Урала, Сибири и Дальнего Востока. В Центральной части России они встречались нечасто. До 1965 года было выпущено 192580 экземпляров. После переименования завода в 1961 году, выштамповка на боковинах капота изменилась с «УралЗиС» на «УралАЗ».

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 10

Именно такой автомобиль можно увидеть на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 2УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 3

Грузовик Урал-355М с одноосным прицепом отреставрирован Кузовной мануфактурой Александра Бушуева.

УралЗиС 355М с прицепом на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 16

Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.