Главная » Легковые, Олдтаймеры, выставки

От «горбатого» к «ушастому»: автомобили Запорожец советского периода

18 августа 2014 Просмотров: 3,064 2 комментария

ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4251

Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотню тысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.

После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях завода сельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».

ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4254ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4238

Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600, конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.

ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5009ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5004

Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.

ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4999ЗАЗ 965 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5001

В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.

ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5006ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4233

На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.

ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5027ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5019

Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.

ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4240ЗАЗ 966 на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5014

Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.

ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4994ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5043

В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.

ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5032ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5034

В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».

ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5022ЗАЗ 968А на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4245

С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.

ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4229ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 4213

Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.

ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5047ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5044

Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.

ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5037ЗАЗ 968М на выставке 90 лет советскому автопрому на ВДНХ - 5038

Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».

Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

2 комментария »

  • Денис пишет:

    сегодня прочитал, что якобы информация о остановке завода до октября вроде не соответствует действительности... писали о 21000 сокращенных сотрудников, но прошла информация что при современной автоматизации производства на заводе работает всего 6000 человек...хотя информация о всего 8 выпущенных в июле легковых автомобилях подтвердилась...

  • WalterOa пишет:

    Однако народ в то время был неприхотливый. К тому же советские автовладельцы были так рады долгожданному приобретению, что закрывали глаза на все неудобства. Главное автомобиль свой, родной. В три раза дешевле Волги !

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.