От «горбатого» к «ушастому»: автомобили Запорожец советского периода
Запорожский автозавод благодаря «незалежным» бездарям сейчас находится на грани закрытия. А было время, когда предприятие выпускало сотню тысяч машин в год… А первенец завода, «горбатый Запорожец», стал самым популярным «автомобильным» героем советских анекдотов.
После революции 1917 года Запорожский завод «Коммунар», возникший на площадях завода сельскохозяйственных машин Абрагама Коопа, продолжал сохранять свой профиль. Он занимался выпуском машин для сельского хозяйства. В частности, здесь производили первый советский зерноуборочный комбайн «Коммунар», благодаря освоению которого Республика Советов смогла отказаться от импорта таких машин. Ситуация изменилась в 1960 году, когда завод был переименован в автомобильный и начал выпуск малолитражек «Запорожец».
Первая модель завода, ЗАЗ-965, была разработана на заводе «Москвич». Взяв за основу итальянский FIAT-600, конструкторы создали свою версию на его тему, получившую индекс Москвич-444. Машина изменилась как по агрегатной базе, так и внешне. Из двухобъёмного фастбека она превратилась в трёхобъёмный седан. Малолитражка была нужна народному хозяйству, но выпускать её на и без того перегруженном конвейере «Москвича» было нереально.
Тогда и было принято решение о производстве нового автомобиля в Запорожье, а двигателей для него — в Мелитополе. Первые ЗАЗ-965 (такой индекс получил новый автомобиль) сошли с конвейера в 1960 году. Машина имела расположенный сзади двигатель воздушного охлаждения мощностью 23 л.с., скомпонованный в один узел с коробкой передач и приводом ведущих задних колёс. За счёт отсутствия карданного вала, салон автомобиля получился относительно просторным. При этом габаритная высота была небольшой, а центр тяжести располагался низко, что положительно сказалось на устойчивости и проходимости.
В народе ЗАЗ-965, благодаря выступающему сзади округлому капоту, сразу же окрестили «горбатым». С 1962 по 1969 годы выпускалась версия ЗАЗ-965А с двигателем МеМЗ-966 с увеличенной до 27 л.с. мощностью.
На смену «горбатому» ЗАЗ-965 в 1966 году пришёл ЗАЗ-966, названный народом «ушастый» за характерную форму боковых воздухозаборников. Машина имела более современный кузов «седан», но компоновка осталась прежней: заднемоторная, заднеприводная.
Первоначально автомобиль имел модифицированный двигатель предыдущей модели МеМЗ-966В мощностью 27…30 л.с., но с 1967 года стал оснащаться новым 40-сильным мотором МеМЗ-968. Впрочем, на некоторые модификации (в частности, для инвалидов), продолжали устанавливать двигатель 966В.
Помимо характерных «ушей» воздухозаборников системы охлаждения двигателя, ЗАЗ-966 имел хромированную фальш-радиаторную решётку спереди, а также новую эмблему: стилизованное изображение плотины ДнепроГЭСа с буквами ЗАЗ, вписанные в пятиугольник. Выпуск ЗАЗ-966 продолжался до 1972 года.
В 1972 году завод освоил новую модель — ЗАЗ-968. Внешне от предшественника его можно было отличить по угловым поворотникам спереди и отдельным сигналам заднего хода. Однако в целом кузов остался прежним, сохранив характерные «уши»-воздухозаборники.
В 1971 году на экраны вышел мега-популярный мультфильм про крокодила Гену и его друзей, и после этого ЗАЗ-968 получил второе народное прозвище «Чебурашка».
С 1974 года выпускалась модификация ЗАЗ-968А со стилизованной накладкой вместо фальш-решётки на передней панели.
Последней моделью ЗАЗ с двигателем воздушного охлаждения стал ЗАЗ-968М. Его выпуск начался в 1979-м, а закончился в 1994-м году. Система охлаждения двигателя на нём изменилась, поэтому «уши» с боковин исчезли. Воздух для охлаждения поступал через прорези в левой части капота, а боковые решётки предназначались для дополнительной вентиляции служили боковые решётки. Круглые задние фонари были заменены большими прямоугольными блок-фонарями.
Передняя часть также подверглась изменениям: центральная часть стала выпуклой, со стильной горизонтальной накладкой и прямоугольными указателями поворота. Бампера получили съёмные боковые части из пластика и резиновую накладку посередине. Изменилась и эмблема, но не к лучшему: вместо «днепрогэсовского» пятиугольника ЗАЗ-968М нёс на крышке багажника чёрную пластиковую букву З с прямоугольной окантовкой. Впрочем, Советского Союза уже не было, а ЗАЗ делал основную ставку на переднеприводную «Таврию»… Но это уже совсем другая история.
Все модели автомобилей Запорожец с двигателями воздушного охлаждения представлены на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».
Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
сегодня прочитал, что якобы информация о остановке завода до октября вроде не соответствует действительности... писали о 21000 сокращенных сотрудников, но прошла информация что при современной автоматизации производства на заводе работает всего 6000 человек...хотя информация о всего 8 выпущенных в июле легковых автомобилях подтвердилась...
Однако народ в то время был неприхотливый. К тому же советские автовладельцы были так рады долгожданному приобретению, что закрывали глаза на все неудобства. Главное автомобиль свой, родной. В три раза дешевле Волги !
Оставить комментарий или два
Подпишись на RSS!
Подпишись на RSS и получай обновления блога!
Получать обновления по электронной почте:
Рубрики
Архивы
Я на твиттере..