НАМИ-1: первая советская малолитражка
Производство легковых автомобилей, в отличие от грузовых, не было приоритетным направлением в молодой Республике Советов. Тем не менее, выпуск первой советской легковушки НАМИ-1 начался почти одновременно с первым грузовиком АМО-Ф-15.
Первый советский легковой автомобиль НАМИ-1 был создан в 1925 году в Научном Авто-Моторном Институте на основе проекта инженера К.А.Шарапова. Предложенная им схема во многом перекликалась с прогрессивной для того времени конструкцией малолитражек Татра талантливого инженера Ганса Ледвинки. Но при этом НАМИ-1 по ряду узлов в корне отличалась от Татры, поэтому она ни в коем случае не была копией чешской машины.
Основой НАМИ-1 была хребтовая трубчатая рама. Она была намного легче лонжеронной и при этом обладала значительным запасом жёсткости. Передача крутящего момента от двигателя к ведущему мосту осуществлялась валом, проходящим внутри трубы. Карданные шарниры отсутствовали, что позволило и упростить конструкцию, и удешевить её.
Задний конец трубы жёстко крепился к кожуху главной передачи. Соответственно, задняя подвеска машины была независимой, с качающимися полуосями.
Передняя часть трубы также жёстко крепилась к корпусу 3-ступенчатой коробки передач. V- образный верхнеклапанный двигатель воздушного охлаждения имел рабочий объём 1163 см³ и развивал мощность 22 л.с.
Тормозные механизмы были установлены на всех колёсах и имели механический привод.
Подвеска передних колёс была зависимой, на двух продольных четвертьэллиптических рессорах.
Открытый кузов типа «фаэтон» представлял собой деревянный каркас с металлической обшивкой. При этом каждый ряд сидений имел только одну дверь — задний справа, передний слева.
Руль всё ещё был расположен справа — на тот момент однозначного решения о расположении рулевого колеса не было (первый советский грузовик АМО-Ф-15, к слову, тоже был праворульным).
В целом, машина получилась вполне удачной. Она развивала максимальную скорость 90 км/ч, а благодаря отсутствию дифференциала, малой массе (700 кг), колёсам большого диаметра и внушительному клиренсу (225 мм) уверенно чувствовала себя на российском бездорожье. Выпуск НАМИ-1 начался в 1927 году на московском заводе «Спартак» (до революции — каретной фабрике Петра Ильина). Кузова для машины производились на заводе АМО. Однако несмотря на приемлемые характеристики автомобиля, его конструкция всё-же была мало приспособлена для массового выпуска. Кроме того, стране были нужны не малолитражки, ориентированные на эксплуатацию частными лицами, а более мощные автомобили для работы в народном хозяйстве.
Такой машиной стал ГАЗ-А, выпуск которого был начат на Нижегородском автозаводе. А производство НАМИ-1 свернули, успев выпустить до 1931 года 512 автомобилей., после чего производство было свёрнуто.
НАМИ-1 из собрания Политехнического музея и шасси НАМИ-1 из коллекции Авто-Ревю можно увидеть на выставке, посвящённой 90-летию советского автопрома, проходящей на ВДНХ в павильоне «Космос».
Другие статьи о выставке советских автомобилей на ВДНХ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
без сомнения машинка интересная и прогрессивная для своего времени...вообще раньше в нашей стране умели делать достойные автомобили...взять к примеры автомобили РБВЗ, так они по некоторым параметрам даже превосходили иностранные модели!
«Тормозные механизмы были установлены на всех колёсах и имели механический привод» — нет там тормозов на передних колёсах. Даже на фото нет )
Оставить комментарий или два
Подпишись на RSS!
Подпишись на RSS и получай обновления блога!
Получать обновления по электронной почте:
Рубрики
Архивы
Я на твиттере..