Главная » Вездеходы, Военные, Крупный план, Новости, Олдтаймеры

Забытый японец, или первый в мире джип: Куроган Тип 95

1 июля 2014 Просмотров: 3,610 Комментариев нет

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 12

Если спросить, какой джип был первым в мире, большинство ответит — Виллис. И лишь немногие вспомнят о японском разведывательном автомобиле, опередившем американскую машину на несколько лет. А ведь именно Куроган Тип 95 является, по сути, первым серийно выпускавшимся джипом.

Необходимость в легком автомобиле-вездеходе, который можно использовать для разведки, связи и в качестве штабной машины для офицеров, японские военные осознали в начале 1930-х годов, после боевых действий в Манчжурии, закончившихся созданием марионеточного государства Маньчжоу-Го.

Мотоцикл Rikuo на слете Моторы Войны 2014 - 1

Созданием такого автомобиля занялась фирма Rikuo Nainenki, успешно выпускавшая в то время трёхколёсные мотоциклы с коляской по заказу Министерства обороны Японии. Однако серийный выпуск нового джипа (или кюбельвагена?) был налажен на токийской мотоциклетной фирме Nippon Nainenki Seiko.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 20

Машина получила армейское обозначение Type 95 Kurogane (Куро-Ган, в переводе «Чёрная Сталь»). Почему эксперты называют её первым джипом? Тому несколько причин.

  • Во первых, Куроган был специально созданным для армии внедорожником, а не полноприводной переделкой гражданской модели.
  • Во вторых, конструкция машины — прочная рама с упрощенным открытым кузовом, на долгие годы стала классической для джипов.
  • В третьих, это была полностью японская машина, не копировавшая ни один зарубежный автомобиль.
  • В четвёртых, серийное производство Курогана началось на шесть (!) лет раньше Виллиса.

Так что как ни крути, а именно Куроган следует считать первым джипом в мире.

Что же представлял из себя Тип 95? Основой автомобиля была двойная лонжеронная рама с пятью поперечинами.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 16

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 15Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 14

В передней её части находился V-образный верхнеклапанный двухцилиндровый двигатель воздушного охлаждения, смонтированный в едином блоке с 3-ступенчатой коробкой передач и одноступенчатой раздаточной коробкой. Неразрезной задний мост подвешен на полуэллиптических рессорах, полуоси передних колес — на поперечных рычагах и пружинах.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 17Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 18

Тормозные механизмы с механическим приводом устанавливались только на задних колёсах.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 9

Интересная особенность Курогана — два топливных бака, размещенных в задней части машины, слева и справа (обратите внимание на две крышки бензобаков на кузове).

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 7

На панели приборов был расположен четырехпозиционный переключатель, дававший возможность полностью отключать подачу топлива, подавать бензин от одного из баков либо от двух сразу.

Несмотря на военное назначение, Куроган имел ряд опций, встречавшихся в то время далеко не на всех легковых машинах.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 19Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 13

В частности, он был оснащен стеклоочистителем с электроприводом и выкидными семафорами-указателями поворота.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 3Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 4Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 5Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 8Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 6

Производство Тип 95 началось в 1935 году. До 1941 года машина выпускалась с трёхместным двухдверным кузовом, впоследствии замененным на четырёхдверный фаэтон. Существовала также версия пикап с двухместной закрытой кабиной и бортовым кузовом.

Тип 95 Куроган прекрасно зарекомендовал себя на службе в армии. Он отличался завидной проходимостью, так как имел колёсную базу 2000 мм при дорожном просвете 230 мм (благодаря 18-дюймовым колесам). Мощности двигателя 33 л.с. хватало чтобы разогнать полностью загруженный автомобиль (1250 кг) до 70 км/ч. Кроме того, двигатель с воздушным охлаждением идеально подходил для машины, участвовавшей в боевых действиях в северном Китае и Манчжурии, с большими перепадами высот, температур и дефицитом воды.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 2

Достоинства Курогана высоко оценили не только японцы, но и их противники. И советские, и американские солдаты активно использовали трофейные Куроганы как для развлекательных поездок, так и для работы в тылу. Однако после капитуляции Японии выпуск Курогана был запрещён американской военной администрацией.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 1

Дела у фирмы-производителя Nippon Nainenki Seiko шли всё хуже и хуже, и в 1965 году она была поглощена концерном Nissan, выпустив 4,775 Куроганов всех модификаций. А трофейные Тип 95, оставшиеся от Второй Мировой войны, продолжали использоваться в боевых действиях в Индокитае и Бирме до середины 1950-х годов. До наших дней сохранилось менее десятка этих машин. На фотографиях представлен Куроган Тип 95 выпуска 1938 года, принимавший участие в слёте Моторы Войны в этом году.

Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 10Джип Kurogane Type 95 на слете Моторы Войны 2014 - 11

Другие статьи о слёте Моторы Войны можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.