Последняя экскурсия на ЗиЛ: когда завод ещё работал…
В конце мая прошлого года мне довелось побывать на московском автозаводе имени Лихачёва. Завод уже практически не работал, однако его плановая ликвидация ещё не началась. Возможно, вам будет интересно посмотреть фоторепортаж об этом визите.
В первую очередь, хочу выразить благодарность Главному конструктору ЗиЛ Евгению Леонидовичу Рыбину. Именно благодаря ему мне удалось побывать и в цехах предприятия, и на площадке готовой продукции. Но обо всём по порядку.
Рассказывать о той части завода, где располагались конвейеры, смысла нет. К моменту моего посещения они уже не работали, а часть оборудования была демонтирована. Зато в опытных цехах и лабораториях работа продолжалась несмотря на тяжёлое положение завода.
На снимках представлен ЗиЛ-432930 с модернизированной ходовой частью, установленный на стенде «Шенк». Назначение этого стенда — моделирование нагрузок на ходовую часть машины в процессе эксплуатации. Каждое из колес автомобиля крепится на отдельном подвижном столе, что обеспечивает исследование прочности рамы на изгиб и кручение, надежность крепления узлов автомобиля, ресурс мостов и элементов подвески. В результате проверки на этом стенде, например, была выявлена недостаточная прочность малолистовых передних рессор, изготовленных по обходной технологии. Их заменили на аналогичные рессоры Чусовского завода, оказавшиеся более надёжными. Выводы о прочности шасси новой машины предполагали сделать после «протряски» на стенде 5-6 тысяч километров в режиме «плохих дорог» (100-150 тысяч километров по дорогам первой категории).
В цехах больше ничего особо интересного я не встретил, разве что попался навстречу опытный экземпляр «Бычка» с рестайлинговой кабиной. Такая кабина устанавливалась на 4,5 тонный ЗиЛ-4362, но с модернизированным бампером. Здесь же на машине стоит бампер от грузовика ЗиЛ-4331.
На площадке готовой продукции я отснял ещё одну из последних разработок завода — полноприводный ЗиЛ-43274Н. В связи с прекращением производства ряда узлов для полноприводных автомобилей ЗиЛ смежными предприятиями, завод самостоятельно разработал для них недостающие узлы трансмиссии. В частности, на этом автомобиле стоят гипоидные ведущие мосты, диафрагменное сцепление увеличенного диаметра, симметричная раздаточная коробка.
Ещё одна машина, которую можно назвать на тот момент новой — комбинированная дорожная машина на шасси ЗиЛ-4329В3.
В 2012 году я видел целую шеренгу этих бескапотных шасси без кузовов, а в мае 2013-го все они (за исключением одного) уже были оснащены коммунальными надстройками и ожидали отправки заказчику. Коммунальное оборудование изготовлено Смоленским автоагрегатным заводом СААЗ (входящим в состав АМО ЗИЛ).
На площадке было немало и других специальных машин завода СААЗ. В частности, мне попались топливозаправщики АТЗ-7,
самосвал СААЗ-454510,
комбинированные дорожные машины МДК-432932 и МДК-433362.
Впрочем, не только СААЗ занимался выпуском спецтехники на базе ЗиЛ. Вот, например, комбинированная дорожная машина КО-829А,
бункерный мусоровоз КО-440А,
мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-4
и вакуумная илососная машина КО-520Д Арзамасского завода Коммаш.
А эти мусоровоз с задней загрузкой МКЗ-22600
и бункерный мусоровоз МКС-1 изготовил Ряжский АРЗ.
Достаточно редкий автомобиль московского предприятия Мосгормаш — подметально-уборочная машина ПУМ-96.
Цистерны для пищевых жидкостей на шасси ЗиЛ традиционно выпускал Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ). На снимке — цистерна модели 462454.
Попалось мне и несколько машин с кузовами рязанского предприятия Центртранстехмаш (ЦТТМ).
Причем не только традиционных фургонов, но и бортовая платформа с тентом на шасси двухкабинного «Бычка» ЗиЛ-5301М2.
Кроме готовых автомобилей, на площадке было немало шасси.
Причем не только в гражданской окраске, но и явно предназначенных для монтажа кузовов пожарных автомобилей.
Полной неожиданностью для меня стал седельный тягач ЗиЛ-433362. Причём машина была полностью комплектная, даже запаска на седле закреплена. Этот седельник явно должен был не сегодня-завтра отправиться к новому хозяину. Вот и верь после этого словам о том, что клиентов на ЗиЛ не найти…
Дело видимо не в клиентах, а в неумелом маркетинге. Вот, например, несколько автобусов ЗиЛ-3250АО. Похоже, они своих покупателей дожидались уже долго…
Вот таким вот получился мой последний визит на завод ЗиЛ. К сожалению, повторить его в нынешнем году невозможно. Почему — я думаю, вы знаете сами.
Другие статьи о ЗиЛ можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
статья действительно ценная в информационном плане! всегда стараюсь следить за новостями отечественной техники, особенно за новостями по ЗИЛу — старейшему отечественному заводу. огорчает конечно, что ЗИЛ потихоньку разваливают!из последних новостей кроме распродажи территории и паре пожаров, слышал на ЗИЛе вроде собираются организовать сборку седанов Mercedes-Benz S-класса? также в начале года попадалась инфа про обновленный ЗИЛ-432932 с новой мордой? известно ли что про этот грузовик? слышал вроде производство грузовиков с ЗИЛа на СААЗ передали если не путаю? но месяц назад вроде прошла информация, что СААЗ тоже к банкротству подводят? и последнее как обстоят дела на ММЗ? в общем вопросов масса...в связи с этим нет ли возможности подготовить новую статью о сегодняшнем состоянии ЗИЛа? я понимаю, что посетить завод возможности нет, но вы думаю лучше осведомлены с состоянием завода...
Оставить комментарий или два