Главная » Грузовые, Коммунальные, Пассажирский транспорт

Последняя экскурсия на ЗиЛ: когда завод ещё работал…

6 июля 2014 Просмотров: 18 288 Один комментарий

завод ЗиЛ май 2013 - 2

В конце мая прошлого года мне довелось побывать на московском автозаводе имени Лихачёва. Завод уже практически не работал, однако его плановая ликвидация ещё не началась. Возможно, вам будет интересно посмотреть фоторепортаж об этом визите.

главный конструктор ЗиЛ Е.Л.Рыбин завод ЗиЛ май 2013 - 1

В первую очередь, хочу выразить благодарность Главному конструктору ЗиЛ Евгению Леонидовичу Рыбину. Именно благодаря ему мне удалось побывать и в цехах предприятия, и на площадке готовой продукции. Но обо всём по порядку.

Рассказывать о той части завода, где располагались конвейеры, смысла нет. К моменту моего посещения они уже не работали, а часть оборудования была демонтирована. Зато в опытных цехах и лабораториях работа продолжалась несмотря на тяжёлое положение завода.

ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 4

ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 6ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 5ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 3ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 1ЗиЛ 432930 с модернизированной ходовой частью на стенде Шенк завод ЗиЛ май 2013 - 2

На снимках представлен ЗиЛ-432930 с модернизированной ходовой частью, установленный на стенде «Шенк». Назначение этого стенда — моделирование нагрузок на ходовую часть машины в процессе эксплуатации. Каждое из колес автомобиля крепится на отдельном подвижном столе, что обеспечивает исследование прочности рамы на изгиб и кручение, надежность крепления узлов автомобиля, ресурс мостов и элементов подвески. В результате проверки на этом стенде, например, была выявлена недостаточная прочность малолистовых передних рессор, изготовленных по обходной технологии. Их заменили на аналогичные рессоры Чусовского завода, оказавшиеся более надёжными. Выводы о прочности шасси новой машины предполагали сделать после «протряски» на стенде 5-6 тысяч километров в режиме «плохих дорог» (100-150 тысяч километров по дорогам первой категории).

опытный ЗиЛ 4362 завод ЗиЛ май 2013 - 1

В цехах больше ничего особо интересного я не встретил, разве что попался навстречу опытный экземпляр «Бычка» с рестайлинговой кабиной. Такая кабина устанавливалась на 4,5 тонный ЗиЛ-4362, но с модернизированным бампером. Здесь же на машине стоит бампер от грузовика ЗиЛ-4331.

опытный ЗиЛ 43274Н завод ЗиЛ май 2013 - 2опытный ЗиЛ 43274Н завод ЗиЛ май 2013 - 1

На площадке готовой продукции я отснял ещё одну из последних разработок завода — полноприводный ЗиЛ-43274Н. В связи с прекращением производства ряда узлов для полноприводных автомобилей ЗиЛ смежными предприятиями, завод самостоятельно разработал для них недостающие узлы трансмиссии. В частности, на этом автомобиле стоят гипоидные ведущие мосты, диафрагменное сцепление увеличенного диаметра, симметричная раздаточная коробка.

Комбинированная дорожная машина МДК 4329В СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1

Комбинированная дорожная машина МДК 4329В СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 2Комбинированная дорожная машина МДК 4329В СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 3

Ещё одна машина, которую можно назвать на тот момент новой — комбинированная дорожная машина на шасси ЗиЛ-4329В3.

шасси ЗиЛ 4329В3 завод ЗиЛ май 2013 - 1

В 2012 году я видел целую шеренгу этих бескапотных шасси без кузовов, а в мае 2013-го все они (за исключением одного) уже были оснащены коммунальными надстройками и ожидали отправки заказчику. Коммунальное оборудование изготовлено Смоленским автоагрегатным заводом СААЗ (входящим в состав АМО ЗИЛ).

Топливозаправщик АТЗ 7 СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 2Топливозаправщик АТЗ 7 СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1

На площадке было немало и других специальных машин завода СААЗ. В частности, мне попались топливозаправщики АТЗ-7,

Самосвал ЗиЛ-СААЗ-454510 завод ЗиЛ май 2013 - 1

самосвал СААЗ-454510,

Комбинированная дорожная машина МДК 432932 СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1Комбинированная дорожная машина МДК 433362 СААЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1

комбинированные дорожные машины МДК-432932 и МДК-433362.

Комбинированная дорожная машина КО 829А Коммаш Арзамас завод ЗиЛ май 2013 - 1

Впрочем, не только СААЗ занимался выпуском спецтехники на базе ЗиЛ. Вот, например, комбинированная дорожная машина КО-829А,

Бункеровоз КО 440А Коммаш Арзамас завод ЗиЛ май 2013 - 1

бункерный мусоровоз КО-440А,

Мусоровоз КО 440-4 Коммаш Арзамас завод ЗиЛ май 2013 - 1

мусоровоз с боковой загрузкой КО-440-4

Вакуумная илососная машина КО 820Д Коммаш Арзамас завод ЗиЛ май 2013 - 1

и вакуумная илососная машина КО-520Д Арзамасского завода Коммаш.

Мусоровоз МКЗ 22600 Ряжский АРЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1

А эти мусоровоз с задней загрузкой МКЗ-22600

Бункеровоз МКС 1 Ряжский АРЗ завод ЗиЛ май 2013 - 1

и бункерный мусоровоз МКС-1 изготовил Ряжский АРЗ.

подметально-уборочная машина ПУМ 96 Мосгормаш завод ЗиЛ май 2013 - 1

Достаточно редкий автомобиль московского предприятия Мосгормаш — подметально-уборочная машина ПУМ-96.

Цистерна модели 462454 Вологодский машзавод завод ЗиЛ май 2013 - 1

Цистерны для пищевых жидкостей на шасси ЗиЛ традиционно выпускал Вологодский машиностроительный завод (ВМЗ). На снимке — цистерна модели 462454.

ЗиЛ 5301В2 с фургоном Центртранстехмаш завод ЗиЛ май 2013 - 1ЗиЛ 5301К2 с фургоном Центртранстехмаш завод ЗиЛ май 2013 - 1

Попалось мне и несколько машин с кузовами рязанского предприятия Центртранстехмаш (ЦТТМ).

ЗиЛ 5301М2 с двойной кабиной и кузовом Центртранстехмаш завод ЗиЛ май 2013 - 1

Причем не только традиционных фургонов, но и бортовая платформа с тентом на шасси двухкабинного «Бычка» ЗиЛ-5301М2.

двухкабинное шасси ЗиЛ 4974 завод ЗиЛ май 2013 - 2

Кроме готовых автомобилей, на площадке было немало шасси.

двухкабинное шасси ЗиЛ 4974 завод ЗиЛ май 2013 - 1двухкабинное шасси ЗиЛ 4334 завод ЗиЛ май 2013 - 1

Причем не только в гражданской окраске, но и явно предназначенных для монтажа кузовов пожарных автомобилей.

седельный тягач ЗиЛ 433362 завод ЗиЛ май 2013 - 1

Полной неожиданностью для меня стал седельный тягач ЗиЛ-433362. Причём машина была полностью комплектная, даже запаска на седле закреплена. Этот седельник явно должен был не сегодня-завтра отправиться к новому хозяину. Вот и верь после этого словам о том, что клиентов на ЗиЛ не найти…

ЗиЛ 3250АО завод ЗиЛ май 2013 - 1

Дело видимо не в клиентах, а в неумелом маркетинге. Вот, например, несколько автобусов ЗиЛ-3250АО. Похоже, они своих покупателей дожидались уже долго…

Вот таким вот получился мой последний визит на завод ЗиЛ. К сожалению, повторить его в нынешнем году невозможно. Почему — я думаю, вы знаете сами.

завод ЗиЛ май 2013 - 1

Другие статьи о ЗиЛ можно посмотреть здесь.

Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.

Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.

Текст и фото: Леонид Кузнецов

Все права защищены ©

Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник

Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.

Затвитить пост!

Если Вам интересна эта запись, Вы можете следить за ее обсуждением, подписавшись на RSS 2.0 .

Один комментарий »

  • Денис пишет:

    статья действительно ценная в информационном плане! всегда стараюсь следить за новостями отечественной техники, особенно за новостями по ЗИЛу — старейшему отечественному заводу. огорчает конечно, что ЗИЛ потихоньку разваливают!из последних новостей кроме распродажи территории и паре пожаров, слышал на ЗИЛе вроде собираются организовать сборку седанов Mercedes-Benz S-класса? также в начале года попадалась инфа про обновленный ЗИЛ-432932 с новой мордой? известно ли что про этот грузовик? слышал вроде производство грузовиков с ЗИЛа на СААЗ передали если не путаю? но месяц назад вроде прошла информация, что СААЗ тоже к банкротству подводят? и последнее как обстоят дела на ММЗ? в общем вопросов масса...в связи с этим нет ли возможности подготовить новую статью о сегодняшнем состоянии ЗИЛа? я понимаю, что посетить завод возможности нет, но вы думаю лучше осведомлены с состоянием завода...

Оставить комментарий или два

Добавьте свой комментарий или трэкбэк . Вы также можете подписаться на комментарии по RSS.

Здесь Вы можете оставить свой комментарий (или даже два). Будьте вежливы. Не ругайтесь. Оффтоп тоже не приветствуем. Спам убивается моментально.