Автомобили Москвич на Ретро-Фесте в Сокольниках
Прошедшие выходные аллеи московского парка Сокольники были заполнены автомобилями прошедших лет. Здесь проходил фестиваль Ретро-Фест. Одну из самых представительных экспозиций праздника составили автомобили марки Москвич.
«Москвичей» на Ретро-Фесте было много, и представлены они были в экспозициях нескольких клубов. Однако самое большое количество машин этой марки представил «Автомобильный Клуб Москвич».
Самыми интересными в этом году стали экспортные Москвичи для стран с левосторонним движением. И показано таких автомобилей было сразу три.
Москвич-412П 1974 года выпуска был выпущен для рынка Великобритании. Продажей этих машин в туманном Альбионе занималась фирма «Сатра Моторс». В дальнейшем автомобиль был куплен нашим соотечественником, возвращен на Родину, а в конце 1990-х встал на прикол на одном из дачных участков. В результате машина почти полностью сгнила, и только усилия реставраторов клуба вернули ей первозданный облик.
Москвич-433П, фургон на базе Москвич-408, был продан в Великобритании в 1972 году. Благодаря бережной эксплуатации, эта машина сохранила оригинальные двигатель, подвеску и лакокрасочное покрытие на большинстве деталей. В дальнейшем владелец планирует подвергнуть автомобиль небольшим восстановительным работам с максимальным сохранением «родной» краски.
Москвич-434 пикап — самая редкая машина из «праворульного» трио. Для внутреннего рынка завод пикапы не выпускал, а вот на экспорт производил небольшое количество вот таких «грузовичков». Выпускались они путем обрезки кузовов обычных фургонов. Естественно, жёсткостью такие переделки не отличались, и в процессе эксплуатации быстро изнашивались. Данный пикап 1974 года выпуска проехал около 7,000 миль, после чего занял место на приколе, медленно рассыпаясь. Обнаружен он был случайно увлечённым ретро-автомобилями англичанином, который сообщил о находке в московский клуб.
Первое поколение автомобилей московского автозавода клуб «Москвич» представил прекрасно отреставрированным седаном Москвич-401. Эта машина предназначена только для участия в фестивалях и не предназначена для обычных поездок, поэтому её внешний вид полностью соответствует оригинальному. В частности, на ней нет поворотников, как и не было их на первых послевоенных Москвичах, только фары спереди и задний фонарь слева, над номерным знаком.
Второе поколение малолитражек Москвич с понтонным кузовом началось с модели Москвич-402. Её выпускали с 1956 по 1958 год. Элементы дизайна машины во многом схожи с Волгой ГАЗ-21, разработка которой проходила одновременно на ГАЗе. В частности, 402-й имел облицовку радиатора с центральным приливом, схожую с «облицовкой со звездой» Волги. Несмотря на новые элементы конструкции, Москвич-402 имел некоторые агрегаты, хотя и модифицированные, унаследованные от предшественника модели 401: двигатель, коробку передач и редуктор заднего моста. В 1958 году на смену 402-му пришел Москвич-407, но о нем речь ниже.
Одной из самых необычных машин на базе Москвич-402 был полноприводный Москвич-410. Он имел передний ведущий мост, усиленный кузов, и предназначался для сельских жителей. Несмотря на высокую востребованность машины, выпускалась она всего два года: 1957 и 1958. В связи с увеличением экспортной программы завода и нехватки для этого мощностей, производство 410-го было свёрнуто.
После Моквича-407 на конвейер должен был встать автомобиль третьего поколения: Москвич-408. Как переходную модель, завод с 1962 по 1965 года выпускал Москвич-403 с некоторыми агрегатами новой машины. Внешне он практически не отличался от 407-го, узнать его можно было по передней части бокового молдинга с доведенной до колесной арки линией и вставкой с цифрами «403» и двухсекционным задним фонарям.
Экспортная версия Москвич-403ИЭ отличалась от машин для внутреннего рынка достаточно заметно. Помимо улучшенной внутренней отделки, она имела оригинальную облицовку радиатора с прямоугольными обводами и подфарниками, заходящими на боковины, наружные зеркала заднего вида, окрашенную в цвет кузова окантовку задних фонарей, боковые двойные молдинги с контрастной выкраской.
Фургон Москвич-432 на базе Москвича-403 отличался от своего предшественника боковинами кузова. Они были цельноштампованными и не имели разъемов дверей. Боковой водосточный жёлоб был цельным, без перепадов. Установка на крыльях зеркал заднего вида позволила отказаться от окон в задней двери и перегородки между пассажирским и грузовым отделениями.
Третье поколение малолитражек Москвич открывала модель 408. Машина имела полностью новый кузов с современными спрямленными обводами, двигатель и ходовую часть. Первые выпуски Москвича-408 имели облицовку с четырьмя фарами, хотя есть мнение, что четырёхфарные машины шли только на экспорт. Сейчас это проверить почти невозможно, однако по дорогам СССР колесило немало таких машин. Их привозили работавшие за границей советские граждане, покупая на заработанные инвалютные рубли. К сожалению, мне не удалось снять общий вид этого 408-го, слишком много было вокруг него народа. Впрочем, я надеюсь встретить эту машину на одном из следующих фестивалей.
На смену Москвичам моделей 408 и 412, отличавшихся двигателями, в 1976 году должен был прийти Москвич-2140. Как и всегда при смене моделей, завод выпускал переходный вариант. На снимках представлен переходный вариант 2140 с салоном, электропроводкой и дверями от Москвича-412 (обратите внимание на дверные ручки). Такие машины сходили с конвейера очень непродолжительное время, в январе 1976 года.
Серийный Москвич-2140 был представлен в окраске патрульного автомобиля ГАИ. Автомобили Москвич действительно широко использовались в милиции, однако с выходом на проектную мощность ВАЗа предпочтение для патрульных машин стали отдавать Жигулям.
О реплике раллийного Мосвича-2140 Люкс я уже рассказывал. Отмечу только, что на Ретро-Фесте эта машина выставлялась в том же виде, что и на Олдтаймер-Галерее в марте — с дополнительными фарами на передних кронштейнах и с антенной на крыше.
Теперь плавно перехожу к Москвичам, представленным в экспозициях других клубов. Москвич-401 в модернизированном варианте, рассчитанный для повседневных поездок в наши дни. Модернизирована ходовая часть и двигатель, установлена «неродная» светотехника: поворотники, стоп-сигналы, габариты. Состояние кузова оставляет желать лучшего, а пороги вообще отсутствуют.
Москвич-407, самая массовая машина завода второго поколения. Выпускался с 1958 по 1963 год. От предшественника Москвича-402 отличался улучшенной отделкой и модернизированным верхнеклапанным двигателем. Внешне машина узнавалась по новой облицовке радиатора, боковым молдингам и надписи МОСКВИЧ на капоте.
Москвич-408ИЭ выпускался с 1969 года. В этом году, как и Москвич-412, он получил новый кузов с измененной облицовкой радиатора и прямоугольными фарами (их выпускали в ГДР). Задняя часть также изменилась, фонари стали горизонтальными, с треугольными секциями поворотников над ними. Буква «И» в индексе обозначает соответствие европейским нормам безопасности, буква «Э» — возможность экспорта.
А это — Москвич-412, причем тоже выпуска после 1969 года. Кузов полностью унифицирован с 408-м, отличить можно только по двигателям. Теоретическая возможность экспорта отразилась в надписи на багажнике. Она на латинице — Moskvich и не имеет индекса.
Не могу не упомянуть в этом рассказе и машины ИЖ. В связи с большим спросом на Москвич-412 за рубежом и дефицита машин на внутреннем рынке, было принято решение организовать выпуск автомобиля на автозаводе в Ижевске. В итоге в 1967 году первые ИЖ-412 сошли с конвейера. Первое время машины отличались только эмблемами на руле и передней решётке. Однако уже в 1973 году ижевская машина была модернизирована и получила новую решётку радиатора с двумя круглыми фарами отечественного производства.
ИЖ-2125 Комби — оригинальная разработка Ижевского завода, первый советский автомобиль с кузовом «лифтбек». Обладал меньшим по сравнению с Москвичом-универсалом вместимостью багажного отделения, однако значительно превосходил по этому показателю обычные седаны. Трансформируемые задние сиденья давали возможность использовать машину и как семейный автомобиль, и как легкий фургончик во время дачного сезона.
Другие статьи об автомобилях Москвич можно посмотреть здесь.
Чтобы не пропустить новые статьи, подпишитесь на обновления.
Понравилась статья? Или не нашли что искали? Оставьте комментарий или свяжитесь со мной по электронной почте.
Текст и фото: Леонид Кузнецов
Все права защищены ©
Перепечатка, частичная или полная, только с согласия автора и ссылкой на источник
Фотографии, отмеченные логотипом AVTOINETOLKO.RU, в высоком разрешении в формате RAW Вы можете приобрести, связавшись со мной по e-mail. Используйте форму обратной связи на странице КОНТАКТЫ.
Оставить комментарий или два